Что такое велотуризм
Наверняка каждый любит время от времени покатать на велосипеде. А думали ли вы о том, чтобы не ограничиваться курсированием по городу или по ближайшему парку, а отправиться в многодневный поход? Да, прямо на велике! Это совершенно другое удовольствие, скорость и угол зрения даже на привычный туристический маршрут.
Вело-ПВД по Верхней Волге в мае
Чтобы попробовать себя в велотуризме, можно отправиться с нами по простому маршруту выходного дня. Это три дня катания по живописным местам на легке (двигаемся с машиной сопровождения), купание в реке (если стоит жаркий день), ночёвка в палатках на свежем воздухе и, наше фирменное, самая вкусная походная еда эвер!
Ближайший вело-ПВД 29-31 июля, очень рекомендуем попробовать этот формат.
Чтобы вы лучше понимали, что такое велотуризм и какое снаряжение потребуется нам в больших велоисториях, мы вместе с проводником велопутешествий Максимом составили подробную заметку.
Со времён изобретения первых велосипедов многие романтики и искатели приключений использовали их для своих путешествий. Не теряют актуальности велопутешествия и сейчас, а технический прогресс не стоит на месте, делая современный велотуризм очень многообразным. Правда, вместе с этим становится все сложнее разобраться во всем самостоятельно, но мы попробуем вам в этом помочь и разберемся вместе!
Выбор снаряжения напрямую зависит от формата путешествия, поэтому прежде нужно определиться с тем, какие они бывают и какой интересен именно вам.
Виды велотуризма
Экспедиционный велотуризм
Велоэкспедиции предполагают отсутствие дорог общего пользования и благ цивилизации на большей части маршрута. Маршруты таких экспедиций включают автономные участки разной продолжительности, но не обязательно сверхсложные. Они сочетают в себе передвижения по красивейшим природным объектам с преодолением препятствий: броды, перевалы, пески и заболоченные участки. Также подразумеваются ночёвки в палатках и самостоятельное приготовление пищи на костре или горелке. Уровень подготовки, необходимый для участия в экспедиции, зависит непосредственно от сложности маршрута и должен обсуждаться индивидуально.
Туристический или развлекательный велотуризм
Сюда можно отнести так называемый европейский велотуризм. Путешествие по дорогам с хорошим покрытием, ночёвки в гостиницах или специально подготовленных кемпингах, с посещением культурно-исторических достопримечательностей и питанием в придорожных кафе/ресторанах. Или же велопоходы по относительно диким местам, но с машиной сопровождения, которая берёт на себя перевозку всего снаряжения и организацию бивака, что позволяет проезжать большие расстояния с меньшими энергозатратами, сосредоточившись на более динамичном и техничном катании. Обычно требования к опыту участников в таких мероприятиях минимальны и ограничиваются только тем, какие суточные расстояния человек способен покрывать на велосипеде
Спортивный велотуризм
Главная задача такого вида туризма —спортивный результат. Например, «категорийный туризм», в котором поэтапно участники проходят походы всё большей категории сложности, защищая свои достижения перед специальной комиссией. Или ультрамарафонские гонки на самообеспечении, когда участники преодолевают тысячи километров на время без машин сопровождения и команд поддержки. Спортивный велотуризм предполагает хороший уровень подготовки и подходит очень опытным туристам, скорее даже спортсменам.
Вело-ПВД (поход выходного дня на велосипеде)
Поход может быть любого из вышеперечисленных форматов и любой категории сложности. Основное отличие — небольшая продолжительность от 2 до 4 суток. Для новичков вело-ПВД является отличной возможностью попробовать уехать куда-то дальше своего парка, приобщиться к миру велотуризма и в процессе понять какой формат велопутешествий более интересен. Для опытных участников это хорошая возможность заняться любимым делом между более серьёзными и продолжительными маршрутами, прокачать скиллы, обкатать снаряжение и потренироваться в приятной компании.
Длительные велопутешествия (дальняки)
Сюда можно отнести кругосветки или многомесячные путешествия, которые покрывают целые регионы, страны и континенты. Обычно проходят в комбинированном формате, сочетая экспедиционный, туристический и иногда даже спортивный форматы. Такой формат требует большого опыта и хорошей физической подготовки!
Какие велосипеды подходят для велотуризма
Сейчас на рынке существуют десятки типов велосипедов и новичку порой трудно понять, какой перед ним велосипед и насколько он походит для того или иного вида велотуризма. Для наглядности мы перечислим все основные типы велосипедов и определим какой вариант всё-таки лучше.
МТВ — самый универсальный вариант
MTB (горные велосипеды) с ригидной или амортизационной вилкой – наиболее универсальный вариант, который отлично подходит для всех видов велотуризма.
Фэтбайк — для зимы и бездорожья
Фэтбайки (велосипеды с очень толстыми покрышками) — лучший выбор для зимнего и экспедиционного велотуризма в условиях сильного бездорожья, незаменим на маршрутах с обилием песка. На маршрутах с хорошим дорожным покрытием смысла в таком байке нет.
Плюсовик — идеален для велоэкспедиций
Плюсовики (среднее между обычным горным велосипедом и фэтбайком) —идеальный выбор для экспедиционного туризма: лучшее соотношение проходимости и наката. Проходит практически по любому бездорожью, но и вполне достойно показывает себя на асфальте. Часто именно такие велосипеды делают специально заточенными под велотуризм.
