Отзыв про Алтай — 3 Путешествие по Чуйскому тракту

 

Содержание

Чуйский тракт на машине — путешествуем по главной дороге Алтая

Рассказываю о самом популярном маршруте для первого знакомства с Алтаем — путешествии по Чуйскому тракту на машине. Вы узнаете, как отправиться в Республику Алтай и проехать по тракту до Монголии, какие достопримечательности нужно обязательно увидеть по пути, как посетить родину Шукшина, подняться в облака на высоту 3000 м и побывать на Марсе.

Горный Алтай — это гора Белуха, ледники Северо-Чуйского хребта, заповедные плато, горные перевалы, многочисленные озера, водопады и слияния горных рек. Для туристов здесь разработаны маршруты разной сложности: пешие, конные, комбинированные от 1 до 12 дней. Так, поход к горным Шавлинским озерам занимает 8 дней, тур к подножью Белухи — 10 дней. Несмотря на многообразие туров, исследовать за одну поездку Горный Алтай невозможно.

Если Вы планируете поездку впервые, достаточно прокатиться прямо по Чуйскому тракту до Кош-Агача, далее уже пограничный с Монголией пункт Ташанта.

Эта дорога отмечена National Geographic как одна из красивейших в мире.

Чуйский тракт — участок федеральной трассы Р 256 Новосибирск – Ташанта, протяженность которой 940 км. Исторически он начинался в Бийске, но вести километраж принято от Новосибирска. Это и будет отправной точкой нашего маршрута. Дорога идет по Новосибирской области, Алтайскому краю и приводит в Республику Алтай.

Весь маршрут я проехала за 6 дней. Этого достаточно для осмотра основных достопримечательностей Чуйского тракта.

Что вы узнаете:

  1. Карта Чуйского тракта
  2. Старт маршрута, аэропорт, аренда автомобиля
  3. Бийск
  4. Сростки
  5. Алтай — сердце Евразии
  6. Манжерок
  7. ОЭЗ Бирюзовая Катунь
  8. Зубровый питомник
  9. Семинский перевал
  10. Перевал Чике-Таман
  11. Кордон Кур-Кечу
  12. Чуй-Оозы
  13. Петроглифы урочища Калбак-Таш
  14. Акташ
  15. Гейзеровое озеро
  16. Акташский ретранслятор
  17. Урочище Кызыл-Чин
  18. Кош-Агач

Карта Чуйского тракта

Старт маршрута, аэропорт, аренда автомобиля

Автопутешествие по Горному Алтаю

Наше автопутешествие по Чуйскому тракту начинается в Новосибирске. Здесь находится самый крупный аэропорт в регионе, который принимает рейсы со всей России.

По ссылке вы узнаете, что посмотреть в Новосибирске

Прилетайте сюда и берите в прокат автомобиль в аэропорту. Если вы из Москвы, гнать сюда свою машину бессмысленно. Это будет дорого и основную часть отпуска потратите на дорогу.

Для аренды автомобиля можно обратиться в представительство компании Avis Russia в аэропорту Новосибирска. Покрытие Чуйского тракта в идеальном состоянии на протяжении всего пути, поэтому подойдет седан. Например, Hyundai Solaris, при аренде на 5 дней обойдется в 3000 руб./сутки.

Второстепенные дороги оставляют желать лучшего. Это либо гравийка, либо полное бездорожье. Поэтому, если вы планируете самостоятельно подняться на Акташский ретранслятор либо отклониться от маршрута и посетить долину Чулышмана, арендуйте автомобиль с высоким клиренсом. Например, Hyundai Creta — 3900 руб./сутки.

Также можно заранее воспользоваться сервисом проката avenuerent.ru. Цены —от 2400 руб./сутки. Обязательно уточняйте про ограничения на суточный пробег.

Вдоль Чуйского тракта есть все, что нужно для путешествия: столовые, кафе, места для отдыха и крупные АЗС (Роснефть, Газпромнефть, Лукойл встречаются часто). После села Усть-Муны будут попадаться АЗС — Ника, Опти, Салекс. Рекомендую заправиться до полного бака в основной туристической зоне, далее на АЗС в Онгудае или Акташе. Хорошее качество топлива на заправке Расул в Акташе и Кош-Агаче.

Крупных городов по пути нет, поэтому после Новосибирска первая наша остановка будет через 350 км в Бийске.

Бийск

Горный Алтай. Фото в пути

Бийск называют воротами Горного Алтая. Отсюда начинается путешествие по Чуйскому тракту.

Для того, чтобы познакомиться с культурой Горного Алтая, рекомендую посетить Бийский краеведческий музей им. В. В. Бианки. Здесь увидите саркофаг, предметы культа алтайских шаманов, ознакомитесь с коллекцией пазырыкской культуры скифов. Воспользуйтесь услугами экскурсовода при музее и послушайте историю о стране Беловодье, которую искал Николай Рерих в горах Алтая. Поверьте, интересно.

  • Время работы: с 10:00 до 17:00, выходные дни — понедельник, вторник.
  • Цена: 450 руб./2 чел., 100 руб./от 4 чел.

Проезжая Бийск остановитесь рядом с памятником нулевому километру Чуйского тракта. Он расположен перед мостом через реку Бия у музея Чуйского тракта. Загляните сюда, если интересна история Великого Шелкового пути. Чуйский тракт — северное ответвление этого пути, по которому происходила не только торговля со Средней Азией, но и коммуникация цивилизаций, обмен культурным опытом.

Сростки

Памятник Шукшину на горе Пикет

На 388 км Чуйского тракта дорога проходит через село Сростки.

Сростки — родина Василия Макаровича Шукшина.

