Лучшие веломаршруты Подмосковья: по паркам, набережным и достопримечательностям
Путешествовать летом на двухколесном транспорте куда приятнее и увлекательнее, чем на машине. Вы сможете дышать свежим воздухом, останавливаться в живописных местах, чтобы делать красивые снимки, и заниматься фитнесом. Расскажем о нескольких самых любопытных направлениях для поездок на велосипеде по Московской области.
Велотуризм в Подмосковье
Велосипедные прогулки — отличный способ совместить занятия спортом и познавательный туризм. В Подмосковье каждый год появляются новые маршруты для любителей двухколесного транспорта. В пути они могут насладиться красивыми городами и природой, познакомиться с местными достопримечательностями и посетить музеи.
6 популярных веломаршрутов в Московской области
Серпухов
Название этого веломаршрута — «Один день в Серпухове». Его протяженность — 8000 метров. Время в пути составит около 40 минут в одну сторону.
Начать поездку можно с Привокзальной площади, где находится скульптура «Всадники». Далее путь пройдет по улице Ворошилова, у дома №151 обратите внимание на известное граффити «Павлин» (эта птица — символ Серпухова). Затем вы будете проезжать Музей печати, скульптурную композицию «Ярмарка», сквер «Дама с собачкой» и доберетесь до одной из главных городских достопримечательностей — Серпуховского историко-художественного музея. Он располагается в особняке XIX века, построенном по проекту известного архитектора Р.И. Клейна и принадлежавшем серпуховским купцам и фабрикантам Мараевым.
Далее маршрут пойдет мимо Старообрядческой церкови Покрова Пресвятой Богородицы и Высоцкого мужского монастыря — одной из древнейших обителей Подмосковья. Рядом находится плотина, где можно будет немного передохнуть, а затем доехать до Принарского парка. Конечная точка маршрута — Церковь Распятия Христова.
Дмитров — Перемилово
Это один из самых длинных веломаршрутов Подмосковья. Его протяженность — 10500 метров.
Маршрут начинается из самого центра города — музея-заповедника «Дмитровский кремль». Там обязательно стоит посмотреть Успенский собор начала XVI века, Елизаветинскую церковь и комплекс Присутственных мест. Дальше путь пролегает через Советскую площадь, памятник В.И. Ленину и Дмитровскую Центральную Межпоселенческую библиотеку к парку «Березовая роща». Там можно немного передохнуть в тени деревьев, а затем отправиться к следующей точке — мемориалу «Перемиловская высота». Он виден с шоссе на западном и восточном берегах канала имени Москвы, с моста через него и с железной дороги. Оттуда открывается прекрасный вид на Яхрому и окрестности.
Затем можно возвращаться обратно в Дмитров — к дому-музею Петра Кропоткина, рядом с которым, на Кропоткинской улице, находится ансамбль скульптур дмитровчан разных сословий «Горожане». Заканчивается маршрут у Егорьевских ворот.
Звенигород
Один из самых живописных веломаршрутов Подмосковья находится в Звенигороде. Эти места часто называют «подмосковной Швейцарией». Там жили и творили художники Исаак Левитан и Мария Якунчикова, композитор-пианист Сергей Танеев, писатели Михаил Пришвин и Василий Янчевецкий.
Этот маршрут подойдет опытным велосипедистам, его длина — 41 километр. Время в пути составит больше трех часов. По дороге можно будет насладиться красотой подмосковной природы и отдохнуть от городских каменных пейзажей.
Начинается маршрут в деревне Барвиха. Путь будет пролегать по берегам Москвы-реки через село Петрово-Дальнее и деревню Пальцы к жемчужине городского округа — Саввино-Сторожевскому монастырю. Прекрасно сохранившийся архитектурный ансамбль делает его любимой достопримечательностью у туристов, а святыни притягивают паломников со всей страны.
Долгопрудный
Протяженность обзорного веломаршрута Долгопрудному — 14500 метров. Прогулка займет 45-50 минут.
Начало маршрута — у церкви Иконы Казанской Божьей матери. Далее путь идет через парк на Молодежной улице и парк Мысово в Юсуповский сквер. Рядом расположена церковь Спаса Нерукотворного Образа. Завершается поездка в Центральном парке Долгопрудного.
Солнечногорск
Веломаршрут в Солнечногорске пролегает по живописной благоустроенной набережной озера Сенеж к Городскому парку культуры и отдыха. Его протяженность — 10170 метров. Маршрут проходит через парк «Набережная Выстрел», который простирается до дома отдыха «Сенеж». Там есть рыбацкие мостики, пирс, смотровые площадки, качели, небольшой пляж и Маяк — так что можно будет оставить велосипед и отдохнуть в парке или позагорать на пляже.
Клин
Этот маршрут называется «Клин звучит». Его протяженность — 11 километров. Путешествие начинается с вокзала. Маршрут проходит по исторической части города с его главными достопримечательностями. Затем велодорожка постепенно уходит с городских маршрутов в живописные парки с набережными и завершается у жемчужины города — музея П.И. Чайковского.
Маршруты для велотуризма по подмосковью
Где бы прокатиться на велосипеде одним днем, да так, чтобы было интересно, и при этом не очень далеко от Москвы?
Бывает непросто найти в Сети достойные внимания маршруты, а тем более – наметить путь самому, особенно при острой нехватке времени.
В этой статье собраны, на мой взгляд, лучшие веломаршруты Московской области, подходящие для тех, кто предпочитает заброску на электричке.
Что же понимается под хорошим маршрутом? Что является залогом интересного вело-ПВД (Похода Выходного Дня)?
— реки и водоемы . Так или иначе, самые красивые маршруты области пролегают вблизи рек;
— разнообразный рельеф. Конечно, гор в Подмосковье нет, но есть холмы, ласкающие взор;
— живописные луга, поля, леса. Крупной населенки по возможности избегаем;
— необычные примечательности, в особенности природные (POI – points of interest, точки интереса);
— минимум автомобильного трафика на пути, полевые или лесные (грунтовые) дорожки;
— погодные условия. Не лишним будет попутный ветер и отсутствие грязи после дождей.
Всем ли подойдут эти маршруты? Как насчет начинающих велосипедистов?
Если вы ездили на велосипеде только по городу (асфальт, парки), но не раз проезжали за день 50+ км, то вы справитесь. Если же проезжали меньше, но уверены в своей физической подготовке – почему бы и не попробовать?
Это касаемо наездника. А ведь тип байка тоже важен!
Мы будем подразумевать «горный велосипед» (MTB, mountain bike). То есть, руль на уровне седла или чуть выше, от 10 скоростей, колеса диаметром 26…29’’, покрышки шириной 1,8…2,5’’.