Гравел — лучший вариант для маршрутов с преобладанием асфальта и несложных грунтов
Гравелы (велосипед с рулём бараном как у шоссера, но с колёсами как у горного) — идеальный выбор для маршрутов с преобладанием асфальта и хорошо укатанных грунтов. Также подходит и для экспедиционного туризма несложных категорий. Чем больше на маршруте бездорожья, тем меньше на этот маршрут подходит гравел.
Двухподвесы плохо подходят, но в отдельных случаях можно пробовать
Двухподвесы (велосипеды с амортизацией переднего и заднего колеса) —кроскантрийные, с некоторыми оговорками допускаются для всех видов туризма, хотя и не очень удобны для этих целей.
Байки для даунхилла и фрирайда не пригодны для туризма.
Варианты, которые совсем не подойдут
Складной велосипед и ситибайк в очень редких случаях может подойти, но нужно уточнять каждую конкретную модель.
Складники, ситибайки (складные либо прогулочные велосипеды). Некоторые разновидности вполне подходят для ПВД с машиной сопровождения либо для лайтового евротуризма, однако в общей своей массе не пригодны для туризма. Более детально по конкретному велосипеду необходимо проконсультироваться с вашим проводником.
Электровелосипеды, BMX и велосипеды для уличного или трюкового катания, шоссейные, трековые, фиксы (спортивные велосипеды на тонких колёсах), круизеры, велосипеды похожие на харлей, синглспиды и ретробайки (как был у дедушки) — совсем не пригодны для туризма!
Трайки (трехколёсные), моноциклы (одноколёсные) — ну вы тоже поняли. Отдельное внимание обратите на АшанБайк — такая каста велосипедов, которая внешне может выглядеть, как любой из вышеперечисленных типов, но при этом качество и надёжность компонентов настолько плохого состояния, что использование таких велосипедов в туризме категорически не рекомендовано (могут продаваться не только в Ашане, но и на Авито, Али, Озоне, рынках и т.д.)
Если вы не уверены, какой у вас велосипед и подходит ли он под маршрут, или же вы только планируете приобрести байк для велотуризма, задавайте все возникающие вопросы, поможем разобраться!
Снаряжение для велотуризма
Конкретный список зависит от многих факторов: времени года, региона, сложности маршрута, его продолжительности, размера группы, наличия автономных участков, препятствий на маршруте. И много чего ещё. Не последнюю роль при подборе снаряжения играет уровень финансовых возможностей. Понятно, что лучше использовать современное профессиональное ультралайт снаряжение, но и стоимость такого комплекта для многих может стать неприемлемой.
Для начала хотелось бы разделить необходимое снаряжение на общетуристическое и узкоспециализированное велосипедное.
Общетуристическое снаряжение
Сюда можно отнести всё то, что нужно туристу в походе, а именно бивуачное снаряжение и экипировка. В велотуризме более критичным является объём, а не вес снаряжения. Также важно помнить, что любое снаряжение – компромисс между его ценой, весом, надёжностью и характеристиками. Наша задача – найти правильный баланс в зависимости от маршрута.
- В первую очередь нам нужна спальная система — палатка, коврик и спальник. Когда появится опыт, можно будет поэкспериментировать с гамаками, тентами, бивуачными мешками и спасательными одеялами для облегчения снаряжения. Но для начала остановимся на классическом варианте. Сила Территории предоставляет всё необходимое для организации бивуака в велопоходе.
- Нам нужно что-то кушать и как-то это готовить, для этого необходимо взять горелку, топливо, котел и принадлежности для готовки, а также персональную посуду. Если на маршруте нет доступа к чистой питьевой воде, то понадобится фильтр, а если планируется готовка на костре, то соответственно и костровое оборудование. В наших историях все необходимое для этого мы предоставляем.
- Конечно же, нужна подходящая одежда. Если есть специализированная велоодежда, соответствующая погоде – вполне подойдёт. Если нет, то и для велотуризма оптимальна туристическая система слоёв, т.к. даёт наибольшую вариативность гибкой настройки под погодные условия. В жаркую погоду лучше всего использовать спортивные вещи из влагоотводящих материалов, хлопковые вещи не рекомендуются. Дальше, чем холоднее, тем больше утепляющих слоёв, а в дождливую погоду добавляем мембранную куртку и штаны. В велотуризме не рекомендуется использование пуховок как ходового утепляющего слоя. Из-за повышенного парообразования пух быстро теряет свои свойства, лучше использовать синтетические утепляющие куртки. Нижнее бельё и носки лучше использовать для спорта и туризма из синтетических материалов.
- Рекомендации по обуви: в жаркую погоду – сандалии, кроксы или лёгкие беговые кроссовки, в прохладную и дождливую – трекинговые ботинки. Зимой хоть валенки, лишь бы не мёрзнуть (это не шутка)! Использование контактной обуви (это та, которая состёгивается со специальными педалями) для новичков возможна только в том случае, если вы умеете экстренно выстёгиваться, например, если занесёт в песке или поведёт на глине. И в любом случае обувь должна быть удобной и разношенной. Хорошим дополнением в любой ситуации могут стать мембранные носки.