Именно здесь проводится ежегодный фестиваль «Шукшинские дни на Алтае». Рекомендую заехать в Мемориальный музей-заповедник В. М. Шукшина.

К объектам музея относится: дом, в котором провел детские годы Василий Макарович, школа, усадьба матери и гора Пикет.

  • Цены: 60 руб./40 руб. (льготный). Экскурсионный билет для группы от 5 человек: 100 руб./65 руб. (льготный).
  • Адрес: ул. Советская, 86.

В Сростках по обе стороны дороги расположен рынок, где продаются «сростинские пирожки».

Вдохновившись легендами Алтая направляемся дальше в Республику Алтай.

Алтай — сердце Евразии

На 428 км Чуйского тракта, границы Алтайского края и Республики Алтай, установлен памятник туристу «Пилигрим». Мужчина в туристическом обмундировании и собачка с рюкзаком уже много лет встречают туристов, чвъезжающих на территорию Республики. Местное поверье — чтобы поездка прошла удачно, нужно потереть собачке нос, а на обратном пути бросить монетку в рюкзак или карман путнику.

Здесь же расположен памятный знак «Алтай — сердце Евразии». Стела с шестью дугами, символизирующими аил — традиционное алтайское жилище, была установлена в честь вхождения алтайского народа в состав России. На девяти языках написано послание потомкам о том, что Республика Алтай — есть центр мироздания и призывающее чтить память древних народов.

Манжерок

Горнолыжный Манжерок

На 470 км трассы Р-256 по указателям сворачиваем налево и выезжаем к курорту Манжерок.

С 2017 г. началось инвестиционное финансирование и это круто поменяло облик Манжерока. Теперь это курорт европейского уровня с гостиничным комплексом и развитой инфраструктурой. В 2019 г. построена гондольная канатная дорога — 2500 м. Ведет она на вершину горы Малая Синюха, откуда открывается панорамный обзор на реку Катунь и озеро Манжерокское.

Здесь же построен самый крупный в России байк — парк с экстремальной трассой черного уровня. Зимой работает горнолыжный курорт с трассами для новичков и опытных райдеров. Есть спортивные площадки, каток, тюбинг- трассы, зоны отдыха, сувенирные лавки, стрит-фуд и ресторан «Горный». В любой сезон здесь каждый найдет развлечения.

Цены:

  • проживаниев гостиничном комплексе: стандартный номер с мини- кухней — от 4000 руб./номер на двоих. Завтрак включен.
  • подъем на канатной дороге — 500 руб./взр, 400 руб./дет.
  • Ski-passна день пт-вск — 1300 руб.

Подробнее про Манжерок и горнолыжный отдых на Алтае, мы писали на Dorogi-ne-dorogi.ru вот в этой статье

ОЭЗ Бирюзовая Катунь

Река Катунь, Алтай

В 7 км от Манжерока, на 477 км Чуйского тракта, находится Особая Экономическая Зона «Бирюзовая Катунь». С дороги сворачиваем направо на мост через Катунь. Стоимость проезда легкового автомобиля — 100 руб., пеший проход бесплатный. Перед мостом есть бесплатная парковка, но я рекомендую проехать на территорию комплекса на автомобиле. На участке в 3000 га расположено искусственное озеро с аквапарком, горнолыжный комплекс, пасека, рыболовный пруд, археологический парк, пещеры, а также отельные комплексы и точки питания.

Здесь можно прыгнуть с тарзанки, покататься на квадроциклах,сплавиться на рафтах по реке Катунь. Ежегодно на территории «Бирюзовой Катуни» проводятся туристические фестивали: «Цветение маральника», «Because of the Beatles», «Алтайская зимовка».

  • Экскурсионный билет на посещение «Тавдинских пещер» — 150 руб./взр., 100 руб./дет. Открыт круглогодично.
  • Сплав по Катуни 3 часа — 1000 руб./чел.
  • Обзорная экскурсия на квадроциклах с посещением мараловодческого хозяйства — 2000 руб./чел. Продолжительность — 1 час.

Участок пути в 70 км от начала Республики Алтай застроен базами и отелями на любой бюджет. Вы можете остановиться здесь на пару дней для отдыха и посещения экскурсионных объектов, а далее отправиться вглубь Алтая за природными красотами.

Мы же сразу проезжаем туристический Алтай. На 495 км дороги в районе Усть-Семы будет развилка, пересечение Чемальского и Чуйского трактов. Необходимо повернуть направо на мост через Катунь и продолжить путь по Чуйскому тракту. Каждый раз в этом месте я выдыхаю и предвкушаю свое большое путешествие по настоящему Горному Алтаю.

Дорога петляет через десятки колоритных деревушек и рек, вы заметите как горы становятся выше, а пейзажи более захватывающими.

Зубровый питомник

В питомнике 50 особей, среди них чистокровные беловежские зубры. Летом на них можно полюбоваться издалека, а зимой зубры подходят к ограде, где их можно покормить, погладить.

Читать статью  Путешествие в Европу на машине: Беларусь - Польша - Чехия - Германия - Австрия. Первый опыт

Чтобы добраться в питомник нужно на 510 км Чуйского тракта, не доезжая села Черга, повернуть направо и проехать еще 2 км. Указатели есть.

  • Питомник работает без выходных.
  • Входной билет: 250 руб./взрослые, 150 руб./дети.

На заметку: в селе Черга есть одноименный маслосливочный завод. Советую купить там сыр и масло. Вкусно и качественно.

Семинский перевал

На 583 км мы проезжаем самую высокую точку Чуйского тракта — Семинский перевал. Его высота — 1715 м.

Это уже среднегорье Алтая. В июне и сентябре, когда кругом тепло и зелено, я видела здесь снег.