Как правильно рассчитать время прохождения маршрута?
Общее время складывается из ходового времени (движение на велосипеде) и времени в простое. Простои включают закупки еды, перекусы, фотографирование, осмотр POI, разные нужды. Также неплохо иметь запас времени.
Как правило, в простое проходит от трети до половины всего пути, не считая заброски и выброски. Допустим, половину времени вы едете со средней скоростью 15 км/ч, а другую половину – стоите (0 км/ч), в итоге общая средняя выйдет 7,5 км/ч. Именно общую среднюю скорость я советую брать для расчета времени в пути.
Следует учесть, что чем больше участников, тем шире разброс темпа, если они не скатаны.
Все приложенные трэки отражают реальные пройденные в разные года маршруты. Для пущей точности все трэки были перерисованы заново от руки с использованием спутниковых снимков и OSM (OpenStreetMap). А также трэки содержат данные высот и путевые точки (POI), в том числе расположение питьевых родников. Магазины я отмечать не стал – они есть почти в каждом селе, а сетевые супермаркеты несложно найти через Maps.Me/Organic Maps, Я.Карты и т.п.
Некоторые маршруты проходят вблизи внешних границ Московской области или даже захватывают соседнюю область; лучше уточнить тарифы вашего сотового оператора, если планируете звонить в походе.
По большей части трэки состоят не из одной нитки, а содержат сегменты-ответвления. Сделано это для удобства, чтобы у вас был выбор вариантов проезда по маршруту.
Вы можете развернуть любую нитку (поменять начало и конец), но это не всегда бывает оправдано.
А по поводу карт и загрузки файлов расскажу в конце статьи.
Статья обновлена 07.2022. Подробнее см. заключение
1) Запад. Вдоль Москвы-реки, часть 1
Не зря я начинаю обзор именно с Москвы-реки – это «титульная» река области, и по ее берегам расположено множество живописных мест!
Маршрут холмист, немало спусков в пойму и подъемов на высокий берег.
POI на маршруте: 4 подвесных моста, старые каменоломни, несколько храмов 18-19 веков постройки, Саввино-Сторожевский мужской монастырь.
Грунтовых участков от четверти до половины пути, остальное – асфальт с малым трафиком и проселки. Есть два участка по километру с приличным трафиком перед с. Каринское и в д. Ягунино, где надо быть особенно внимательными.
По пути много мест для купания, часть из них отмечены путевыми точками.
- Чтобы скачать трэк в формате .KML, в окошке с картой нажмите кнопку «Увеличить карту» в правом верхнем углу, и оно откроется в новой вкладке браузера. Там вызовите меню (вертикальные «три точки» слева), выберите «Скачать KML».
Полный вариант пути:
пл. Партизанская (или ст. Дорохово) – ст. Звенигород (около 80 км). С осмотром монастыря, скита и центра Звенигорода в конце пути – еще +5…10 км. На такой поход нужно выделить 10-11 часов светового дня, дабы не превращать его в гонку.
Заброска и выброска – по Белорусскому направлению МЖД (оно же Смоленское). Считая от ст. Фили, до Партизанской электричка довезет вас за 1:20…1:40. Обратно от Звенигорода за 1:10…1:20.
Точки схода: ст. Тучково (32 и 39 км пути), пл. Полушкино (45 км пути).
Укороченные варианты (оба на 45…50 км):
— Партизанская (или Дорохово) – Кубинка (или Полушкино)
— Кубинка (или Полушкино) – Звенигород
Первый удобен тем, кто захочет «зависнуть» на скалах-каменоломнях, поскольку уместить в один день 80-90 км маршрута, скалолазание и пещеры просто немыслимо. Смотреть каменоломни рекомендуют осенью или весной, когда их не закрывает зелень.
Второй отрезок живописнее первого, а также подойдет желающим подробнее ознакомиться с монастырем и Звенигородом. При монастыре, кстати, можно купить квас, выпечку и всякие разности. А еще полюбоваться на местных кошек
2) Запад. Вдоль Москвы-реки, часть 2
Логическое продолжение первой части в приближении к Москве с запада. Больше половины маршрута проходит в пойме Москвы-реки, поэтому здесь в 2 раза меньше набор высоты, при этом грунтовых дорог 70-80%.
Важное замечание: часть территории поймы присоединили к г. Москва при расширении границ в 2012 году. Кое-где на лугах и полях красуются столбики «частная собственность, проход запрещен», но фактически ограничений нет (на 2020 год). Тем не менее, в любой момент там может начаться застройка, так что – спешите видеть…
И еще замечание: к востоку от Звенигорода по грунтовкам вдоль реки зачастили гонять всякие говноциклы. В сухую погоду поднимают пыль. В выходные там стало не так приятно, как раньше.
Маршрут (основная нитка) большей частью видовой, созерцательный, из POI – три храма. Есть пляжи, но нет родников.
Длина основной нитки от ст. Звенигород (Белорусское направление МЖД) до пл. Красногорская (Рижское направление МЖД) – 65 км. Можно уменьшить это расстояние на 6 км, исключив в начале пути «крюк» через центр Звенигорода, но для этого придется проскочить 1,5 км по ЦКАД под горку.
Точка схода на ЖД, по сути, только одна – это пл. Барвиха Усовской ветки Белорусского направления МЖД (путь уменьшится до 53 км).
Можно и удлинить путь на 10-12 км, причем двумя способами. Первый – увеличить «крюк» до моста БМО (Большая Московская Окружная ЖД, или Большое Кольцо МЖД).
А второй способ может быть полезен тем, кому Рижское направление удобнее Белорусского. Едем по Рижскому ходу до ст. Манихино (около часа от МЦК/МЦД Стрешнево), потом сквозь дачи спускаемся ~600 м до платформы 165 км БМО, откуда на пустой и де-факто бесплатной электричке (состав 4-6 вагонов) едем 12 минут до пл. 177 км БМО. Только надо учесть, что платформы эти – низкие, т.е. на уровне земли, и в тамбур забираемся с великом по ступеням. И главное, что электричек – 3 штуки в день. Утренняя (на 2020 год) в 9:18. Если опоздаете, придется ехать следующим по списку маршрутом
Выйдя на пл. 177 км, оказываемся в дивной глуши! Проехав по тропе луг, речку по мостику и поле, попадаем на пустой асфальт до Звенигорода. Через 3 км – родник в лесу у дороги.
Можно выйти и позже, на пл. Дюдьково возле скита монастыря (с родником и купелью), и тогда удлинения нитки пути не будет (получатся примерно те же 65 км).