- Средства гигиены и аптечка: тут особых отличий от общетуристических рекомендаций нет. Можно добавить тальк, присыпку или детский крем. Бывают случаи, когда седло с непривычки может натирать. Аптечка тоже без значительных отличий, разве что можно положить побольше перевязочных материалов и согревающих мазей.
- Электроника и навигация, как в обычном походе. Существуют чисто велосипедные навигаторы, но для туризма они не самые удобные. На начальном этапе можно запросто пользоваться телефоном, установив на него предварительно locusmap (android), osmand, или mapsme.
Узкоспециализированное снаряжение.
Кроме самого велосипеда и системы перевозки багажа, можно отнести следующее:
- Шлем – это основа безопасности. Любой уважающий себя велосипедист в обязательном порядке носит шлем, и мы настоятельно рекомендуем его использование.
- Велофонари – вещь нужная не только для освещения дороги в тёмное время суток, но и как габаритные огни, в качестве пассивной системы безопасности при движении по дорогам общего пользования.
- Фляга или термос обязательно должны быть с собой, пить нужно часто, но понемногу.
- Велоаптечка и ремнабор. В историях с Силой Территории об этом позаботятся проводники, но если соберетесь в самостоятельное велопутешестиве, то оставляем список необходимого.
Необходимый минимум: Мультитул велосипедный (или набор шестигранников), насос, велоаптечка – запасная камера подходящего размера, монтажная лопатка и запасные заплатки (лучше самоклейки), смазка цепи.
Если есть азы навыков ремонта: ремнабор для бескамерки (если резина стоит бескамерно), выжимка цепи, спицевой ключ
Опционально: мультитул обычный с пассатижами, армированный скотч или изолента, проволока или хомуты, тросик с замком (желательно возить с собой, чтобы пристёгивать велосипед во время ночёвок или осмотра достопримечательностей).
Способы перевозки снаряжения на велосипеде
Есть 3 основных способа перевозки снаряжения
Классический
Для перевозки снаряжения используется монообъёмный велорюкзак (другие названия: велобаул, штаны). Необходим крепкий надёжный багажник, на который этот баул цепляется.
+ Этот вариант отлично подходит для новичков, так как такой рюкзак проще всего собирать и прикреплять на велосипед. Ещё одним неоспоримым преимуществом является то, что большинство таких велорюкзаков имеют лямки, как у обычных туристических рюкзаков, что делает их транспортировку более удобной.
— К недостаткам можно отнести ощутимую потерю в управляемости велосипеда из-за сильного смещения центра тяжести на заднее колесо и необходимость использования отдельной внутренней гермоупаковки, т.к. в виду конструктивных особенностей такие рюкзаки редко бывают герметичными сами по себе.
Европейский
Для перевозки снаряжения используется несколько отдельных сумок разного объёма, наподобие Ortlieb.
+ Такие сумки вешают как над задним, так и над передним колесом, а чаще всего используются сразу и там, и там, что существенно улучшает развесовку груза по велосипеду, поэтому необходимы задний и (или) передний багажники. Чаще всего такие сумки сразу бывают герметичными, что позволяет перевозить снаряжение без дополнительной гермоупаковки. Так же за счёт комбинации разного количества таких сумок проще регулировать необходимый объём.
— К недостаткам можно отнести гораздо более высокую стоимость по сравнению с предыдущим вариантом и более сложную транспортировку вне велосипеда, ведь в данном случае вместо одного большого рюкзака, который можно закинуть на плечи, нужно нести несколько сумок поменьше и сам велосипед.
Байкпэкинг (Bikepacking)
Способ, при котором всё снаряжение расположено в небольших по объёму сумочках, которые равномерно распределены по всему велосипеду. При таком варианте велосипед практически не теряет в управляемости, однако сильно уменьшается полезный объём сумок, что, как следствие, ведёт к необходимости серьёзной оптимизации снаряжения и граничит с идеями легходства. Байкпэкинг в чистом виде подходит только опытным туристам, которые точно знают тот минимум снаряжения, с которым можно пройти маршрут, не подвергая свою жизнь серьёзному риску. Однако многие байкпэкинговые сумочки очень удобны, поэтому их часто комбинируют с другими вариантами.
Любой из перечисленных вариантов имеет свои преимущества и недостатки и подбирается под конкретный маршрут.
Для новичков наиболее оптимальный вариант — велорюкзак. А уже дальше, с приобретением некоторого опыта, появится понимание, какие сумки приобрести для дальнейшего развития в теме. Категорически не рекомендуется использование обычных заплечных рюкзаков для велотуризма. Это, конечно, возможно, но удовольствия в этом мало!
Мы продолжаем расширять не только географию историй, но и диапазон форматов путешествий с нашей командой. Даже внутри формата велопутешествий еще множество нюансов, которые калибруются под каждого индивидуально уже в процессе. Неизменно и универсально лишь удовольствие от расширения собственных горизонтов на каждом новом маршруте. Увидимся уже не только на тропах, но и на дорогах!
Читать также
По вулканам Камчатки
Саша Герасимов – о восхождениях на вулканы, о своем интересе к вулканизму и о том, как походы делают науку бли .