На вершине перевала установлен обелиск в честь 200-летия включения Республики Алтай в состав Российской Империи. Здесь же кафе, туристический базар с дарами Алтая: брусника, кедровые орехи, вяленое мясо марала, медовуха и предметы одежды из верблюжьей шерсти. Не торопитесь покупать сразу, впереди еще будут сувенирные рынки, а в Кош-Агаче можно посетить местный базар.

Перевал Чике-Таман

По пути к следующему перевалу дорога проходит через крупный поселок Онгудай, где можно отовариться в крупном (по алтайским меркам) магазине и заправиться. Следующая хорошая заправка — через 150 км.

Высота перевала Чике-Таман — 1295 м. Это ниже, чем высота Семинского перевала, но подъем воспринимается более экстремально. Дорога серпантинная, с резким набором высоты. На вершине оборудована автомобильная парковка и смотровая площадка с панорамой Теректинского хребта. Вид шикарен.

Наверное, каждый, кто был на перевале, пробовал чебуреки. Их манящий аромат разносится по всей вершине. Лепят и жарят при вас. Разные начинки, а еще хворост, беляши, калачи. Обязательно пробуем все с травяным чаем. Также здесь череда сувенирных лавок, ассортимент, что и везде.

Пройдите вглубь базарчика и увидите старую дорогу. Посмотрите, поблагодарите горных духов и правительство Республики Алтай за новую дорогу. Памятник строителям Чуйского тракта установлен здесь по праву. По старому пути прогуляйтесь пешком, найдете красивые локации для фото.

Спускаясь с перевала, наблюдается смена природных зон. Смешанные леса остаются позади, впереди каменные горы. Возможно, они не поражают своей красотой, но несут сильную энергетику, которой нет в начале пути. Чтобы скрасить первые эмоции от нового Алтая, рекомендую заехать на кордон Кур-Кечу.

Кордон Кур-Кечу

Кордон Кур-Кечу

После села Купчегень на 678 км автодороги поворачиваем налево к реке и едем до базы. Это самая крупная база в Онгудайском районе. Разместиться можно в аиле, в двухэтажных коттеджах или в отдельно стоящих домиках.

Осенью 2018 г. я останавливалась на этой базе в домике под горой. Внутри дома: 4 кровати, стол и дровяная печь, которую мы топили. Все аскетичное, но уютно. Треск печи, шум реки и вокруг ни души. На основной территории базы есть беседки, баня, столовая. Сотовой связи почти нет.

Кур-Кечу примечателен Ильгуменскими порогами, которые образует слияние рек Б. Ильгумень и Катунь. Мощь водной стихии во всей красе, часами можно наблюдать за бурлящим потоком горных рек. Проверено, здесь ловится хариус.

Песчаная скала - чуйский тракт достопримечательности на машине

Далее на 687 км Чуйского тракта встретится природный феномен — отвесная песчаная скала, расположенная вдоль дороги. Фотографируемся, наслаждаемся панорамой на Катунь и движемся дальше.

Чуй-Оозы

Смотровая площадка с видом на слияние рек Чуя и Катунь расположена на 713 км Чуйского тракта. Завораживающее место, где четко видны границы переплетения вод серой Чуи с бирюзовыми водами Катуни. Алтайцы почитают это место. Здесь все имеет свою легенду или историю.

Петроглифы урочища Калбак-Таш

Алтай — кладезь культурного наследия древних народов. На 723 км расположен археологический комплекс наскальных рисунков, средний возраст которых 5000 лет. Рисунки относят к эпохе неолита, бронзового века, скифской и древнетюркской эпохам. Их значение расшифровано частично. Они изображают быт народов, мифологических существ и необычные объекты. Всего порядка 5000 изображений.

  • Входной билет — 100 руб.

Отправляясь дальше, мы вновь видим смену природных зон. Появляются таежные леса и Северо-Чуйский хребет.

Акташ

Крупный поселок на 788 км Чуйского тракта.

Акташ —перевалочный пункт для туристов. Здесь удобно останавливаться, чтобы делать радиальные выезды к другим маршрутам.

Я останавливалась на базе «Красный лис». Комфортные новые домики с отоплением. Удобства на территории базы, но есть добротная баня. Владеет базой добродушная алтайская семья, которая расскажет про достопримечательности в округе, а при необходимости, и доставит туда на собственной буханке. Это самый популярный вид транспорта в Горном Алтае.

  • Цены: 1500 руб./сутки за двухместный дом.
  • Работают с мая до октября/ноября (высокий сезон).

С базы можно пройти к Гейзеровому озеру бесплатно.

Гейзеровое озеро

Гейзеровое озеро осенью - чуйский тракт достопримечательности на машине

Гейзеровое озеро — водоем насыщенного бирюзового цвета с причудливыми узорами, которые постоянно меняются. Аналогичные озера есть только в Йеллоустонском заповеднике в Америке. Озеро не предназначено для купания, можно нарушить экосистему.

Озеро расположено в 7 км от поселка Акташ. Основной проход лежит через базу «Маленький рай». Вывески вдоль дороги укажут путь. Проход: 50 руб.

Акташский ретранслятор

Северо-Чуйский хребет и Курайская степь - чуйский тракт достопримечательности на машине

Одна из самых впечатляющих смотровых площадок Алтая. Высота — 3038 м.

Отсюда открывается вид на Северо-Чуйский хребет и Курайскую степь, а при ясной погоде видно Белуху.

Добраться можно самостоятельно на полноприводном автомобиле с высоким клиренсом. От Акташа двигаемся по указателям на Улаган. После выезда из села главная дорога пойдет налево, нам нужно повернуть направо и двигаться вдоль реки Ярлыамры. 5,5 км дороги идет вверх по большим камням, трубам до заброшенного рудника, где остались хозяйственные постройки и заваленные штольни.