…В конце пути наш маршрут огибает берегом Ильинскую пойму, на которую давно положили глаз застройщики, но там, к счастью, до сих пор обрабатывают поля. К пойме примыкает уникальный памятник природы, заказник «Лохин остров», на который ведет единственный мостик. Можно сделать кружок по острову, добавив несколько километров пути.
К сожалению, невдалеке от Острова и Поймы ведется масштабная стройка жилых кварталов, и в ближайшем будущем нагрузка на экосистему сильно возрастет…
Тем, кому удобнее Белорусское направление, могут, покатавшись по Пойме и Острову, финишировать на пл. Барвиха (электрички на Москву).
3) Запад. Истра и Маглуша
Удобный маршрут средней холмистости вдоль Рижского хода ЖД «от дальней станции к Москве», много точек схода. Общая длина – 70 км, из которых около ¼ грунтов. Маглуша – это приток р. Истра, которая, в свою очередь, впадает в Москву-реку.
Начинается путь у ст. Румянцево (полтора часа езды от МЦК/МЦД Стрешнево), заканчивается у пл. Малиновка (или ст. Дедовск). Можно начать на пл. 73 км, тогда будет на 9 км меньше.
Первые 6 км – шоссе со средним движением, по сторонам которого находятся остатки бывших пионерских лагерей. Кое-где, возможно, нет охраны (это для любителей полазить).
В Савельево есть «Пятерочка», за ней сворачиваем на пустую дорогу вдоль Маглуши. Затем, после небольшого грунтового участка, попадаем в д. Филатово, а за ней – Глебово. Здесь прямо-таки средоточие POI: 2 храма, 2 родника и купель, 2 старых аллеи и развалины усадьбы.
Следующее такое место – Новоиерусалимский мужской монастырь (и объекты вокруг него). Тут вообще можно провести полдня, а то и весь; но тех, кто все-таки хочет покататься, путь-дорожка ведет грунтами по пойме Истры (но можно проехать и через город).
Очередная остановка – п. Троицкий. Два храма, два родника, купель. Поселок, в основном, дачный, но довольно старый; думается, что участки тут давали не простым людям, а деятелям искусства, культуры или науки. Прокатившись по его улочкам, вы поймете, о чем я!
Не доезжая п. Снегири есть вечно грязный участок в несколько десятков метров. Даже в сильную сушь он редко просыхает до конца. Аккуратность там не помешает.
А южнее Снегирей находится село Рождествено, рядом с которым раскинулись обширные поля-луга. Мало осталось таких местечек в пределах 20 км от МКАД, где можно по-настоящему ощутить простор! И при этом относительно тихих и безлюдных.
В сухую погоду, когда воздух достаточно прозрачен, с северной вершины полей можно разглядеть высотки г. Одинцово и запада Москвы – это не менее 25…30 км по прямой!
Эти поля продолжают существовать благодаря ферме с необычными коровами, относящейся к РАН. Правда, не обошлось без коррупции, в результате которой на краю полей выросли многоэтажки…
Вы можете поддержать ферму, купив там сырое молоко (с 8 до 10 или с 14 до 19 ч ежедневно в 2021 г.; тару можно взять свою). Иногда продают творог и сливочное масло (дорого, но мило).
(!) Поля раз в несколько лет распахивают вместе с грунтовыми дорогами. Проезд может стать иным.
4) Север. Сестра и Яхрома
Савеловское направление МЖД. Старт – пл. Мельдино. Считая от МЦК/МЦД Окружная, до Мельдино ехать более 2 часов, но оно того стоит.
Маршрут довольно плоский (по большей части – асфальт), при этом тихий, спокойный и приятный. Лишь в самом конце придется проехать 3 км по Дмитровскому шоссе, чтобы пересечь канал им. Москвы.
Точек схода нет (только автобусы), поэтому лучше решить заранее, каким путем ехать (от 62 до 85 км).
Сразу после пл. Мельдино вам предстоит паромная переправа через канал им. Москвы (платная, 35 рублей с велосипедиста на 2022 год, есть оплата картой). За паромом – пустой асфальт посреди лесов, через 6 км он выходит в долину р. Сестра (приток Дубны). Если вы выбрали короткий путь, то проедете по этому шоссе еще 28 км. А если выбрали длинный, то перед деревней Дрочево следует повернуть на Меленки, за которыми вас ждет подвесной мостик на другой берег Сестры.
POI на маршруте («длинный» вариант): паром, остатки плотины малой ГЭС, 2 подвесных мостика, несколько храмов 16-19 веков постройки, Николо-Пешношский мужской монастырь, радиотелескоп МГТУ им. Баумана (чуть в стороне, подъезд к нему может быть перекрыт).
Во второй половине пути взору откроются дальние виды на поля Яхромской поймы. В советское время русло р. Яхрома было искусственно изменено, а заболоченную низину осушили и превратили в огромный огород, который до сих пор снабжает Москву овощами.
Завершится маршрут на пл. 75 км или ст. Каналстрой того же Савеловского направления. Смотрите расписание: не все электрички имеют там остановки. Как оказалось, проще закончить в Дмитрове, ибо на А-104 теперь «отбойник» между полосами движения (пересечь трудно).
5) Север. Дубна и Веля
Преимущественно асфальтовый маршрут между Ярославским и Савеловским направлениями МЖД. Один из моих любимых! Южная часть – очень холмистая (Клинско-Дмитровская гряда), северная – относительно ровная.
Основная нитка: пл. 83 км (Яр.) – ст. Вербилки (Сав.), длина 72…75 км
Вторая нитка: пл. Абрамцево (Яр.) – ст. Вербилки (Сав.), длина 80…85 км (или короче на 18 км, если старт от пл. 62 км БМО)
Точек схода нет (только автобусы).
Рельеф непростой, так что рассчитывайте свои силы. Но где рельеф – там и красóты!
Для опытных катальцев есть возможность удлинить основную нитку вплоть до 115 км. Или же вообще и старт, и финиш сделать на Яр. напр. (смотрим трэк!)
Между Вербилками и Орудьево – богатый хвойный лес, через который ведет приличная колея (через ЖД у Очево – тропа). После дождей там грязно.
Старинные храмы, холмистые пейзажи – этого на маршруте в достатке! А особо отмечу два места. По основной нитке это Загорская ГАЭС (гидроаккумулирующая электростанция) – хитрая вещь, которая, по сути, потребляет энергии больше, чем отдает. А по второй нитке (или по удлиненной первой) – это село Ольявидово, расположенное на холме, и его живописное окружение.