Хочу на Кавказ: как выбрать, куда отправиться?
Поехать на Кавказ — очень абстрактная идея! Кавказские горы раскинулись на территории нескольких стран: .
7 неочевидных вещей для зимнего похода
Зима – прекрасное время года, которое дарит заснеженные леса, удивительной формы лёд, пухлые сугробы и пр .
ИП Герасимов А.А.
ИНН: 504017302924
ОГРНИП: 318502700023637
© All Rights Reserved. 2023
- Telegram
- VKontakte
- info@powerofterritory.ru
- +7 925 836-16-98
Категории сложности маршрутов в велотуризме
Велосипедный туризм (велотуризм) — один из видов туризма, в котором велосипед служит главным или единственным средством передвижения. Понятие «велосипедный туризм» многозначно и относится как к одному из видов активного отдыха, так и к разновидности спортивного туризма.
Демократичный вид досуга
История туринга привязана к эволюции велосипеда как средства передвижения: как только появился велосипед, человеку захотелось уехать на нем как можно дальше. Наш соотечественник Глеб Травин когда-то проехал 85 тысяч километров вдоль границы СССР, из них 40 тысяч — по кромке Ледовитого океана. Сейчас все намного круче с устройством самих велосипедов и инфраструктурой в мире. Можно не обматываться запасными камерами и не тащить на спине рюкзак с провизией, а сами велосипеды стали легче и удобнее.
Все для велотуризма Велотуризм в Оренбурге | Велосипеды в … В путешествие на велосипеде: Григорий … Все для велотуризма Все для велотуризма
Спортивный велотуризм
Переход велотуристами через болото в национальном парке «Лосиный Остров»
Спортивный велотуризм входит, наряду с другими видами туризма, в Федерацию спортивного туризма России и в Федерацию спортивного туризма Украины, при которых работают комиссии по всем видам спортивного туризма, и различные клубы туристов.
В велосипедном спортивном туризме выделяется шесть категорий сложности походов. Первая категория — самая простая, шестая — самая сложная. Категория сложности похода определяется по методике категорирования велосипедных походов. Минимальная протяжённость велосипедного похода первой категории сложности составляет 300 км.
При отсутствии г/д, Н = 4000 м
1-й к/с[footnotes 1]
При отсутствии этих препятствий >1000 км
При отсутствии г/д, Н = 7000 м
2-й к/с[footnotes 1]
При отсутствии этих препятствий > 1200 км
При отсутствии г/д, Н = 10 000 м
3-й к/с[footnotes 1]
При отсутствии г/д Н = 15 000 м
4-й к/с[footnotes 1]
При других условиях — Н = 20 000 м
- ↑ 1 2 3 4 30 % участников может иметь опыт на одну категорию ниже;
- г / д — грунтовые дороги;
- Н — суммарный набор высоты за весь поход;
- количество дней отдыха составляет примерно 20 % от числа ходовых дней;
- не менее 50 % ночёвок для велопоходов всех к/с должно проводиться в полевых условиях.[1]
Спальный мешок и коврик (пенка)
Спальный мешок и коврик просто незаменимы, если Вы собираетесь ночевать в палатке. Они защитят Вас от холода и сырости и обеспечат максимально комфортные в походе условия для сна. Коврики отличаются, главным образом, по толщине и выбрать подходящий не составит большого труда, в то время как ассортимент спальных мешков огромен. Они отличаются диапазоном «рабочих» температур, размером, весом и естественно ценой. Существуют также спальные мешки, которые соединяются вместе и превращаются в один большой. В таком мешке отлично спать, если Вы путешествуете со своей второй половинкой.
Terra-Z Снаряжение Topeak для велотуризма … Снаряжение Topeak для велотуризма … Travel Archives – Tom’s Bike Trip Что такое велотуризм
Туристические маршруты
Для успешного путешествия потребуется основательная подготовка. Необходимо закупить подходящие аксессуары для велотуризма. Например, потребуются специальные покрышки для велотуризма. Они значительно облегчают передвижение по лужам во время дождя.
Специалисты рекомендуют приобрести специальную обувь для велотуризма. Она не дает ногам перегреваться при активной работе педалями. Перед заездом необходимо подготовить:
- План действий. Сюда входит конкретный маршрут, километраж и плановые остановки для отдыха;
- Снаряжение для велотуризма. Сюда входит аптечка, дождевик, запасная обувь/одежда, немного воды, пищи. Желательно чтобы рюкзак для велотуризма не был перегружен ненужными вещами.
- Страховку.
Велорюкзаки
Заплечные
Велорюкзаки и велосумки
Длительная перевозка большого груза на спине неприятна и вредна для позвоночника, что вызвано специфической позой велосипедиста. Поэтому они обычно имеют небольшой объём — от 5 до 35 литров и предназначены для коротких маршрутов для перевозки питьевой системы и минимума одежды.
Для велорюкзаков характерны:
- Яркая раскраска, наличие светоотражателей и крепления для маячка.
- Характерная форма, сужающаяся кверху. Благодаря этому, снижается аэродинамическое сопротивление и вероятность зацепиться рюкзаком за свисающие над дорогой ветки.
- Наружные крепления для шлема.