Для проезда через рудник нужно заплатить охраннику 100 руб. Далее до ретранслятора 1,5 км крутого подъема по серпантину.

Я рекомендую поберечь автомобиль и приобрести экскурсию. По селу расклеены объявления о заброске, также можно взять экскурсию с базы «Красный лис».

Цена заброски: 1500 рублей с человека в обе стороны. Возят на УАЗах и подготовленных джипах.

На экскурсию лучше заложить целый день и подольше побыть на вершине. Следует взять с собой теплые вещи, термос и солнцезащитный крем.

Расстояние от Акташа до Кош-Агача — 103 км. Включайте видеорегистратор, Курайская и Чуйская степи — это самые живописные участки Чуйского тракта. По пути будут съезды к смотровым площадкам с видом на Северо-Чуйский хребет с его заснеженными вершинами. Дух захватывает, в прямом смысле слова.

Рекомендую перед поездкой установить на свой смартфон приложение Maps.Me, которое работает офлайн. Там отмечены смотровые площадки и другие туристические объекты.

Урочище Кызыл-Чин

Марсовые горы, Алтай

Марс на Алтае. Именно так окрестили это место в путеводителях. За счет природных ландшафтов и необычного цвета глиняных пород место действительно космическое. На самом деле все объяснимо. Около 90 млн. лет назад в этом месте было море и цветные марсовые горы — это дно водоема.

Когда я была здесь, вход был бесплатным. Сейчас сделали автомобильную парковку, установили туалеты и обозначили цену за проход — 100 руб.

Как добраться: с Чуйского тракта сворачиваете на мост через реку Чуя и следуете к селу Чаган-Узун, далее по указателям 7 км гравийной дороги. Там дежурят местные жители, которые будут уговаривать вас пересесть к ним в УАЗы, но проехать можно на любом автомобиле.

Кош-Агач

Алтай, Монголия

Последний крупный населенный пункт перед границей с Монголией и конечная точка нашего путешествия. Горы остались в стороне, мы оказались посреди Чуйской степи.

Местное население, в основном, казахи и алтайцы, живет за счет животноводства и торговли. По пути встречаются лошади, яки и верблюды. На местном рынке продаются товары из верблюжьей шерсти и кожи, которые везут из Монголии, ремесленные поделки и алтайские продукты. Цены ниже, чем в туристических местах.

В Кош-Агаче есть несколько кафе. Самое популярное — «Юлдуз», кафе узбекской кухни. Средний чек: 300 руб. Готовят вкусно, порции большие, а внешний вид заведения пусть не настораживает. Это уже нетуристические места.

Далее 50 км по прямой и попадаете на пограничный пункт Ташанта. Еще 20 км и Монголия, которую граждане РФ могут посетить по действующему заграничному паспорту.

Здесь завершается наше короткое, но насыщенное автопутешествие по Чуйскому тракту.

Автор: Яна Рахимкулова для проекта Dorogi-ne-dorogi.ru

Понравилась статья? Подпишитесь на наш Телеграм-канал, чтобы узнать о выходе новой.

Отзыв про Алтай — 3 Путешествие по Чуйскому тракту

Путешествие по Чуйскому тракту

После Мультинских озер мы планировали продолжать путешествие по Чуйскому тракту. В этой части будет про достопримечательности Усть-Коксы, пещеру в Усть-Кане, перевал Чике-Таман, слияние рек Чуя и Катунь, водопады Карасу и другие полезные и не очень описания.

Для тех, кто пропустил начало.

Отзыв про Алтай на машине — Путешествие по Чуйскому тракту

Достопримечательности Усть-Коксы

08.08. С утра хозяин жилья («Портал Белуха») рассказал, какие существует достопримечательности Усть-Коксы, что можно посмотреть поблизости.

В нескольких шагах от дома есть подвесной мостик через реку на небольшой полуостров, оттуда видно слияние рек Кокса и Катунь.

Отзыв про Алтай — 3 Путешествие по Чуйскому тракту

Ещё есть вариант подняться на холм, откуда открывается панорама на горы, а в хорошую погоду видно даже Белуху.

Достопримечательность Усть-Кокса

На машине тоже можно добраться.

Отзыв про Алтай — 3 Путешествие по Чуйскому тракту

Остальные достопримечательности Усть-Коксы в виде музеев я даже не стала запоминать. Из интересного ещё есть Филаретова гора, она находится за Мультой, а туда возвращаться в планах не было.

Решили прогуляться на слияние Коксы и Катуни. Опять жара, а внизу она ощущалась ещё хуже — в горах была хоть какая-то прохлада и тень в лесу. Перешли мост, пошли прямо по дороге и вышли на другую сторону.

Достопримечательности Усть-Коксы

Оттуда слияния рек видно не было, нужно было перебираться через грязь ближе к стрелке или возвращаться назад и сразу идти по берегу. Желание увидеть эту достопримечательность Усть-Коксы было очевидно меньше желания сесть под кондиционер, так что пошли обратно в машину. В любом случае впереди нас ожидало более зрелищное слияние рек Чуя и Катунь.

Читать статью  Что посмотреть в Карелии на машине — 25 самых интересных мест

Усть-Кан — гора Белый Камень

Поехали в сторону Чуйского тракта. Опять все прелести дороги — волны, ямы, гравийка. Порой, когда проезжала встречка или кто-то обгонял, налетала пыльная буря, и видимость падала практически до нуля.

У Усть-Кана, недалеко от места, где мы ночевали в чистом поле, мы приметили исторический памятник — древнюю стоянку людей в усть-канских пещерах. Решили заехать туда и заодно перекусить.

Гора называется Белый камень и находится на въезде (если двигаться от Усть-Коксы) в Усть-Кан. Можно оставить машину у реки, наверх ведет деревянная лесенка, видавшая лучшие времена.