Еще можно отметить старейший в России фарфоровый (фарфорный) завод в Вербилках, который как-никак действует и даже проводит экскурсии и мастер-классы.
6) Север. Сорочаны, канал и Мураново
Полный вариант: ст. Яхрома (Сав.) – пл. Ашукинская (Яр.), длина 73…77 км
Короткий вариант: ст. Икша (Сав.) – пл. Ашукинская (Яр.), длина 46…50 км
Не скажу, что маршрут шибко интересный, зато близкий по заброске и популярный. При желании можно развернуть нитку – особенно, если вы не уверены в своих силах для полного варианта (можно будет сойти в Икше).
Грунт/асфальт: 20/80%, выраженная холмистость. 7 километров маршрута проходят по берегу канала им. Москвы. Купалка также возможна в Икшинском/Пестовском водохранилище.
Около Яхромы – красивые виды; а посередине пути находится широко известная в узких кругах зона отдыха «Хвойный Бор» — в тамошнем лесу раскатали очень грязные колеи, и поэтому трэк содержит объезд (срезку). От Хвойного Бора до Ашукино – малозагруженный асфальт.
7) Север/восток. Воря и Торгоша
Ярославское направление МЖД. Длина маршрута – от 55 до 75 км, из них 15…20 км грунтов. Холмистость средняя или выше.
Старт на ст. Фрязино, финиш на пл. Федоровское, пл. Радонеж или ст. Сергиев Посад.
Дороги, в целом, тихие. При финише в Радонеже или С-Посаде последние километры будет средний трафик. На пл. Федоровское электрички раз в 2 часа.
На лесном озере в выходные может быть уйма народа; тогда купаться лучше в Воре (или Торгоше) севернее Красноармейска. Но берега озера красивы; а поздней осенью, когда лиственные деревья уже облетели, вечнозеленые хвойные леса напомнят об ушедшем лете, если вам удастся выкроить солнечный денек.
Из-за стройки ЦКАД кусок маршрута мне пришлось переделать. И есть в начале пути, за Камшиловкой, участок через дачи под вопросом (свободен ли проезд, смогу узнать позже. Пишите комментарии!)
Восток. Мещера Нерская
Мещерская низменность очень популярна среди велосипедистов. Относительно редкая населенка, ароматные боры, разветвленная сеть лесных дорог. Вот только все это благолепие находится не так уж и близко от столицы. Однако есть несколько маршрутов в пределах 1,5 часов езды на электричке. Предлагаю вам один из них.
Старт на ст. Виноградово (Рязанское направление МЖД), финиш на пл. Казанское (Горьковское, оно же Нижегородское направление МЖД). Возможен сход ровно на половине пути, длина которого – около 70 км, почти треть из них – грунты. Маршрут весьма плоский, как и вся Мещера.
На пути есть родники, старинные здания, самобытный дом-музей народных умельцев. Но изюминка этого похода – лесная дорога длиной в 15 км и оборудованная стоянка на р. Нерская. При желании маршрут можно развернуть и поехать с севера на юг, если солнце в глаза не будет помехой (или же погода облачная). Тогда красивые леса будут у вас во второй половине пути.
9) Юг. Вдоль Северки
Река Северка – приток Москвы-реки – течет среди полей, лугов и перелесков юга и юго-востока Московской области. И маршрут наш, ведущий с запада на восток вниз по течению этой речки, проходит, по большей части, по открытой местности. Поэтому грунты здесь сохнут достаточно быстро.
Маршрут слабохолмистый, но длинноват для начинающих, да и грунтовок немало. Длина 78…80 км. В принципе, можно урезать маршрут до 54…62 км, закончив путь на БМО (электрички на Воскресенск или Михнево), но вечером там лишь по одной электричке в каждую сторону.
Старт — на ст. Барыбино (Павелецкое направление МЖД), это около 1 часа езды, считая от пл. Верхние Котлы.
Финиш — на ст. Пески (Рязанское направление МЖД); обратно ехать 1:40…1:50 до пл. Андроновка.
Маршрут насыщен культовыми зданиями (8 храмов), а вот с местами для купания как-то не очень. Но они есть 🙂
В самом конце – пересечение Москвы-реки по наплавному (понтонному) мосту, который могут отвести на время прохода судна по реке. Случается это нечасто, но из-за этого можно опоздать на электричку и ждать следующей. Кстати, линия железной дороги между Москвой и Рязанью – с левосторонним движением, ибо проектировали второй путь англичане в 19 веке. Так что пути не переходим 🙂
10) Юг. Талеж и Шкинь
Это, скорее, 2 отдельных маршрута: один короче, другой длиннее. Хотя, продвинутые велосипедисты осилят всю нитку 🙂
Короткий маршрут длиной около 50 км начинается у пл. Луч (это 1:40 на электричке, считая от Курского вкз.) и проходит поблизости от реки Лопасня. На пути есть и грунтовки, и проселки, и тихие асфальтовые дороги (их больше всего). По берегам реки есть подъемы и спуски. В общем, скучно не будет!
Главные POI – это мужской монастырь (Давидова пустынь) у села Новый Быт, основанный в 16 веке, и талежский родник (он же Давидов источник).
Родник у села Талеж – один из самых эпичных и противоречивых во всей области. Дето в том, что благоустроено это место было в лихие 90-е на деньги подольских и чеховских «братков», которые пытались таким образом то ли покаяться, то ли откупиться от злодеяний… Более того, на территории ранее упомянутого монастыря захоронены двое из них, приложившихся к восстановлению обители. Такие вот дела.
Закончить маршрут можно двумя путями. Основной вариант (лесистый асфальт и пара километров грунтовок) приведет к пл. Шугарово Павелецкого направления МЖД; второй вариант длиннее всего на 2 км, идет он по открытым местам с участком мощеной булыжником старинной дороги в Михнево (тоже Павелецкое направление, чуть больше электричек).
А теперь про длинный маршрут (~70 км). Начинается он от пл. Шугарово и ведет примерно вдоль хода БМО (Большого Кольца МЖД), пересекая вышеописанный маршрут «вдоль Северки» в старинном селе Шкинь. По этой причине оба этих маршрута можно использовать совместно, получая вариации.
Грунтовые участки наличествуют только в конце, после села Шкинь, в том числе лесная дорога по старинному тракту, где может быть грязновато. Но, взяв концовку от «Северки», можно вообще исключить грунты (тогда длина пути уменьшится до 65 км). А также можно объехать лесной тракт через Ратчино.
Заканчивается маршрут в Воскресенске (пл. 88 км Рязанского направления), откуда около 1,5 ч езды на электричке до МЦК.