Багажные
Багажные велорюкзаки («велоштаны», велохурджины, перемётные сумки) крепятся на багажник велосипеда, при этом части рюкзака, как правило, свешиваются по обе стороны колеса. По количеству отделений делятся на:
- однообъёмные;
- двуобъёмные;
- многообъёмные.
Виды велосипедного туризма
Велотуры . Это достаточно популярный и востребованный вид велосипедного туризма. Представляет собой путешествия на велосипеде, без лишнего груза. Как правило, весь необходимый багаж хранится в транспортном средстве, которая сопровождает группу. Питаются участники такого велосипедного туризма в различных кафетериях и прочих заведениях ночлег происходит в гостиницах
Велопоходы. Колоссальные отличия имеет данный вид велосипедного туризма. Главное отличие заключается в том, что участникам придется на себе перевозить все самое необходимое. Второе – маршрут в большей степени состоит из тех мест, в которых какая-либо цивилизация отсутствует вовсе. Поэтому, пользоваться благами цивилизации вам вряд ли удастся. Это стоит учитывать, когда будете выбирать себе нужный вид.
Следует также отметить такой вид спорта, который входит в понятие велосипедного туризма – спортивный велотуризм. В данном виде спорта выделяется шесть категорий сложности поездок. Самый легкий этап -300 км. Это одна из особенностей велосипедного туризма. Она заключается в том, что разновидностей крайне много.
К слову, велосипедный туризм пользуется немалой популярностью на западе. Более того, в некоторых странах началось развитие такого направления велосипедного туризма, как приключенческий. В России велосипедный туризм не имеет такой востребованности, а заграницей туристические агентства организуют различные туры по экзотическим и труднодоступным местам. Да, на велосипедах. Это следующая особенность велосипедного туризма.
Если вы желаете выбрать такой вид туризма, вы можете найти подобные предложения на нашей бирже гидов. Помимо этого, при надобности, можете выбрать гида, которые проведет вас по живописным и интересным местам. Таким образом, вы сможете понять, чем привлекателен велосипедный туризм.
Terra-Z Что такое велотуризм Тренировка по триатлону на велостанках … Главные спортивные события апрель-май … gadgetshelp,com
Когда все начинают активно говорить об отдыхе на велосипедах, подразумевают в этом прохождение разнообразных маршрутов, в которых можно повстречать достопримечательности, а также разнообразные объекты экскурсионного характера. Если вы решили отдохнуть максимально активно, велосипедный туризм — именно то, что вам надо.
У вас непременно появится совершенно уникальная возможность забраться в отдаленные и самые укромные уголки, проехать по тропкам и увидеть просто великолепные места, которые невозможно заметить, если отправляться в путешествие на экскурсионном автобусе или же автомобиле.
Велосипедный туризм также привлекателен и тем, что вы получаете отличную и полезную физическую нагрузку во время всего увлекательного путешествия, улучшаете состояние всей иммунной системы.
Основная задача – правильно подготовиться и подобрать качественное снаряжение для велотуризма. Что же привлекательного в этом виде современного и такого популярного туризма? Каким видом велосипедного туризма у вас есть возможность заняться и насладиться достопримечательностями вокруг себя?
Менс Физик — Википедия
Что такое Пляжный Бодибилдинг?
Еще о Менс Физик.
Множество людей сегодня уделяют большое внимание правильному, полезному питанию и активному образу жизни. Очень часто в качестве тренировок они выбирают велоспорт. Благодаря проведенным исследованиям польза и вред велосипеда для человека изучены полностью. Веломаршруты для физически подготовленных Ты регулярно занимаешься в спортзале, бегаешь, нормально чувствуешь себя в походных условиях, готова проехать за два дня более ста […]
Велосипедный туризм (велотуризм) — один из видов туризма, в котором велосипед служит главным или единственным средством передвижения. Понятие «велосипедный туризм» многозначно и относится как к одному из видов активного отдыха, так и к разновидности спортивного туризма. Общие сведения Технические нормативы относительно снаряжения для туризма содержатся в Государственном классификаторе стандартов У65. В нем регламентируются требования к оборудованию […]
Говоря о новой категории Менс Физик, Алексей Шаев, получивший титул абсолютного чемпиона РФ на соревнованиях по классическому бодибилдингу в 2011 году, сравнил ее с «бикини». Когда ИФББ ввела в программу соревнований по бодибилдингу категорию «бикини», к ней отнеслись в целом негативно. Главным аргументом противников этой категории было то, что соревнование утратило спортивную направленность, став чем-то […]
Итак, главное шоу года в Менс Физик закончилось. Все то, что поклонники и фанаты так долго ждали, подогреваемые интригой, разворачивающейся прямо на их глазах, состоялся в эти выходные в игорной столице Лас-Вегасе. Гостей и поклонников бодибилдинга на выставке «Олимпия Экспо» встречали атлеты с улыбками на лицах и авторучками наготове, раздавая автографы и фотографируясь со всеми желающими возле стендов […]
Велосипедный туризм (велотуризм) — один из видов туризма, в котором велосипед служит главным или единственным средством передвижения. Понятие «велосипедный туризм» многозначно и относится как к одному из видов активного отдыха, так и к разновидности спортивного туризма. Общие сведения Технические нормативы относительно снаряжения для туризма содержатся в Государственном классификаторе стандартов У65. В нем регламентируются требования к оборудованию […]