Пещера Усть-Кан

Минут через 10-15 мы были у цели — небольшой пещеры, вход в которую закрыт металлической решёткой. Видимо, когда-то там начали раскопки, но весь бюджет закончился на строительстве деревянных ступенек.

Пещера Усть-Кан

  • Пещера Усть-Кан
  • Единственный плюс от подъёма по жаре — это вид на долину. Без строений и машин было бы, конечно, лучше. 🙂

    Путешествие по Чуйскому тракту — перевал Чике-Таман

    От Усть-Коксы до Чуйского тракта доехали за 4 часа. Следующая отметка на карте — перевал Чике-Таман. Я читала, что это необычайно красивый перевал, и именно после него начинается настоящий горный Алтай.

    Чике-Тама́н («прямая подошва») — горный перевал на 659 км Чуйского тракта. Высота перевала — 1295 м, подъём, спуск — 4 км. На вершине перевала есть смотровая площадка. С 1996 года перевал объявлен памятником природы Республики Алтай.

    Работы по прокладке современной дороги были чрезвычайно трудоёмкими. Пришлось переместить более 500 тысяч тонн грунта, взорвать около десятка скал, расширять и насыпать дорогу. Новая трасса была введена в строй в 1984 году.

    Поднялись наверх и остановились на обзорной площадке. Оттуда открывается вид на долину и горы, но нас не впечатлило совсем.

    Путешествие по Чуйскому тракту

    Когда заезжали на перевал, была отличная погода, и вовсю светило солнце. С другой стороны нас поджидали другое измерение и чёрное небо. Нарезала небольшое видео из машины с перевала Чике-Таман (да, лобовое не мешало бы поменять :)).

    Путешествие по Чуйскому тракту — поиск кемпинга

    После спуска начали подыскивать место для ночлега. Посмотрели несколько вариантов — ничего не понравилось.

    Первый был кемпинг по правой стороне на спуске с перевала. Вроде и река, и деревья, но рядом проходит ЛЭП, трасса, и как-то не уютно.

    Отзыв про Алтай — 3 Путешествие по Чуйскому тракту

    Второй — кемпинг у впадения реки Большой Яломан в Катунь.

    Путешествие по Чуйскому тракту

    На въезде висело объявление, что проезд на территорию платный. Видимо, народ приезжает просто поглазеть на природу или полежать на пляже.

    Отзыв про Алтай — 3 Путешествие по Чуйскому тракту

    Но нас не испугать — проехали на машине к реке. На берегу Катуни песочек, всюду полуголые люди и палатки. По инфраструктуре ничего не понятно, хозяев не видно, развернулись.

    Время позволяло ехать дальше, но на горизонте за горой висели свинцовые тучи, готовые взорваться, а с другой стороны уже вовсю лил дождь.

    Конечно же, через несколько километров и поворотов мы встретились с этим концом света. Ураганный ветер и сплошной поток воды — мне даже стало немного не по себе вести машину по серпантину вдоль скал, с которых периодически валятся камни.

    Настроение начало портиться, ставить палатку в такую погоду — не лучшая идея. Сквозь струи воды разглядели деревню (Малый Яломан) и какую-то базу на въезде, свернули туда.

    Пожалуй, стоит отметить, что 80% баз на Алтае — это поле, обнесенное забором, на котором размещаются несколько домиков-сараев. И вроде стараются люди, но всё равно выходит какой-то колхоз.

    Отзыв про Алтай — 3 Путешествие по Чуйскому тракту

    Предложили нам такой домик за 2000₽, внутри кровать и стол, имеется небольшая веранда, душа нет, уличный туалет на другом конце поля, которое под ливнем уже превратилось в болото. Постояли, подумали и решили продолжить поиски, тем более дождь немного стих.

    Путешествие по Чуйскому тракту — база отдыха в Ине

    Доехали в Иню, наконец-то появился великий Интернет. Нашли «Кемпинг Aлтай», в домиках мест не было, но палатку поставить было можно. Цена вопроса — 300₽.

    Кстати, после очередной горы стало практически сухо, небо прояснилось. Так что поставить палатку стало опять неплохой идеей. Фото сделано на следующий день.

    Путешествие по Чуйскому тракту

    Кемпинг — не кемпинг, а участок с постройками, из которых 2 домика сдаются — юрта и более европейский вариант. Внутри кровати, печь, плитка, чайник, холодильник, свет, розетки. Стоимость проживания — 500₽ с человека.

    Также на территории есть баня, аил, беседка, умывальник, колонка с водой, уличный туалет. А за забором — вид на горы, Катунь и такие вот соседи.

    Путешествие по Чуйскому тракту

  • Путешествие по Чуйскому тракту
  • Хозяева (алтайцы) были достаточно дружелюбны. Освободили нам аил для посиделок, выдали мангал, помогли развести огонь, снабжали дровами. Баня на этот день была уже расписана, но нам по-секрету разрешили бесплатно помыться после всех.

    Путешествие по Чуйскому тракту

    Вечер выдался хорошим, пели песни под гитару с соседями. Аил в качестве беседки, оказывается, отличная штука: защищает от ветра и дождя, костёр внутри хорошо согревает и почти не дымит.

    Когда приятно утром выйти на улицу и глянуть на село.

    VID_20200809_110918

    Путешествие по Чуйскому тракту — Слияние Чуи и Катуни

    09.08. На утро продолжили движение по Чуйскому тракту, минут за 10 доехали до одной из популярных достопримечательностей горного Алтая — слияния рек Чуя и Катунь.