11) Юг. Серпухов-Ступино
Еще один маршрут между Курским и Павелецким направлениями, на удалении около 100 км от вокзалов, среди приокских смешанных лесов и боров. Рельеф присутствует, но не сильный. Грунтовые участки – в самом начале и самом конце.
Основная нитка имеет длину 65 км. Начало у пл. Авангард (дабы не соваться в суетливый Серпухов); через 15 км окольными путями попадаем в Данки – форпост Приокско-Террасного государственного биосферного заповедника, где содержатся зубры. На зубров можно посмотреть в рамках экскурсии.
Далее несколько километров шоссе идет по заповедной территории, где заходить за обочину нельзя. Следующие 7-8 км дорога идет уже через общедоступные леса, где встречаются места отдыха (лавочки с навесом). Затем леса расступаются, открывая пойму сначала Лопасни, а потом – Оки.
Там, на Оке, у границы городских округов (бывших районов), места особо «элитные», и их облюбовала местная знать. На самой границе дорога перекопана (на 2020 год), но проехать на велике можно. И залезть на живописный песчаный бугор, поросший соснами.
Но если дорогу всё-таки воссоединят, то трафик на этом маршруте резко возрастет…
— вместо спуска к Оке после Игумново можно свернуть вдоль р. Лопасня на Михнево (лучше в сухую погоду). За селом Хатунь эта ветвь вливается в маршрут через Талеж, описанный выше. Общее расстояние почти не изменится;
— можно укоротить путь на 6 км, закончив на ст. Ступино, посмотрев центр города ранне-советской застройки. Но основная нитка с финишем на пл. Акри всё же интереснее (сосны, Ока, виды, монастырь).
12) Юг/юго-запад. Истья и Нара
Маршрут между Киевским и Курским направлениями, весьма пересеченный и разнообразный. Часть маршрута проходит по Калужской области.
Старт – ст. Балабаново (Киевское напр., 1:30…1:40 от вокзала) или пл. Мачихино БМО (есть прямая электричка с Киевского вкз., в пути 1:45), финиш – ст. Шарапова Охота (Курское напр., 1:45 до вокзала).
Как видите, тут снова «вилка», т.е. появляется и третий вариант: Балабаново Мачихино.
Основная нитка: Балабаново –> Шарапова Охота, длина 72…75 км.
Сначала нитка ведет берегами р. Истья (приток Нары, впадающей в Оку у Серпухова). До впадения в Нару главная примечательность – это парк птиц «Воробьи». Многие наверняка слышали о нем. Впрочем, туда лучше наведаться с детьми. А я вот не приветствую содержание крупной живности в неволе (особенно летающих птиц!) без крайней необходимости. Как бы то ни было, можно погулять по саду камней рядом с зоопарком.
Перейдя Нару по подвесному мостику, вы окажетесь в селе Тарутино, где находился штаб Кутузова во время войны 1812 года. В те дни здесь состоялось историческое сражение, а теперь в селе находится музей на территории мемориального комплекса. А вокруг кое-где сохранились земляные укрепления той войны.
Далее основная нитка поведет левым (северным) берегом Нары, но от музея можно проехать и южным берегом, чтобы не возвращаться через село. Только надо учесть, что эти земли к югу от Нары относятся к ГК «Таруса» – это что-то вроде «южного Завидово», охотничья вотчина высших чиновников. Однако полоса заказника между А-108 и рекой Нара вряд ли интересует егерей.
Еще чуть дальше, перед деревней Мелихово, грунтовая дорога пересекает брод глубиной вплоть до пояса (в межень – по колено). Хорошее место для бодрого купания Брод можно объехать южным берегом Нары, добавив несколько вёрст (смотрите трэк ниже).
Ну, и кратко про дополнительную нитку Мачихино-Тарутино. Главное там – Радужный водопад. Небольшой водопадик, высота меньше 3 м, но красивый, особенно в большую воду!
Если поедете от Мачихино до Шараповой охоты, то готовьтесь к 82…85 непростых километров. А вот от Мачихино через Тарутино до Балабаново получится 63…65 км, причем это расстояние можно увеличить, сделав «петлю» берегами Нары.
При финише в Мачихино изучайте расписание заранее. Прямая электричка до Москвы может быть слишком рано, и тогда вам придется делать пересадку в Бекасово-1.
13) Восток. Мещера глубокая
Начинается маршрут на ст. Авсюнино (электрички на Шатуру и Черусти от Казанского вокзала, время в пути от пл. Андроновка 1:40…1:55). А финиш на Горьковском (оно же Нижегородское) направлении МЖД: до ст. Покров получится 65 км. Если в конце пути останется время, силы и желание, то можно продлить путь на 11, а то и на 17 км (и выйдет соответственно 76 или 82 км). Можно и наоборот, уменьшить путь до 59 км, начав на пл. Запутная (на 2 остановки дальше Авсюнино).
Суть маршрута – это песчаные (и не очень) дорожки сквозь красивые и ароматные мещерские леса. А особенно – дремучий участок пути длиной 20 км к северу от деревни Мануйлово. 20 км лесных дорог без населенных пунктов – это немало для Подмосковья! Несмотря на то, что участок относится ко Владимирской области.
Перед преодолением участка загляните на родник в д. Старый Покров (там есть и купель).
В целом, грунтовок на маршруте больше половины, и это непростые грунты: кое-где возможна пешка по пескам, в которые зарываются даже колеса с широкими покрышками. Но лесная глушь того стоит!
Вот только весной после половодья и летом после сильных дождей ехать не советую. И – помнить про комаров. Лучшее время для Мещеры – это конец лета и погожие осенние дни.
14) Юг. Пахра и Суханово
Решил я всё-таки добавить в список и этот маршрутец, хотя проходит он всего-то в 10-15 км от МКАД в местах с относительно большой населенкой. На 2020 год он был актуален, но вблизи столицы всё меняется довольно быстро…
* Внимание! Возможно, маршрут уже под вопросом. Буду рад советам по его улучшению (проверенным), поскольку сам теперь живу далеко и в тех краях бываю не каждый год.
Интересностей на пути немало: каменоломни «Силикаты», «Сьяны» и «Кисели», домодедовский известняковый карьер («Подмосковные скалы»), Бутовский расстрельный полигон, усадьба Суханово, усадьба Горки («Ленинские»), мемориальный павильон-вокзал платформы Ленинская, плотина бывшей малой ГЭС на Пахре (одна из первых ГЭС в СССР). А также храмы, родники, подвесные мостики и просто красивые виды на реке Пахра.