О спортивном велотуризме
В этом, 2006 году, наш областной клуб туристов, расположенный на Пролетарской, 3, решил возобновить подготовку кадров для велотуризма. Такая система подготовки существовала во времена СССР, сейчас это вряд ли возможно в прежних объемах (годовой план подготовки, финансирование, предоставление турбаз для семинаров), но главное — начать, не так ли? Эта инициатива касается не только вело-, но и других видов туризма, например, лыжный семинар пройдет нынче третий раз. Само это начинание заслуживает нашей поддержки и внимания безусловно, ибо целенаправленной подготовкой взрослых велотуристов не занимается в нашем городе никто. А велолюбителей и тех, кто хочет попробовать себя не только в покатушках, а и в дальних велопоходах — становится все больше и больше. Выглядеть это будет так: в течении февраля-марта формируется группа инструкторов и руководителей велопоходов, которые в апреле проходят теоретическую и практическую подготовку. Теория заключается в лекциях в свободной форме, которые будут читаться опытными туристами раз в неделю в областном турклубе. Практика — в походах выходного дня (ПВД) по выходным, где будущие участники велопоходов могут наработать практические походные навыки. В это же время проходит подготовка снаряжения, «утряска» состава групп, скатывания участников, уточнение маршрутов. В первомайские выходные (напомню: 1-2 мая — суббота/воскресенье, 3-4-5 — рабочие дни, 6-7 — выходные), проходят зачетные велопоходы 1-2-3 категории сложности (к.с.), после которых участники и руководители получают справки о прохождении велопохода.
Вопрос: зачем все это нужно?
I. Что такое спортивный велопоход
В нашей стране существует организация под названием «Туристско-спортивный союз России» (ТССР). По ее документам живет и регламентирует свою текущую деятельность целая система турклубов — областных, городских, районных (а также ВУЗовских и заводских). Так вот, ТССР дает следующие определения:
- Путешествие — это мероприятие, связанное с передвижением человека в природной среде на любых технических средствах и без таковых, в одиночку или в составе группы, с познавательными, оздоровительными, спортивными и др. целями.
- Спортивный поход (СП) — это путешествие, которое соответствует «Единой всероссийской спортивной классификации туристских маршрутов» (ЕВСКЕМ) и проводится по «Правилам проведения соревнований туристских спортивных походов, путешествий и организации спортивных туров. (Приняты Туристско-спортивным союзом России (ТССР) на 2001-2004 гг.).» В соответствии с разрядными требованиями за участие в соревнованиях туристских СП присваиваются спортивные разряды и звания России.
- Спортивный тур — (туристско-спортивный, активный туристский, приключенческий, экстремальный и др.) — это сопровождение (обслуживание) туристов на маршрутах, содержащих категорированные препятствия (перевалы, вершины, траверсы, каньоны, пороги, пещеры и т.д.) и др. факторы маршрута.
То есть спортивный велопоход проводится в соответствии с «Правилами…», отчет по этому походу может принять участие в соревновании туристических походов по России, участникам похода могут быть присвоены спортивные разряды — от III взрослого до Мастера Спорта по велотуризму.
2. Спортивный велотуризм
Зачем он нужен?
В качестве ответа прекрасно подойдут выдержки из письма Ильи Гуревича, направленного им в российскую велокомиссию (полный текст на сайте «ВелоПитера»). Поскольку Илья любезно разрешил мне использовать его текст, привожу его фрагментарно, по мере изложения материала:
«…Итак, для чего нужен спортивный велотуризм?
Велотуризм — один из самых распространенных видов туризма, однако, подавляющее большинство велотуристов никакого отношения к спорту не имеет. Просто люди садятся на велосипеды и путешествуют по всему миру, посещают интересные места, крутя педали в свое удовольствие. Однако есть и люди, которые стремятся не к отдыху, а к преодолению. Для таких людей как раз спортивный велотуризм был бы полезен для решения следующих задач:
— Для понимания своих возможностей. Скажем, человек Петя прошел 8-ми-дневный поход по грунтовый дорогам, проехал 500км и задается вопросом: а на сколько это серьезное достижение? Где я нахожусь, на уровне новичка, мастера или третьеразрядника?
— Для создания соревновательного духа. Тот же Петя, осознав свои возможности, захочет сделать более сложный поход, чем его приятель Вася, и критерием здесь могут быть правила спортивного велотуризма. А сам соревновательный дух — это отличное подспорье для развития и массовости велотуризма.
— Для обмена опытом и постановки новых целей. Обмен опытом — понятно: спортивный велотуризм культивируется в клубах. Постановка целей — упомянутый Петя, проехав свой первый поход, хочет поставить перед собой более сложные задачи. Какие? Ответ на этот вопрос должен дать ему спортивный велотуризм. Скажу также, что отчет о походе — документ, хранящийся в Интернете или в оффлайновой библиотеке — и как следствие, он будет доступен последователям.»
Добавлю от себя, что спортивный велотуризм дает возможность постепенно завоевывать спортивные же звания, вплоть до мастера спорта (чуть не написал: «…выпушки, петлички…» ). И это тоже может быть интересно!