    Отзыв про Алтай — 3 Путешествие по Чуйскому тракту

    Как всегда увидели припаркованные авто и остановились. Но лучше проехать дальше и свернуть на просёлочную дорогу — оттуда вид чётче и идти не придётся.

    Путешествие по Чуйскому тракту

    Нам же пришлось немного прогуляться, стоит ли упоминать, что опять стояла плавящая жара?

    Слияние Чуи и Катуни

    Очень захотелось искупаться. Хотели свернуть к Катуни, да как-то не вышло. В итоге заехали в деревне Иодро в магазин за мороженным и там же съехали к реке.

    Путешествие по Чуйскому тракту

    Вода — ледяная! Возможно, из-за того, что там в Чую впадает река Иодрушко. Пожалуй, это холоднее, чем в горных озёрах, даже руки сводит за несколько секунд. Особо не искупались, но хотя бы остудились.

    Путешествие по Чуйскому тракту — Чибитские водопады: Верхний и Нижний Карасу

    Следующими достопримечательностями нашего автопутешествия по Алтаю значились водопады, находящиеся недалеко от Чибита. В сети они встречаются под разными названиями: Чибитские водопады, Верхний и Нижний Карасу, Радужный и Малый Улар, Уларские водопады.

    Чтобы попасть туда, нужно двигаться в сторону Акташа, за 5-6 км до села Чибит повернуть направо и переехать деревянный мост через реку Чуя. Далее по левому берегу реки проехать назад около 2-3км.

    Путешествие по Чуйскому тракту

    Мы успешно переехали деревянный мост через Чую — тот ещё аттракцион. После него повернули направо и ехали по плохой дороге, пока не стало совсем жалко машину. Путей там несколько, мы держались левого.

    Припарковались и пошли пешком к Верхнему Курасу. Минут через 10 были на месте.

    К счастью, водопад оказался вполне неплохим.

    Путешествие по Чуйскому тракту Верхний Карасу

    Устроили перекус и разговорились с алтайцем, который возит туристов. Он предложил подкинуть нас до следующего водопада. В багажнике УАЗ патриот я ещё не ездила, но было весело.

    В багажника УАЗ Патриот

    Нижний Курасу тоже красив, он пониже и пошире. Слева от водопада есть тропа, можно подняться и посмотреть на водопад сверху.

    Путешествие по Чуйскому тракту

    Обратно до машины пошли пешком. Я уже говорила, что была ужасная жара? Идти было недалеко, но эта дорога казалось вечной.

    Путешествие по Чуйскому тракту

  • Путешествие по Чуйскому тракту
  • Путешествие по Чуйскому тракту — снежные вершины и Курай

    Решили посетить ещё одну супер-популярную достопримечательность Алтая — Гейзерное озеро. Но тут случился казус.

    Пора было заправиться, но АЗС в Акташе были по другой стороне, и нас разделяла сплошная. Крутиться не хотелось, так что решили заехать после озера.

    Планировали поставить палатку на базе «Мены», которая находится возле Гейзерного озера. Таким образом, нам бы уже не пришлось ещё куда-то ехать, а бонусом не нужно было бы платить за проход к Гейзерному озеру. Но я проехала нужный поворот.

    Пока искала место, где можно развернуться, вдруг открылись пейзажи на заснеженные горы. И нас, как магнитом, потянуло туда.

    Отзыв про Алтай — 3 Путешествие по Чуйскому тракту

    Решили отложить посещение Гейзерного озера, доехать в Курай и заночевать там, любуясь пейзажами. Виды, конечно, шикарные. Каким-то таким ошибочно мне представлялся весь Чуйский тракт.

    Чуйский тракт

    На картах гугла есть отметка «Туристический центр Курай». Я была очень заинтригована, что бы это могло быть. Решили посетить — этот плакат всем центрам центр! 😀

    Путешествие по Чуйскому тракту

    Курай — очередное село. Помыкались по базам, палатку поставить негде. И вообще, всё как-то неуютно и недружелюбно, но виды…

    Путешествие по Чуйскому тракту

    В Интернете из привлекательного нашли только какую-то юрту у Николая, но до неё нужно было ехать ещё около 10км, а мы же не заправились и ездили уже на лампочке. Да, в Курае НЕТ заправок!

    Путешествие по Чуйскому тракту — недорогая база отдыха в Акташе

    Пришлось возвращаться в Акташ. Пожалуй, это самый крупный населённый пункт в этих местах, где есть более-менее всё. Пока ехали обзвонили различные базы, поставить палатку можно было только в паре мест, за это просили в среднем 500₽ + 150₽ за душ.

    Но тут нам выпал джекпот. На базе ЭлМак можно было снять номер на двоих за 1200₽, на территории есть душ с горячей водой и кухня со всем необходимым. Отличное предложение, учитывая, что у конкурентов было минимум в 2 раза дороже, на улице уже темнело, и очень хотелось помыться. 🙂

    Помните, что я говорила про алтайские базы?:)

    В дальнейших планах у нас был поход на Ретранслятор или озеро Горных духов. Я вычитала, что до рудников можно вполне себе доехать на любой машине. А оттуда мы хотели идти пешком.

    Читать статью  Путешествие по Карелии на автомобиле

    За ужином разговорились с другими отдыхающими. Одно семейство собиралось в юрту к Николаю, которую мы нашли ранее. Они уже были там ни раз и всё нам рассказали, да и вообще дали кучу советов.

    Оказалось, юрта стоит посреди Курайской степи, там останавливается куча путешественников, а хозяин Николай добрый и гостеприимный человек, который сейчас был в отъезде. По духу мне это напомнило каучсерфинг.

    Путешествие по Чуйскому тракту

    Недалеко от юрты есть холм, с которого открывается вид на Курайскую степь, Гигантскую рябь течения и белки — заснеженные вершины гор. В общем, было решено добраться туда на следующий день.