На маршруте практически нет загруженных шоссе (по меркам ближней области), много грунтовок и местных дорог. Общее расстояние – от 30 до 70 км; ЖД рядом, Москва тоже рядом, и трудностей с этим быть не должно.
Начинать советую на МЦД-2 Силикатная: через несколько километров у д. Ерино будет родник в красивом нагорном лесу над рекой Десна (приток Пахры). На стрелке Десны и Пахры стоит известная усадьба Дубровицы с уникальным роскошным храмом постройки конца 17 века, но, увы, он будет скрыт за лесом, а мостов в Ерино нет. И еще: после дождей на лесных склонах грязно и опасно, и тогда лес лучше «срезать» мимо дач.
Между М-2 и М-4 вдоль Пахры много распаханных полей, местами встречаются и теплицы; раньше там не совсем легально околачивались китайцы или вьетнамцы, но в последние годы они исчезли, и проблем с проездом быть не должно.
Завершить путь можно на пл. Ленинская Павелецкого направления, а можно и на МЦД-2 Бутово. 70 км получится, если вы посетите все POI (путевые точки).
В заключение напишу, что эта страница будет по возможности обновляться, в том числе при добавлении или изменении маршрутов. Текут не только реки – «всё течет, всё меняется»…
Вы тоже можете принять участие в наполнении этой выборки. Пишите нам!
19.03.2021 — добавлены маршруты №13 и 14
06.07.2021 — подправлен маршрут №14
28.07.2021 — сильно подправлен маршрут №13 (!)
02.10.2021 — подправлен маршрут №2 (объезд отрезка Ильинского ш.) и №4 (финиш в Дмитрове)
13.07.2022 — дополнены маршруты №1 и №2
А для тех, кто уже умудрен опытом однодневок и хочет большего, у нас появилась статья про двух- и трехдневные веломаршруты в Подмосковье!
И — приведу несколько советов.
- Не забывайте: погода – это важный фактор похода. Например, ехать против сильного ветра не только неприятно, но и ощутимо тяжелее. То же самое можно сказать и про глинистые грунты после дождей (хотя есть и любители).
- Если участок шоссе прямой, как стрела, а трафик низкий, то автомобили могут носиться с высокой скоростью. И если при этом твердой обочины (плеча) нет, то такая дорога может быть даже опаснее, чем оживленная магистраль с технической полосой.
- Пожалуйста, не ориентируйтесь по «голому» трэку, всегда загружайте трэки поверх карт или спутниковых снимков! Нитки отрисованы мной аккуратно, но не исключены, к примеру, ошибки координатной привязки местности со стороны поставщиков карт или снимков.
Чтобы пользоваться трэками (.GPX или .KML/.KMZ), выберите подходящее приложение для вашего смартфона. Могу порекомендовать Maps.Me/Organic Maps (для отображения .KML/.KMZ) и Locus (для .GPX). Про GPS-навигацию в велопоходах у меня есть статья.
(.KMZ — это всего лишь упакованный в ZIP-архив файл .KML)
А если вы используете приборы типа Garmin, то, скорее всего, знаете, как работать с трэками 🙂
Также вы можете скачать нужные вам файлы .GPX напрямую с Google Drive.
Надеюсь, что эта подборка вам понравится, и желаю приятных велопоходов!
9 треков для горного велосипеда с необыкновенными видами в Подмосковье
Чтобы выбрать из тысячи маршрутов один интересный, зачастую приходится тратить уйму времени. Если выбора нет, приходится строить его самому. Но когда не хватает времени или опыта, проще взять проверенный трек. Из популярных загородных треков мы выбрали 9 самых интересных: с горами, скалами, рапсовыми полями, водопадами. В подборке описали каждый и приложили треки для скачивания.
Кому подойдут маршруты
Маршруты подойдут велосипедистам грунтовых, лесных, полевых, песчаных троп. Тем, кто не боится испачкаться, сможет обойти грязь с велосипедом в руках, проехать 36-70 км за день. Любителям природы и приключений. Уверенным новичкам, кто хочет попробовать кататься не только по городу, — для них в конце статьи инструкция по установке маршрута в телефон.
Не подойдут шоссерам и тем, кто впервые собирается сесть на велосипед.
Что сделать перед отправлением
- Выбрать маршрут по уровню физической подготовки. На маршрутах больше 50 км с обратной дорогой на электричке средняя скорость должна быть не меньше 12 км/ч. Если есть сложности в преодолении подъёмов, посмотрите маршрут с набором высоты до 500 м.
- Спланировать время, чтобы успеть посмотреть все красоты, пообедать и уехать домой. Старт желательно делать не позже 10:00.
Например, так:
Что делаем | Затраты времени | Затраты времени без планирования |
---|---|---|
Стартуем в 10:00 | ||
Закупаемся едой для перекусов | 15 минут | 15 минут |
Остановки на фото | 1 час | 2 часа |
Перекусываем | 30 минут | 1 час |
Покупаем еду для обеда | 15 минут | 15 минут |
Обедаем | 1 час | 2 часа |
Едем по маршруту | 5 часов | 6 часов |
Разрешаем форс-мажоры | 1 час | 1 час |
Итого: | 9 часов | 12,5 часа |
Финишируем в 19:00 | Успели вовремя | Опоздали на электричку |
Торфяное озеро
Маршрут: пл. Болшево — озеро Торфянка — парк «Лосиный Остров» — МЦК «Ботанический сад»
Средняя продолжительность с остановками | Рекомендуемая средняя скорость | Протяжённость | Грунт/асфальт | Набор высоты |
---|---|---|---|---|
~ 5 часов | 10-16 км/ч | 36 км | 30/70 | 250 м |
Трек объединяет Королёв и Москву через парки. По пути искупаетесь в торфяном озере, насладитесь лесными тропами, посмотрите на крикливых чаек. В Лосином Острове прокатитесь вдоль речки Лось — она напоминает сказочный ручей извилистостью, кривыми ветками на свисающем мху. Под конец смотрите внимательно — за поворотом откроется вид на Ростокинский акведук.
До Яузы можно добраться даже без карты — по крикам чаек, которых у реки сотни © Мари Котляр
Можно расслабиться и не думать о времени — финиш у МЦК «Ботанический сад» в Москве. А до платформы Болшево доедете за 40 минут от Ярославского вокзала.
Трек без горок, по плотному грунту и асфальту. Единственное сложное место — километровая тропинка вдоль реки Лось в Лосином Острове. Придётся пару раз перенести велосипед через деревья, проехать по грязи. Если к такому не готовы — от пруда Лось вернитесь на Бумажную аллею и поезжайте прямо.