Перед тем, как пойти в велопоход, группа велотуристов заявляет маршрут, его рассматривает Маршрутно-Квалификационная Комиссия и допускает группу к старту. Кроме того, Маршрутно-Квалификационная Комиссия (МКК) контролирует сроки прохождения похода (по посланным с маршрута телеграммам), поднимает тревогу, если группа не вышла на связь в контрольные сроки. Далее МКК проверяет соответствие пройденного маршрута заявленному и принимает решение о зачете/незачете похода. В спортивной группе должен быть руководитель и распределены обязанности завхоза, медика, механика. Понятно, что это скорее всего непрофессионалы, но в любом случае это участники с определенным опытом, который может пригодиться в сложной ситуации. То есть спортивная группа — это, как правило, более подготовленные люди, и соответственно у группы в целом больше шансов успешно пройти намеченный маршрут. В спортивной группе руководитель четко знает, где в данный момент находятся участники, контролирует физическое и психологическое состояние, может и должен помочь в трудный момент. В спортивной группе ЧП огромного масштаба — потерять коллегу на маршруте, в отличие от туристов западного, индивидуального стиля. (Видел я заблудшего (в кедах!) на боковой ледник парня из Чехии, который просто потерял ориентировку и не знал, куда идти. А все его товарищи, более мощные физически, просто ушли вперед).
Конечно, есть и минусы. Поход должен быть пройден по намеченному маршруту и в заявленные сроки. То есть группа находится в определенных временных и географических рамках, зачастую для своевременного прохождения приходится жертвовать какими-то интересными экскурсиями, отдыхом, в конце концов. Ну тут уж каждый, попробовав, принимает решение сам, продолжать далее ходить в спортивные велопоходы или нет.
3. Категория сложности похода
Эта часть текста была написана, когда мне просто хотелось простым человеческим языком рассказать о категориях сложности велопоходов и методике подсчета, с этим связанной. И направили меня сюда три причины:
Первая — те муки, которые я испытал при написании отчета по пройденному походу для сдачи в наш областной турклуб. Сухость методического указания навевала тоску, а примитивные в общем-то формулы расчетов вызывали просто зевоту.
Вторая — большое желание, чтобы информация о моих походах сохранилась в архиве турклуба. Я считаю свои походы, которые задумал и осуществил как руководитель, как минимум заслуживающими внимания и достойными быть сохраненными в архиве турклуба.
И третья — желание облегчить работу коллегам-велотуристам по оформлению категории сложности похода. Если бы у меня была под руками удобоваримая инструкция, мне было бы намного проще. Но ее не было и я штудировал то, что было под руками.
По мере преодоления материалов росло и уважение к создателям методики. Плох закон или хорош, но он есть. Так и тут — какие бы сейчас споры не шли вокруг методики категорирования (а их, этих методик, не одна), то, что есть, дает базу для подсчета сложности похода.
Другое дело, что изложена эта методика недостаточно (на мой взгляд) доступно, и неопытному пользователю, которым я собственно являюсь и сейчас, приходится тратить много времени, чтоб достоверно рассчитать маршрут. Я захотел изложить то же самое, но несколько по-другому. Исходные материалы, которыми я пользовался, полностью изложены на сайте волгоградского велоклуба «Орион».
Должен предупредить, что вследствие сознательного ограничения задачи я не привел достаточно много нюансов, знание которых может как помочь, так и осложнить задачу пользователю. Для более глубокого знания предмета читателю придется основательно изучить документы на сайте «Ориона» .
Результат моей свободной компиляции предлагаю вашему вниманию.
Постановка задачи: я хочу провести велопоход III к.с. в качестве руководителя. На моем примере попробуем разобраться с основными параметрами похода.
Поехали!
Основной показатель СП — Категория Сложности.
КАТЕГОРИЯ СЛОЖНОСТИ (к.с.) — комплексный показатель велосипедного похода, в котором учитывается протяженность и продолжительность маршрута, интенсивность прохождения, характер дорожной поверхности, сезонность, высотные условия, наличие локальных и протяженных препятствий.
В спортивном велотуризме на сегодня существует 6 категорий сложности вело-маршрутов — с первой по шестую. «Единичка» — самая простая, начальная. Шестая категория — только-только начала применяться и пока в России достаточно мало людей, которые прошли официально шестерку.
Поскольку спортивный поход регламентирован Правилами, к участникам и к маршруту предъявляются определенные требования. Логичным образом мы переходим к следующему пункту:
4. Кто может принять участие в спортивном велопоходе
Вот такие требования существуют к участникам и руководителям походов, согласно Правилам:
Таблица 1. Требования к руководителям и участникам спортивных походов:
*** Допускается замена участия в походе VI к.с. руководством вторым походом V к.с.
Примечание 1. МКК — Маршрутно-Квалификационная Комиссия — общественный (как правило) орган при клубе туристов, который имеет право на основании поданных документов выпустить группу в заявленный поход и после прохождения принять и зарегистрировать отчет.
Примечание 2. В походах III-V к.с. (~) одну треть членов группы могут составлять туристы с опытом участия в походах на две категории ниже, в походах II к.с. — с опытом участия в некатегорийных походах.