    В продолжении расскажу, как мы не сходили на Ретранслятор, очаровало ли нас Гейзерное озеро, про Курайскую степь и таки про юрту, Куехтанарские озёра, которых три, и Марсы, которых два. А ещё мы побывали в Залесово и Заринске (Что? Где? Зачем?). Подписывайтесь на рассылку новых статей, чтобы ничего не пропустить.

    Сейчас можно найти недорогие билеты на Алтай из многих городов России. Советую установить и настроить бота для поиска дешевых вариантов перелёта.

    Надеюсь, эти путевые заметки будут вам полезны и вдохновят на новые путешествия. Если статья была вам интересна, пожалуйста, поделитесь ей со своими друзьями в социальных сетях с помощью специальной кнопочки ниже. И подписывайтесь на мой инстаграм @tourbyself.

    Начало рассказа про Алтай:

    Путеводитель по Чуйскому тракту — самой красивой дороге в России

    Самая живописная трасса в России, которая ещё и входит в десятку самых примечательных автодорог в мире, привлекает внимание туристов множеством интересных точек на её пути. Отдых на Алтае почти невозможно представить без поездки по Чуйскому тракту — дороги, которая пролегает через весь Горный Алтай и собирает на своем пути множество удивительных мест.

    Мы расскажем, что и на каком километре трассы находится, чтобы вы смогли спланировать путешествие по Алтаю и не пропустить ни одного природного или исторического памятника.

    Как выглядит Чуйский тракт осенью

    Второе гражданство позволяет путешествовать без виз в 150+ стран мира! Проверьте возможность получить «безвизовый паспорт» на бесплатной консультации по телефону или в мессенджере.

    Где находится и начинается, длительность трассы

    На языке водителей Чуйский тракт звучит как трасса Р256. Федеральная автодорога стартует от Новосибирска, а финальная её точка — село Ташанта, что на границе с Монголией. Трасса артерией бежит через всю Новосибирскую область, затем Алтайский край и приводит прямиком в Республику Алтай. Вдоль дороги можно ещё встретить города Бердск, Новоалтайск и Бийск. В общей сложности Чуйский тракт растянулся на 968 км.

    Чуйский тракт на карте

    Чуйский тракт в привычном понимании туристов начинается на нулевом километре, аккурат возле одноименного музея в городе Бийск и заканчивается в Ташанте.

    Сама по себе дорога ровная, чистая, без туннелей — настоящая мечта всех водителей. Да и было бы странно не вкладываться в трассу, которая единственная во всём Алтайском крае и Республике Алтай служит местом транспортировки всех туристов на базы отдыха. Помимо своей практической ценности, трасса ещё и безумно красива. Путешествуя по ней, вы увидите огромное количество рукотворных и природных памятников. В этом плане Чуйский тракт не уступает Дороге больших ворот в Китае или Великой океанской дороге в Австралии.

    Хотите путешествовать без виз?
    «Безвизовый паспорт» позволит передвигаться без ограничений в 150+ стран мира!
    Узнать подробнее

    Что интересного можно увидеть во время пути

    Вы запутаетесь, если мы начнем перечислять классные места для остановок просто в форме их названий и описаний. Поэтому, мы сделали некий путеводитель, где отметили важные, на наш взгляд, места для остановок в порядке возрастания километража. Итак, поехали!

    37 км. Тут полно мест отдыха, которые подходят для остановки на ночлег или несколько дней. И все они раскинуты по берегам Бердского залива. Красота да и только! Главная прелесть этого участка дороги — Бердские скалы и неожиданный разворот реки на целых 180 градусов.

    Бердские скалы

    250 км. А здесь вас будет поджидать маленький указатель «Дом-музей лётчика-космонавта Германа Титова». Чтобы вы не пропустили его в виду размера, даём ориентир: поворот на село Верхнее Жилино.

    350 км. Прямо у дороги в Бийске стоит Музей Чуйского тракта. Это место как нельзя лучше расскажет о трассе Р256. Карты, планы, снимки, картины, артефакты, найденные археологами во время строительства дороги, модели автомобилей того времени и даже костюм шофёра — всё это представлено в музее. Там же есть весь путь в миниатюре.

    Музей Чуйского тракта

    400 км. Рядом там находится село Сростки, где родился и жил знаменитый писатель, кинорежиссёр и актёр Василий Шукшин. Вам интересно будет посетить его дом, музей-заповедник в честь писателя, памятник на горе Пикет и парк скульптур «Чудики», прототипами которых стали герои рассказов Шукшина.

    Памятник Василию Шукшину.

    А ещё вы наверняка оцените местный рынок, где сможете купить все съедобные прелести Алтая: мёд, варенье из полевой земляники, копчёную и вяленую рыбу из алтайских рек, маслята, подтопольники (это тоже грибы) и грузди.

    Сростинская ярмарка

    416 км. В этой части автодороги протекает река Иша, где можно искупаться, порыбачить и позагорать на песчаном пляже.

    426 км. Здесь находится посёлок Долина Свободы, в котором стоит гора Бабырган и начинается, собственно, Горный Алтай. Об этом месте слагалось много легенд, в том числе про спящего воина, силуэт которого вам удастся увидеть. А вдоль дороги стоят памятники и скульптуры, одна из них — камень «Бай Таш» с плато Укок.

    Вид с горы Бабырган

    474 км. У подножия горы Малая Синюха высотой 1196 м расположено село Манжерок, которое больше 200 лет назад основали русские переселенцы. Там функционирует источник питьевой лечебной воды. Недалеко, на Катуни, находятся Манжерокские ворота — это огромные камни, через которые пробивается река. А в полутора километрах от этого места есть мелководное Манжерокское озеро.