Особенно красиво весной в посёлке Дружба, когда цветут яблони и сирень.
Еду лучше купить в Королёве либо уже по приезде в Москву.
Скачайте маршрут в GPX и загрузите на карту.
Статья по теме
Запретные пляжи
Маршрут: г. Пушкино — Учинское водохранилище — дер. Большое Ивановское — пл. Морозки
Средняя продолжительность с остановками | Рекомендуемая средняя скорость | Протяжённость | Грунт/асфальт | Набор высоты |
---|---|---|---|---|
~ 6 часов | 12 км/ч | 47 км | 40/60 | 779 м |
Маршрут состоит из песчаных берегов и деревенских пейзажей: полей пшеницы, стогов сена, холмов с уходящей вдаль дорогой. Часть пути проходит у водохранилища под шум воды.
На берегах Учинского водохранилища вы вряд ли встретите много людей — это охраняемая зона © Мари Котляр
В обе стороны ходят электрички, но придётся подстраиваться под время. До Пушкина доедете от Ярославского вокзала, на дорогу уйдёт 50 минут. Обратно — от платформы Морозки до Савёловского вокзала за час, вечером электрички ходят два раза в час.
На маршруте есть крутые подъёмы — будьте физически к ним готовы. В остальном трек состоит из полевых, лесных и асфальтовых дорог с небольшим трафиком. Поэтому не пугайтесь горок: где есть подъём, там есть и спуск — ноги успеют отдохнуть.
На берегах Учинского водохранилища вы вряд ли встретите много людей — это охраняемая зона. Оно снабжает водой Москву, поэтому здесь нельзя разводить костры, купаться и ловить рыбу. Искупайтесь ближе к концу маршрута в зоне отдыха у деревни Большое Ивановское, там же есть продуктовый магазин.
Скачайте маршрут в GPX и загрузите на карту.
Поля пшеницы — яркая достопримечательность маршрута © Мари Котляр
Лопатинские горы
Маршрут: пл. 88 км — пос. Хорлово — Лопатинские карьеры — пл. Москворецкая
Средняя продолжительность с остановками | Рекомендуемая средняя скорость | Протяжённость | Грунт/асфальт | Набор высоты |
---|---|---|---|---|
~ 7 часов | 12 км/ч | 48 км | 90/10 | 379 м |
Лопатинские горы — это песчаные карьеры. Местность вас сильно удивит: здесь увидите белую гору из фосфогипса, белоснежные барханы, золотые утёсы, ровные ряды сосен на высоких холмах. По пути искупаетесь в голубом, рыжем или ярко-синем озере.
Посмотрите заранее расписание электричек, чтобы не пришлось ждать поезда. До платформы 88 км доедете от Казанского вокзала за полтора часа. Обратно — за два часа от платформы Москворецкая. Туда электрички ходят два раза в час, а вот обратно — только один раз в час.
Новичкам может быть сложно — дорожки песчаные. На песке нужно уметь балансировать, ехать на низкой скорости, не бояться заносов. Из-за этого придётся потратить больше сил, чем при поездке по твёрдому грунту. Маршрут протяжённостью 48 км по сложности можно приравнять к 70 км по твёрдому грунту.
Лопатинские горы — это песчаные карьеры в районе Воскресенска © Мари Котляр
Тарзанки есть почти у каждого озера © Мари Котляр
Заранее купите продукты и возьмите всё для купания. По пути будут тарзанки для прыжков в воду, а вот магазин только в посёлке Фосфоритный — придётся выехать из карьеров. Мест для пикника много, например, можно устроиться на вершине горы с видом на одно из озёр.
Скачайте маршрут в GPX и загрузите на карту.
Подвесные мостики
Маршрут: г. Звенигород — г. Кубинка
Средняя продолжительность с остановками | Рекомендуемая средняя скорость | Протяжённость | Грунт/асфальт | Набор высоты |
---|---|---|---|---|
~ 8 часов | 15 км/ч | 51 км | 50/50 | 608 м |
Маршрут откроет тайны подвесных мостиков и верхового северного болота. После городской архитектуры подвесные мостики покажутся сказочными. А Волковское болото удивит даже походников: обычно такое можно увидеть на севере. Его полностью покрывает ковёр из мха, на котором растут карликовые деревья, вереск, пушица и клюква.
Мост раскачивается в стороны и вызывает восторг у туристов © Мари Котляр
После городской архитектуры подвесные мостики кажутся сказочными © Мари Котляр
В обе стороны дорога займёт по полтора часа, направление электричек — Белорусское.
Новичкам будет сложно ехать по корням, переносить велосипед через грязь. По маршруту таких мест будет несколько, отрезок с корнями — на 2-3 км. Если не хотите ехать через лес, на карте зелёным отмечен объезд по асфальту.
Подвесных мостов два — один в начале, другой в конце маршрута. Пикник лучше запланируйте после второго: рядом магазин, большая поляна для пикника и игр, близко к платформе Кубинка.
Скачайте маршрут в GPX и загрузите на карту.
Статья по теме
Жёлтые просторы
Маршрут: г. Одинцово — трасса Ларисы Лазутиной — дер. Раздоры — заповедник «Лохин остров» — МЦК «Панфиловская»
Средняя продолжительность с остановками | Рекомендуемая средняя скорость | Протяжённость | Грунт/асфальт | Набор высоты |
---|---|---|---|---|
~ 8 часов | 15 км/ч | 57 км | 40/60 | 519 м |
Жёлтое рапсовое поле и скоростная лыжероллерная трасса задают маршруту яркости. Сначала разомнётесь на скоростных спусках и крутых подъёмах, почувствуете драйв, а потом насладитесь яркими красками природы. Дорожки ведут вдоль Москвы-реки к заповеднику «Лохин остров». А если проехать дальше — можно зайти в усадьбу Архангельское.
Рапсовое поле цветёт в начале августа, в конце месяца уже не так ярко © Мари Котляр
Маршрут удобный — не нужно подстраиваться под обратную электричку. До Одинцова ходят электрички от Белорусского вокзала, до старта доедете за 40 минут. Финиш в Москве на платформе МЦК «Панфиловская».
Самое экстремальное на маршруте — скоростная трасса Ларисы Лазутиной. Скорость на спусках от 40 до 70 км/ч — новичкам может быть страшно. Иногда люди ходят по велодорожкам, будьте готовы резко затормозить или объехать. А ещё лучше надеть на голову шлем. В остальном на пути только природные красоты, без горок и грязи.
К маршруту лучше подготовиться по времени и еде. Поле цветёт жёлтым в начале августа, в конце месяца уже не так ярко. В магазин можете заехать в Барвихе или в селе Ильинское перед съездом с шоссе. Там же есть кафе, где можете взять еду навынос.
Скачайте маршрут в GPX и загрузите на карту.
Крепление Ortlieb Mounting Set Fork-Pack
Код товара E235
Сумка велосипедная Vaude Trailfront II Dusty Moss
Код товара 15960163
Сумка велосипедная Vaude OnTour Back 2шт Iron/Bamboo
Код товара 15330019
Сумка Ortlieb Ultimate Six Plus 7 Signal Red/Dark Chili
Код товара F3171
Сумка Ortlieb Ultimate Six Classic 7 Red/Black
Код товара F3121
Велосипедная сумка Topeak Toploader 0,75 Green/Grey
Код товара TBP-TL1G
Цена: 3 900 ₽
Сумка Ortlieb Frame-Pack 6 Black Matt
Код товара F9974
Велосипедный багажник Topeak Uni Super Tourist DX (non-disk) Black
Код товара TA2050-B
Цена: 6 700 ₽
Велосипедная сумка Topeak BackLoader 10 Black
Код товара TBP-BL2B
Цена: 9 000 ₽
Велосипедная сумка Topeak BackLoader 10 Green
Код товара TBP-BL2G
Цена: 9 000 ₽
Сумка Ortlieb Fork-Pack Plus 4,1 Signal Red/Dark Chili
Код товара F6401
Сумка велосипедная Vaude Tool drink Black
Код товара 14302010
Товар добавлен в корзину
Вы можете перейти к оформлению заказа или продолжить покупки
Продолжить покупки
Кубинские скалы
Маршрут: г. Кубинка — усадьба Щербатовых — Полушкинские каменоломни — усадьба Любвино — г. Кубинка
Средняя продолжительность с остановками | Рекомендуемая средняя скорость | Протяжённость | Грунт/асфальт | Набор высоты |
---|---|---|---|---|
~ 7 часов | 15 км/ч | 58 км | 40/60 | 643 м |
Трек совмещает культурную, природную и спортивную части. По пути увидите действующую усадьбу Щербатовых и полуразрушенную усадьбу Любвино. Проедете по подвесному мосту над Москвой-рекой, а на Полушкинских скалах попробуете себя в скалолазании или просто сделаете снимки, как с берегов Испании. А ещё полюбуетесь видами с холмов на зелёные долины.
На бывших каменоломнях попрактикуйтесь в скалолазании © Мари Котляр
Маршрут круговой, поэтому перед отправлением посмотрите электрички до Кубинки и обратно. На дорогу уйдёт полтора часа. Электрички отправляются с Белорусского вокзала.
На подъезде к скалам есть участок 500 метров с рытвинами — придётся потерпеть, это того стоит. Большая часть трека — асфальт с небольшим автомобильным трафиком, поэтому горки преодолеете легко. Смотрите по сторонам — с высоты холмов открываются волшебные природные пейзажи.
Войти в усадьбу Любвино не так просто: там забор. Позовите охранника, он с радостью вас пустит, ещё и историю расскажет. Помимо основной программы, можете искупаться: пляж в начале маршрута после деревни Васильевское.
Скачайте маршрут в GPX и загрузите на карту.
Усадьба Щербатовых © Мари Котляр
Северные водохранилища
Маршрут: пл. Лианозово — река Клязьма — Клязьминское водохранилище — канал имени Москвы — пл. Лианозово
Средняя продолжительность с остановками | Рекомендуемая средняя скорость | Протяжённость | Грунт/асфальт | Набор высоты |
---|---|---|---|---|
~ 6 часов | 12 км/ч | 58 км | 60/40 | 483 м |
Летний трек на жаркий день — можно искупаться в трёх разных местах. А потом посоревноваться наперегонки с яхтами, проплывающими по каналу имени Москвы. 90% маршрута — по зелёной зоне.
По пути будет три пляжа, один из них с мостиком для прыжков в воду © Мари Котляр
Маршрут круговой — старт и финиш на платформе Лианозово, но можно закончить раньше. До Лианозова доберётесь за 20 минут от Савёловского вокзала. Во второй части трека будете проезжать платформы Левобережная, Ховрино — оттуда тоже можно доехать до Москвы.
Препятствий нет, трек проходит по лесным дорожкам, брусчатке и бетонным плитам. По городу поедете дважды: 3 километра по Долгопрудному и от платформы Левобережная до финиша. По пути будут продуктовые магазины, кафе с едой навынос и пляжи для пикников.
Скачайте маршрут в GPX и загрузите на карту.
Южные водопады
Маршрут: пл. Шарапова Охота — г. Кременки — Ершовский водопад — водопад Калужская Ниагара — г. Протвино
Средняя продолжительность с остановками | Рекомендуемая средняя скорость | Протяжённость | Грунт/асфальт | Набор высоты |
---|---|---|---|---|
~ 10 часов | 15 км/ч | 68 км | 40/30/30 | 691 м |
Основные места остановок — два настоящих водопада и древняя мельница. До водопадов трек ведёт вдоль цветочных лугов, пшеничных полей, карьера, деревень. На финише у города Протвино закатное солнце освещает карьер золотом, а за карьером есть исторический мемориал «Рубеж обороны».
Кислинский водопад называют Калужской Ниагарой © Максим Никифоров
На финише у города Протвино проводите закат на карьере © Мари Котляр
Перед отправлением узнайте расписание, чтобы точно успеть на обратную электричку. До платформы Шарапова Охота доедете от Курского вокзала за полтора часа. А вот обратная дорога непростая: от города Протвино нужно ехать на автобусе №27 до Серпухова, оттуда на электричке до Москвы. Вечером электрички из Серпухова ходят раз в час, последняя на Москву — в 21:56. Если в запасе останутся силы и 1,5-2 часа, можете доехать от Протвина до Серпухова на велосипеде — 20 км по трассе.
В целом маршрут несложный, но с грязью и одной крутой горкой. Километровый участок с грязью придётся обойти пешком с велосипедом в руках. На горку тоже рекомендуем подниматься пешком, чтобы оставить силы на дорогу домой.
Красивые природные места будут повсюду, а интересные — только в конце, оставьте на них побольше времени.
Источник https://welcome.mosreg.ru/stories/velomarshruty-podmoskovya
Источник https://bikelifeforms.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%88%D1%80%D1%83%D1%82%D1%8B-%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D0%B5
Источник https://sport-marafon.ru/article/9-trekov-dlya-gornogo-velosipeda-s-neobyknovennymi-vidami-v-podmoskove/