То есть я как руководитель велопохода III к.с. согласно Правилам должен быть старше 18 лет, количество участвующих в планируемом походе не менее 2-х, я должен иметь опыт участия в походе III к.с. и руководства походом II к.с. Моим спутникам должно быть не менее 15 лет и у них должен быть опыт похода II к.с. Примерно треть группы может иметь опыт похода I к.с. (Так называемые «процентники»).
Сложно? Не думаю. Все идет по принципу постепенности — в походах начальных к.с. нарабатывается драгоценный туристический и психологический опыт, приобретаются друзья, с которыми легче и в походах и по жизни.
Для справки привожу таблицу требований к спортивным званиям (для тех, кому интересно эти звания получить):
Примечание. Это только требования. Саму процедуру я не рассматриваю, всю информацию можно скачать на сайте велоклуба «Орион» или получить в вашем (городском, областном) турклубе.
Таблица 2. Требования к руководителям спортивных походов:
РАЗРЯДЫ | Категории сложности спортивных походов | |||||||||||
I | II | III | IV | V | VI | |||||||
у | р | у | р | у | р | у | р | у | р | у | р | |
МСМК (м) | 1 | 2 | ||||||||||
МСМК (ж) | 1 | 1* | ||||||||||
МС (м) | 1 | 2 | ||||||||||
МС (ж) | 1 | 1 | ||||||||||
КМС | 1 | 1 | ||||||||||
I | 1 | 1 | 1 | |||||||||
II | 1 | 1 | ||||||||||
III | 1 | |||||||||||
I юн. | Совершить один поход III степени сложности | |||||||||||
II юн. | Совершить один поход II степени сложности | |||||||||||
III юн. | Совершить один поход I степени сложности |
Примечание:
— в таблицах использованы сокращения: У — участник; Р — руководитель
* — допускается замена на 2 похода V к.с., совершенных в качестве руководителя. В этом случае рейтинг участия в Чемпионате набирается среди походов V к.с.
Исходя из Табл.2, я, как руководитель похода III к.с., после утверждения отчета МКК (маршрутно-квалификационной комиссией) турклуба могу претендовать на присвоение мне 1 разряда по спортивному велотуризму.
Таблица 3. Требования к участникам спортивных походов
РАЗРЯДЫ | Категории сложности спортивных походов | |||||||||||
I | II | III | IV | V | VI | |||||||
у | р | у | р | у | р | у | р | у | р | у | р | |
МС (м) | 1 | 4 | ||||||||||
МС (ж) | 1 | 2 | ||||||||||
КМС | 1 | 4 | ||||||||||
I | 2 | 2 | ||||||||||
II | 2 | |||||||||||
III | 1 | |||||||||||
I юн. | Совершить один поход III степени сложности | |||||||||||
II юн. | Совершить один поход II степени сложности | |||||||||||
III юн. | Совершить один поход I степени сложности |
5. Минимальные требования к спортивному походу
После того как мы разобрались с требованиями к количеству и опыту участников похода, пора переходить к требованиям к самому походу. Определение к.с. было дано выше по тексту.
Таблица 4. Минимальная протяженность и длительность спортивного велопохода
Параметр маршрута | Категория сложности | |||||
I к.с. | II к.с. | III к.с. | IV к.с. | V к.с. | VI к.с. | |
L минимальная, км | 300 | 400 | 500 | 600 | 700 | 800 |
Т минимальная, ходовых дней | 6 | 8 | 10 | 13 | 16 | 20 |
Кроме длительности и протяженности в категорийном велопоходе должны присутствовать определяющие препятствия (ОП). Это те препятствия на маршруте, которые оказывают наиболее существенное влияние на категорию его сложности. Чтобы как-то количественно оценить ОП, вводится понятие категории трудности ОП.
Минимальные требования к наличию определяющих препятствий соответствующих категорий трудности приведены в Табл.5:
Таблица 5. Требования к наличию определяющих препятствий спортивного велопохода
К.С. маршрута | Минимальное кол-во определяющих препятствий категорий трудности | |||||
I к.т. | II к.т. | III к.т. | IV к.т. | V к.т. | VI к.т. | |
I | 2 | |||||
II | 1 | 2 | ||||
III | 1 | 2 | ||||
IV | 1 | 2 | ||||
V | 1 | 2 | ||||
VI | 1 | 2 | 2 |
Как определить категорию трудности препятствия, мы рассмотрим ниже.
Уже горячее: за наш «троечный» велопоход моей группе нужно пройти минимально 500 км за 10 ходовых дней. Это же немного! Но при этом на маршруте нужно преодолеть минимум одно определяющее препятствие, соответствующее 2 категории трудности и два — третьей. Осталось разобраться с категориями трудности, и — вперед!
Похожие записи:
- Некоторые сведения, касающиеся организации спортивно-туристических велосипедных походов
- Правила проведения туристических спортивных походов
- Приглашаем в походы II и III к.с.
- Второй октябрьский велопоход
Источник https://powerofterritory.ru/diary/chto-takoe-veloturizm/
Источник https://mens-physic.ru/kategorii-slojnosti-marshrutov-v-veloturizme.html
Источник https://biomehanika-ekb.ru/blog/377-sport-cycling.html