    Отзыв про Алтай — 3 Путешествие по Чуйскому тракту

    478 км. Популярным местом на этом участке автодороги является источник Аржан-Суу. И полюбоваться на природную красоту, и перекусить, и прикупить сувениров есть где. Если немного не доехать до источника и свернуть на мост, то можно попасть в знаменитые Тавдинские пещеры.

    Аржан-Суу Тавдинские пещеры

    495 км. В этой точке, если вам позволит автомобиль, можно свернуть с пути и посетить Музей-усадьбу Григория Чорос-Гуркина, Палеопарк и даже заехать на Чемальскую ГЭС.

    511 км. Тут расположено село Усть-Сема, которое ведёт в «Чемальский тупик». Если проследуете к нему, увидите множество гостиниц, турбаз и кемпингов. Отличное место, чтобы отдохнуть на середине пути.

    530 км. В Черге можно купить сувениры из керамики и полетать на дельтаплане.

    659 км. Остановиться стоит ради смотровой площадки, откуда открывается потрясающий вид, и кусочка старого тракта (любопытно же, как дорога выглядела раньше!). Там же можно перекусить в кафе и купить сувениры в лавке. Всё это находится на перевале Чике-Таман, между сёлами Хабаровка и Купчегень.

    Перевал Чике-Таман

    691 км. Тут вы увидите село Купчегень и неподалёку от него — трехсотметровый речной порог на Катуни, который называется Ильгуменский порог.

    702 км. В селе Иня находится известный Ининский подвесной мост, установленный над рекой Катунь. Это первый в мире двухцепный висячий мост. Чуть дальше расположены двухметровые «Ининские стелы».

    710 км. Точка слияния рек Катуни и Чуи. Казалось бы, вода и вода, а нет — оттенки-то разные, и это можно легко увидеть со смотровой площадки. Чуть дальше находятся любопытные постройки, в том числе Музей алтайского быта и, как и полагается в таких местах, кафе.

    742 км. Недалеко от места слияния вышеупомянутых рек установлен памятник шофёру Кольке Снегирёву, о котором поётся в песне «Есть по Чуйскому тракту дорога…». Его открыли в знак благодарности всем водителям, причастным к строительству Чуйского тракта.

    758 км. К водопаду Ширлак придётся пройти пешком, зато какой прекрасный путь вам предстоит — мимо лавок с алтайскими лепёшками (почему бы не перекусить?) и сувенирами (ну, как же без них?).

    782 км. Тут находится село Чибит, откуда вы можете начать знаменитый маршрут к Шавлинским озёрам пешком, либо на лошади.

    789 км. Если прокатиться по ответвлению от Чуйского тракта, которое здесь начинается, вы увидите перевал Кату-Ярык, каньон реки Чулышман, водопад Куркуре, Каменные грибы, Учар и самое большое алтайское озеро — Телецкое.

    Телецкое озеро

    795 км. Остановка стоит потрясающих видов на Гейзерное озеро. Там же есть база отдыха «Мены», где можно остановиться на ночлег.

    822 км. Остановитесь и посмотрите направо. Там вас встретят холмы, которые откроют чудесные виды на Курайскую степь и Северо-Чуйский хребет. Если проехать по самой степи, можно оказаться у турбазы «Перевалка», которая послужит местом отдыха, а ещё дальше — маршрут к Альплагерю.

    863 км. В этой точке рекомендуем свернуть к селу Чаган-Узун, по мосту через реку Чую, чтобы полюбоваться на марсианские пейзажи Кызыл-Чина. Их ещё называют радужными горами Алтая за разные оттенки пород.

    Кызыл-Чин

    891 км. Здесь, в селе Кош-Агач, можно завершить своё путешествие по Чуйскому тракту, так как дальше, на 942 км, уже идёт село Ташанта, где, в общем-то, кроме как посмотреть на наскальные рисунки первобытных людей, больше нечего делать. В Кош-Агач можно остановиться в гостинице, прогуляться по магазинам и наконец почувствовать атмосферу цивилизации.

    Интересные факты о Чуйском тракте

    Возле села Тигирёк в окрестностях Чуйского тракта стоит Лев-гора. Там археологи нашли обработанные руками древних людей камни. Их плоская форма позволят сделать вывод, что породы использовались в качестве жертвенников. А под землёй, возле села Покровка специалисты обнаружили золотую статую Будды весом 25 кг.

    На Алтае хранится множество курганов, которым больше 5000 лет. В них были захоронены мумии. Например, на курганах у берега реки Сентелек установлены полутораметровые пирамиды в форме ступеней.

    На реке Иня, в кратере верхушки горы есть пещера, которую ещё никто не смог пройти до конца.

    Царский курган на Алтае

    Исторические сводки

    Первые упоминания о Чуйском тракте были ещё в древнейших китайских летописях. Правда, тогда, тысячу лет назад, автодорога называлась Мунгальской тропой, по которой перевозили товары из России в Китай и обратно.

    До начала XX века Чуйский тракт был настолько узким, что на нём не могли разойтись два встречных каравана. Были попытки расширить дорогу, но они оказались провальными. Серьёзное строительство современной трассы началось в 20-х годах прошлого столетия, в 1935 её стали полноценно эксплуатировать, а уже в 1961 году Чуйский тракт получил своё официальное название.

    Источник https://dorogi-ne-dorogi.ru/altaj/chujskij-trakt-na-mashine-puteshestvuem-po-glavnoj-doroge-altaya.html

    Источник https://tourbyself.ru/%D0%BF%D1%83%D1%82%D0%B5%D1%88%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B5-%D0%BF%D0%BE-%D1%87%D1%83%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D1%83-%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D1%83/

    Источник https://migrantumir.com/chuyskiy-trakt/

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: