Личный опыт: автопутешествие по Алтаю

 

Содержание

Личный опыт: автопутешествие по Алтаю

«До дома 1500 километров, до границы с Монголией — 50, и почему мы не взяли загранники?» — мы обедали в маленьком кафе на центральной улице Кош-Агача. За 6 дней путешествия вся техника разрядилась, а на лицах отпечаталось яркое алтайское солнце. Неделей ранее мы таки покинули Омск и отправились в наше традиционное летнее путешествие.

Алексей Мальгавко

Анастасия Мальгавко

пишет о путешествиях

Подготовка

Чуйский тракт, Телецкое озеро, Катунь — примерно так я представляла Алтай, когда начала планировать маршрут. Как обычно, села рисовать карту предстоящего путешествия. Сначала отметила крупные города, дороги, затем добавила точки и пометки: что посмотреть, какое покрытие, куда добраться не составит труда, а куда на невысокой машине лучше не соваться.

Фото: Алексей Мальгавко

Села гуглить: Акташ, Иня, Кош-Агач, Кату-Ярык — всё это больше напоминало японский алфавит. Пару часов в YouTube, прогулка по хештегам — и наш путеводитель стал обрастать поворотами с основной трассы и интересными местами, которые можно посетить по пути. Мой муж — фотограф, поэтому разные фестивали, активности и истории — это возможность совместить работу и отдых.

Фото: Алексей Мальгавко

Карта была готова, а первая цель найдена. 8 июля в урочище Ойбок будет проходить национальный праздник Эл-Ойын, его мы и отметили первой галочкой в календаре. Оставался вопрос, где и как ночевать. Разбивать лагерь где попало нельзя, повсюду пастбища — земля местных. Но есть платные охраняемые кемпинги, так что мы отправились в путь.

Эл-Ойын

Двое суток в пути, 1300 километров, и мы в Усть-Кане. Завтра начнутся алтайские спортивные игры, а сегодня есть время осмотреться. Мы поставили палатку в огромном лагере для гостей праздника и пошли гулять. Встретили смуглых парней в полицейской форме, они объезжали урочище на лошадях и следили за порядком. Местные мальчишки лет 10 верхом скакали по реке вброд. А когда мы возвращались, то почувствовали запах жжёной травы. Оглянулись и увидели шаманский обряд! Это была какая-то магия. Перед нами будто приоткрыли дверцу к священным секретам этого места.

Фото: Алексей Мальгавко

К вечеру выглянула радуга, а в сумерках по округе зазвучало горловое пение. Местные торговцы расставляли вокруг ипподрома палатки, где завтра будут готовить национальные блюда и продавать интересные вещицы. Неподалёку сверкали перевозные аттракционы, лился тёплый свет гирлянд.

Фото: Алексей Мальгавко

Ночь в лагере выдалась холодной и бессонной. Наши алтайские соседи веселились до рассвета, а мы вертелись с боку на бок, пытаясь уснуть под громкую музыку. Утром на сцене развернулся красочный театр на лошадях, а на спортивных площадках начались необычные соревнования. Мужчины сбивали фишки плёткой, поднимали тяжеленные камни, стреляли из лука. А чуть позже зрители окружили ипподром, где началась жестокая схватка за козлиную тушу.

Фото: Алексей Мальгавко

На Эл-Ойыне мы провели двое суток. Слушали алтайскую речь и музыку, разглядывали яркие костюмы коренных жителей, смотрели 12-километровые скачки и переживали за лошадь, которая не вынесла нагрузки. Здесь нам удалось увидеть чуточку больше, чем за всё остальное путешествие.

Нравится статья?

Подпишись на рассылку и получай подборку наших статей за месяц

Чуйский тракт

Когда спустились с перевала Чике-Таман, скорость передвижения снизилась. Высокие горы с богатой зелёной шевелюрой, изгибы бирюзовой реки, плюшевые скалы… Каждые 15 минут приходилось съезжать с трассы, чтобы открыть ещё один ларчик с богатствами Чуйского тракта. Мы бродили по берегам ледяных рек, чтобы освежиться, и варили кофе на смотровых площадках, чтобы запомнить эти виды. Так не хотелось пролетать мимо этой красоты!

Фото: Алексей Мальгавко

Мы планировали добраться до Кош-Агача к вечеру, но вместо этого прикатили в Акташ, небольшой посёлок в высокогорье Алтая. Здесь начинается дорога к южному берегу Телецкого озера через великий и пугающий перевал Кату-Ярык. Чуйский тракт же убегает в другую сторону, через великолепную Курайскую степь до самой границы с Монголией. Поэтому Акташ — своего рода перевалочная база для туристов, здесь можно набраться сил перед дальней дорогой.

Справа, под отвесной стеной, заросшей деревьями, протекает маленькая речка Мёнка. Вдоль её берега петляющим рядком вырос временный приют путешественников — там встали на ночлег и мы. С одной стороны от нас ночевали байкеры, с другой — большая компания на машинах. Всю ночь лил дождь, а утром мы открыли палатку и оказались в облаках.

Фото: Алексей Мальгавко

На южный берег Телецкого не поехали: пугала плохая дорога, да и не объять всего за один раз. Мы проехали весь Чуйский и вернулись по нему обратно в Горно-Алтайск. Пожалуй, эта дорога — мечта автопутешественника. Если обычно на федеральных трассах устаёшь от чехарды с большегрузами, выхлопов и обилия металлоконструкций, то на Чуйском можно устать только от одного — от окружающей красоты.

Фото: Алексей Мальгавко

Телецкое озеро

От Телецкого мы многого не ждали. В пятницу заезжали в Чемал и Манжерок и разочаровались. Толпы отдыхающих, очереди, торговля, шум. Совсем не то, чего ждёшь от дикого Алтая. Но оказалось, Телецкое — совсем другое дело. От Горно-Алтайска сюда ведёт 170 километров местами битого покрытия, что отсеивает нежелательных гостей.

Материалы по теме:

В Сочи на машине

Траты в дороге, поездки в горы и парковки на курорте

В Крым на машине

Как подготовиться к поездке, где ночевать в дороге и что есть по пути

Автопутешествие с ребёнком

Как организовать поездку на машине с малышом

На северный берег озера приехали утром. Моросил дождь, над водой ползли пушистые облака. Для нас, жителей плоской равнины, такая погода в диковинку. И пока большинство гостей жемчужины Алтая недовольно вздыхали и ждали потепления, мы этой сыростью наслаждались. Еле-еле нашли на рынке дождевики (все запасы раскупили накануне) и пошли гулять.

Мы бродили по туманным улочкам, пока в кроссовках не захлюпало. На северном краю Телецкого выросло два посёлка: Артыбаш и Иогач. Оба уползают от воды вверх, по холмистым берегам. Почти все дома здесь срублены из дерева, и возле каждого растёт красавец кедр — кормилец животных, птиц и людей. Мы забрались выше, до леса, поели земляники и подышали тайгой.

Фото: Алексей Мальгавко

Итоги

Быт автотуристов

Бытовые вопросы в путешествии решаются легко. Помыться? В общественных банях. Да и на трассе освежиться не составит труда. С грязным бельём ещё проще. Современные прачечные круто облегчают жизнь: два часа — и вещи чистые и сухие.

Мы проехали 4700 километров, в путешествии провели 16 ночей: 10 в палатке, 6 в машине. Туристические коврики, спальные мешки, подушки и одно большое одеяло — и шалаш превращается в уютную тёплую крепость. Готовили мы на походной плитке. За годы автомобильных странствий у нас оформилась мобильная кухня, которая занимает совсем немного места в багажнике: плита, складной столик и стулья, туристическая посуда.

Фото: Алексей Мальгавко

Что взять с собой

Погода на Алтае — барышня вспыльчивая. Тучи и холодный дождь вмиг сменяет палящее солнце, и наоборот. Каждый вечер нас спасали тёплые вещи. Ночи в горах холодные, однажды мы ночевали в +7. Выручало одеяло, которым мы накрывались втроём поверх спальников. А палатка в этом путешествии дождей повидала больше, чем за всю свою жизнь. Так что непромокаемая обувь, тёплый спортивный костюм, шапка, ветровка и дождевик — всё это стоит прихватить.

Фото: Алексей Мальгавко

Траты

обслуживание авто
стирка и гигиена
панама и дождевики
туристический матрас
кемпинг на Телецком озере
развлечения
Итого: 44 000 ₽
Этот материал был вам полезен?
Рассказать друзьям

Доступно в App Store

Доступно в Google Play

© ООО «Глобус Медиа», 2018-2022 При использовании материалов ссылка на сайт Туту.ру обязательна. Политика ООО «НТТ» в отношении обработки персональных данных.

Как организовать автопутешествие по Чуйскому тракту

Есть в России дорога, которая известна в кругах путешественников всего мира, — Чуйский тракт. Это не просто дорога и даже не просто главная транспортная жила Алтая. Это гигантская достопримечательность, проходящая через четыре природные зоны — от степи до каменистой полупустыни, это один огромный памятник природы и истории протяжённостью сотни километров.

В 2014 году журнал National Geographic поставил Чуйский тракт в десятку самых живописных дорог на планете. С тех пор популярность Алтая возросла и среди заграничных путешественников.

Официально Чуйским трактом называется автодорога Р-256 (некогда М52) Новосибирск — Бийск — Ташанта. Она тянется на 968 км от Новосибирска до границы с Монголией, а после пересечения границы продолжается автодорогой A0306 до монгольского города Улгий. Историческая часть Чуйского тракта берёт начало от города Бийска, примерно здесь и начинается всё самое красивое и насыщенное интересными объектами и сногсшибательными пейзажами.

С тракта открываются потрясающие виды на отроги Северо-Чуйского хребта, на долины рек Чуи и Катуни

С тракта открываются потрясающие виды на отроги Северо-Чуйского хребта, на долины рек Чуи и Катуни. Источник фото: nat-geo.ru

Один из сегментов ретроралли «Пекин — Париж» проходит по Чуйскому тракту

Один из сегментов ретроралли «Пекин — Париж» проходит по Чуйскому тракту © Инна Смирнова, Instagram, @inkiny_kartinki

Горы Алтая вошли в десятку лучших мест для отдыха в России, по мнению британской газеты The Guardian.

Чтобы за одну поездку охватить весь Чуйский тракт и посмотреть как можно больше интересного, стоит отправиться в путешествие на автомобиле — личном или арендованном — либо на мотоцикле. При этом ночевать можно на базах отдыха, а питаться в кафе и столовых.

Роуд-трип на машине с посещением достопримечательностей на маршруте займёт 6-10 дней, в зависимости от личных предпочтений участников. Но турне можно сделать ещё более увлекательным и разнообразным. Помимо коротких прогулок и простых радиальных выходов, Чуйский тракт предлагает любителям аутдора массу развлечений: многодневные горные походы, сплавы, конные экскурсии, тренировки в альплагере и прочие активности.

Гермосумка Germostar Ranger 70 л красный/черный

Гермосумка Germostar Ranger 140 л желтый/черный

Гермосумка Germostar Ranger 100 л черный

Баул Ortlieb Duffle 60 Black

Баул Vento 30 л

Баул Ortlieb Big-Zip 140 Black

Гермосумка Germostar Ranger 100 л желтый/черный

Баул Ortlieb Rack-Pack 24L Red

Баул Ortlieb Duffle RG 60 Black

Баул Ortlieb Duffle 40 Black

Гермосумка Germostar Ranger 140 л черный

Гермосумка Germostar Ranger 70 л желтый/черный

Гермосумка Germostar Ranger 70 л красный/черный

Код товара 4RNPVPT70PVLRDBLK
Цена: 4 535 ₽

Гермосумка Germostar Ranger 140 л желтый/черный

Код товара 4RNPVPT140PVLYEBLK
Цена: 6 025 ₽

Гермосумка Germostar Ranger 100 л черный

Код товара 4RNPVPT100PVLBLK
Цена: 4 965 ₽

Читать статью  Сколько стоит объехать Крым на машине

Баул Ortlieb Duffle 60 Black

Код товара K1431
Цена: 25 900 ₽

Баул Vento 30 л

Код товара Vnt 231 30
Цена: 2 530 ₽

Баул Ortlieb Big-Zip 140 Black

Код товара K1305
Цена: 30 600 ₽

Гермосумка Germostar Ranger 100 л желтый/черный

Код товара 4RNPVPT100PVLYEBLK
Цена: 4 965 ₽

Баул Ortlieb Rack-Pack 24L Red

Код товара K39
Цена: 12 100 ₽

Баул Ortlieb Duffle RG 60 Black

Код товара K12101
Цена: 47 600 ₽

Баул Ortlieb Duffle 40 Black

Код товара K1471
Цена: 24 100 ₽

Гермосумка Germostar Ranger 140 л черный

Код товара 4RNPVPT140PVLBLK
Цена: 6 025 ₽

Гермосумка Germostar Ranger 70 л желтый/черный

Код товара 4RNPVPT70PVLYEBLK
Цена: 4 535 ₽
Товар добавлен в корзину

Вы можете перейти к оформлению заказа или продолжить покупки

Продолжить покупки

Примечательные места Чуйского тракта

Чего только нет на Алтае! Помимо атрибутов горной местности — хребтов и горных вершин, скал и пещер, ледников и озёр, речных долин и водопадов, Алтай усеян всевозможными памятниками истории и археологии: древними каменными изваяниями, могильниками, писаницами. Многие природные и исторические объекты находятся недалеко от тракта, а некоторые — буквально в шаговой доступности. Например, «хит» Горного Алтая — Гейзерное озеро — расположено в полукилометре от трассы, а петроглифы Калбак-Таш — всего в 200 метрах.

Чтобы туристам было проще ориентироваться на Чуйском тракте, вдоль дороги установлены информационные стенды с наглядными картами и схемами, с ценной информацией и интересными фактами об Алтае, Чуйском тракте, его истории и известных личностях.

Музей Чуйского тракта

0 км (350-й км тракта), город Бийск

Путешествие по главной трассе Алтая лучше всего начать с посещения Музея Чуйского тракта в Бийске. Здесь можно получить общее представление о дороге и об истории Алтая, по макету Чуйского тракта оценить предстоящий маршрут со всеми его достопримечательностями.

Музей находится в Бийске прямо на Чуйском тракте, перед мостом через реку Бию.

Въезд в Республику Алтай и гора Бабырган

76 км от Бийска (426-й км тракта), посёлок Долина Свободы

В районе посёлка Долина Свободы алтайские равнины плавно перетекают в горы, и самая первая гора-тысячник на пути к хребтам и вершинам Алтая — Бабырган (1008 м). С неё и начинается Горный Алтай.

Гора Бабырган — самая северная вершина Семинского хребта

Гора Бабырган — самая северная вершина Семинского хребта. Источник фото: rgo-altai.ru

Вид на Бабырган открывается с дороги, из посёлка Долина Свободы. Подняться на вершину можно по нескольким маршрутам, с любой стороны горы, но удобнее всего начинать подъём из села Платово, что на левом берегу Катуни. Прогулка на гору займёт несколько часов. Вершина — это красивое плато с гранитными останцами и высокими скальными стенами.

Гранитные останцы на вершине горы местные жители называют «перья Бабыргана». С ними связана погодная примета: если «перья Бабыргана» скрыты в тумане или облаке, то в ближайшие сутки будет дождь.

Гора Чёртов палец

109 км от Бийска (457-й км тракта), посёлок Катунь

Скалы с названием «Чёртов палец» есть по всей России — в Крыму, на Урале, Кавказе, Байкале, Камчатке, Курилах. На Алтае Чёртовых пальцев целых два: один — на Чуйском тракте рядом с посёлком Катунь, другой — в 20 км, около села Майма.

Скала Чёртов палец возле посёлка Катунь

Скала Чёртов палец возле посёлка Катунь. Источник фото: altai3d.ru

Все Чёртовы пальцы в основном представляют собой скальные останцы, которые образовались путём выветривания горной породы и своей длинной продолговатой формой напоминают вытянутый вверх палец. На Алтае наиболее привлекателен для туристов Чёртов палец, расположенный возле посёлка Катунь. Эта скала легкодоступна: от посёлка до неё около 3 км по гравийной и грунтовой дороге. Со скалы открывается красивый вид на долину реки Катуни и окрестные горы.

Манжерок

119 км от Бийска (469-й км тракта)

Манжерок — всесезонный курорт, расположенный у подножия горы Малой Синюхи. Зимой здесь катаются на горных лыжах и сноубордах, а летом работает крупный байк-парк с трассами разных уровней сложности. За 500 рублей можно подняться в кабинке канатной дороги на гору и полюбоваться красивой панорамой долины Катуни.

Гондольная канатная дорога курорта Манжерок

Гондольная канатная дорога курорта Манжерок. Источник фото: altai-republic.ru

Тавдинские пещеры и минеральный источник Аржан-Суу

128 км от Бийска (478-й км тракта)
Родник с минеральной водой Аржан-Суу находится прямо у дороги. Здесь можно набрать воды.

Менее известный источник чистейшей, ледяной и вкусной воды находится на выезде из села Манжерок — съезд с трассы направо, сразу за сувенирным рынком.

В этом месте расположен мост через Катунь, а на противоположном берегу реки в скальном карстовом массиве чернеют Тавдинские пещеры, которых насчитывается около тридцати. Здесь же можно посмотреть и Тавдинскую арку — остаток свода карстового туннеля.

Хотя входы в пещеры находятся в отвесных скалах, большая часть этих объектов доступна без специального снаряжения. Некоторые входы оборудованы деревянными ступенями, а в самые посещаемые туристами пещеры даже проведён свет. Посещение комплекса стоит 200 рублей.

В комплекс Тавдинских пещер входит «Долина гротов» — система небольших пещер, гротов и каменных арок. По долине проложена сеть тропинок, прогулка по ним займёт около часа.

Чергинский зубрятник

159 км от Бийска (509-й км тракта)

Перед селом Черга находится Зубровый питомник — место, где можно за 250 рублей понаблюдать за зубрами в естественной среде обитания и послушать рассказ экскурсовода об этих животных. В питомнике живёт полсотни зубров. Посещать зубрятник лучше всего в утренние часы, когда животные более активны, могут подходить к людям и брать еду с рук. Весной и летом непосредственно вблизи ограды пасутся три зубра — остальные уходят в горы. Посмотреть почти на всё стадо разом можно только с поздней осени до ранней весны, когда зубры спускаются за кормом вниз к питомнику.

Семинский перевал

233 км от Бийска (583-й км тракта)

Чуйский тракт пересекает Семинский хребет через Семинский перевал — один из самых высоких автомобильных перевалов на Алтае, его высота 1717 метров. При этом перевал вполне спокойный и комфортный: спуск, подъём и повороты очень плавные.

На вершине перевала есть смотровая площадка с видом на Семинский хребет, многочисленные кафе, палатки с сувенирами, а в полутора километрах — на склоне горы Тияхты — расположены гостиницы и гостевые дома, горнолыжный подъёмник и учебно-тренировочный центр «Семинский» с летними беговыми дорожками для лыжероллеров. Также от перевала можно за день сходить в радиалку до горы Сарлык — около 10 км в одну сторону с плавным набором высоты. С её вершины открывается отличный вид на Туюкские озёра и Туюкскую долину.

Вид на Туюкские озёра с вершины горы Сарлык

Вид на Туюкские озёра с вершины горы Сарлык © Инна Смирнова, Instagram, @inkiny_kartinki

Перевал Чике-Таман

309 км от Бийска (659-й км тракта)

Живописный перевал Чике-Таман протянулся 10-километровым серпантином через отрог Теректинского хребта. Одна сторона дороги высится отвесными скалами, а другая обрывается вниз глубокой пропастью.

Высота перевала — 1295 м, он ниже Семинского, но из-за крутых склонов кажется гораздо выше.

Дорога на перевал Чике-Таман представляет собой асфальтированный серпантин, прорубленный в скалах

Дорога на перевал Чике-Таман представляет собой асфальтированный серпантин, прорубленный в скалах. Источник фото: funart.pro

Вид с перевала Чике-Таман

Вид с перевала Чике-Таман © Инна Смирнова, Instagram, @inkiny_kartinki

Вид с вершины перевала Чике-Таман

Вид с вершины перевала Чике-Таман © Александр Денисов

На вершине перевала есть обзорная площадка, а также кафе и сувенирные лавки, без которых не обходится ни одна популярная туристическая точка. С обзорной площадки открывается вид не только на Теректинский хребет, но и на участок старого тракта, которым пользовались до 1984 года. По этой дороге можно ездить и по сей день — на мотоцикле или велосипеде, но качество покрытия, разумеется, не такое, как у современного участка. В верхней точке перевала старая дорога соединяется с новой.

Ининский мост

352 км от Бийска (702-й км тракта)

Возле села Иня сохранился старый подвесной мост через Катунь, построенный в 1936 году заключёнными СибЛАГА. Это был первый в стране двухцепный висячий мост, а сегодня он является памятником истории и архитектуры.

Длина Ининского моста составляет 142 метра, опоры моста — железобетонные рамы высотой 21 метр

Длина Ининского моста составляет 142 метра, опоры моста — железобетонные рамы высотой 21 метр. Источник фото: nat-geo.ru

Чуй-Оозы — место слияния Чуи с Катунью

360 км от Бийска (710-й км тракта)

Катунь и Чуя — две крупнейшие алтайские реки, разные по составу и цвету: белёсая мутная Чуя и бирюзовая Катунь. После слияния потоков во́ды в них какое-то время не смешиваются, сохраняя границу цветов, потому выглядит слияние очень необычно и красиво.

Слияние Чуи и Катуни

Слияние Чуи и Катуни. Источник фото: photogorki.ru

В 500 метрах от дороги есть смотровая площадка, с которой видно место соединения рек и разницу в цвете воды. До смотровой площадки ведёт тропинка.

Калбак-Таш

371 км от Бийска (723-й км тракта)

Калбак-Таш — это скальный массив в долине реки Чуи, вытянувшийся на 10 км вдоль Чуйского тракта. В древние времена эта скала была святилищем для множества живших на Алтае народов. На поверхности скал высечено огромное количество петроглифов разного возраста: от неолита (4-5 тысяч лет до н. э.) до древнетюркской эпохи.

Петроглифы урочища Калбак-Таш

Петроглифы урочища Калбак-Таш. Источник фото: altai-west.ru

Калбак-Таш расположен в 200 метрах от дороги. Машину можно оставить на парковке. Вход платный, также предоставляются услуги экскурсовода.

Святилище Адыр-Кан

376 км от Бийска (728-й км тракта)

Адыр-Кан — ещё один крупный археологический комплекс, который находится прямо возле Чуйского тракта. Комплекс интересен оленным камнем — каменной статуей воина, погребальными сооружениями и высеченными на скале петроглифами, изображающими не только животных и людей, но и целые сюжеты. Возраст всех этих объектов — 2-3 тысячи лет.

Оленный камень святилища Адыр-Кан

Оленный камень святилища Адыр-Кан. Источник фото: altaitg.ru

Водопад Ширлак (Девичьи слёзы)

408 км от Бийска (759-й км тракта)

Водопад высотой около 20 метров стекает по отвесной скале из небольшого каменного ущелья. Водопад виден уже с Чуйского тракта, но, чтобы посмотреть на поток воды вблизи, нужно пройти 300 метров по лесной тропинке и подняться к скалам.

Водопад Ширлак

Водопад Ширлак. Источник фото: travel.drom.ru

Водопады Карасу

429 км от Бийска (780-й км тракта)

Два водопада Карасу — Верхний и Нижний — находятся перед селом Чибит. Чтобы попасть к водопаду Верхний Карасу, нужно свернуть на 780-м км Чуйского тракта направо к мосту через Чую, проехать около 3 км по грунтовой дороге, а затем пройти пешком около 1 км по тропе.

Нижний Карасу находится чуть дальше Верхнего по грунтовой дороге. Он более полноводный и зрелищный, но и добраться до него сложнее, чем до Верхнего. А в дождливую погоду лучше и вовсе отказаться от посещения, поскольку подъём по тропинке к водопаду довольно крутой и проходит по краю обрыва. В дождь тропа становится скользкой и небезопасной.

Село Чибит

432 км от Бийска (782-й км тракта)

Из села Чибит стартуют большинство пеших и конных маршрутов к Шавлинским озёрам — одному из самых популярных туристских направлений Горного Алтая. Здесь же располагается туркомплекс «Кочевник» — один из самых известных и популярных на тракте.

Гейзерное озеро

445 км от Бийска (795-й км тракта)

Гейзерное озеро — один из самых известных природных объектов Горного Алтая. Небольшой водоём с водой ярко-бирюзового цвета питают родники и крупный ручей. Родники на дне озера периодически извергают со дна песок и голубую глину вместе с пузырьками газа, и эта глина оставляет округлые узоры и расходящиеся круги в толще воды. Картина довольно гипнотическая.

Гейзерное озеро — настоящий природный феномен. Считается, что озеро появилось совсем недавно — в 2003 году, после землетрясения в Кош-Агачском районе, но это не так

Гейзерное озеро — настоящий природный феномен. Считается, что озеро появилось совсем недавно — в 2003 году, после землетрясения в Кош-Агачском районе, но это не так. Источник фото: nat-geo.ru

Озеро находится в полукилометре от трассы. У дороги есть парковка и турбаза, до озера оборудована удобная тропа, через болото проложены деревянные мостки, а вокруг водоёма обустроены настилы. Проход по тропе стоит 50 рублей.

Читать статью  Отчет о поездке в Карелию на машине из СПБ на два дня

Курайская степь

472-496 км от Бийска (824-848-й км тракта)

После Курайского перевала простирается большая волнистая низменность — Курайская степь. Она представляет собой дно межгорной котловины, находящейся на высоте полтора километра над уровнем моря.

В древние времена котловина была занята озером, а примерно 15 тысяч лет назад озеро исчезло в результате природной катастрофы. Напоминанием о водоёме осталась гигантская рябь течения — сформированные из камней и песка волны длиной до 200 метров и высотой до 20 метров.

В степи много археологических памятников. Большая их часть располагается в долине реки Чуи. Здесь сохранились курганы и могильники, каменные фигуры VII-IX веков с рисунками и руническими надписями, древние оросительные системы.

Заметные «разводы» на этом фото Курайской степи — гигантская рябь течения. Это геологический след прорыва ледникового озера, случившегося около 15 тысяч лет назад

Заметные «разводы» на этом фото Курайской степи — гигантская рябь течения. Это геологический след прорыва ледникового озера, случившегося около 15 тысяч лет назад. Источник фото: nat-geo.ru

Курайская степь очень живописна. Она окружена Северо-Чуйским и Курайским хребтами, вершины которых достигают 3000 метров и более. С Чуйского тракта открываются виды на горы Актру, Куркуре и соседние с ними белоснежные пики.

От Чуйского тракта в районе села Курай расходятся грунтовые дороги на юг, вглубь степи. По этим дорогам можно проехать к турбазе «Перевалка» и к альплагерю «Актру», откуда начинаются туристические маршруты в долину Актру.

До «Перевалки» получится проехать и на паркетнике, а до долины Актру — ещё 8 км пути — только на внедорожнике. Нужно иметь в виду, что путь к «Перевалке» займёт много времени, поскольку грунтовые дороги далеко не лучшего качества. Кроме того, нужно преодолеть брод через реку Тюте.

Кызыл-Чин: «Алтайский Марс», или радужные горы Алтая

513 км от Бийска (863-й км тракта), село Чаган-Узун

«Алтайский Марс» — это холмистые ущелья, почва в которых из-за высокого содержания металлов (железа, марганца, хрома, олова) окрашена в различные цвета и оттенки — жёлтый, оранжевый, красный, розовый, фиолетовый, кирпичный. Деревьев и кустов здесь почти нет, и пустынность ландшафтов придаёт холмам инопланетный вид. Из-за чего их и сравнили с поверхностью Марса. Здесь есть два места с обзорными площадками — «Марс-1» и «Марс-2».

Чтобы погулять по марсианским пейзажам Алтая, нужно свернуть с Чуйского тракта направо через мост в сторону села Чаган-Узун, проехать 8 км по грунтовой дороге до Кызыл-Чина. По пути предстоит преодолеть брод небольшой речки. В сухую погоду это сделать легко, но после дождей лучше не рисковать. Для тех, кто не решается ехать на «Марс» на своём авто, в Чаган-Узуне есть недорогие услуги заброски на уазиках.

За въезд на территорию «Марса-1» нужно заплатить 100 рублей с человека. Обязательно стоит подняться на смотровую площадку и полюбоваться разноцветной панорамой сверху. Подъём займёт 15-20 минут.

На «Марсе-2» гораздо меньше туристов, а пейзажи ещё более фантастические. До этой локации можно проехать на машине — внедорожнике — либо прогуляться пешком по тропе вдоль реки Кызыл-Чин, около 3 км в одну сторону. На «Марс-2» возят и местные жители на УАЗах.

Соединения железа придают холмам красный цвет, хрома — жёлтый, марганца — фиолетовый. Цвета холмов выглядят по-разному в зависимости от освещения

Соединения железа придают холмам красный цвет, хрома — жёлтый, марганца — фиолетовый. Цвета холмов выглядят по-разному в зависимости от освещения. Источник фото: gorniy-altai.ru

Кош-Агач и Чуйская степь

521 км от Бийска (871-й км тракта)

Среди огромной Чуйской степи располагается село Кош-Агач — конечная точка маршрута большинства автопутешественников по Чуйскому тракту. В селе есть всё необходимое — магазины, кафе, гостиницы, заправки. Есть и рынок с сувенирными лавками, где продаются изделия из верблюжьей шерсти, восточные ковры и посуда.

Ещё через 50 км после села располагается последнее на Чуйском тракте поселение — Ташанта, за которым уже находится граница с Монголией.

Тракт в Чуйской степи весной

Тракт в Чуйской степи весной © Александр Денисов

Талдуринский оползень. Отрог горного хребта съехал в результате мощного землетрясения в 2003 году

Талдуринский оползень. Отрог горного хребта съехал в результате мощного землетрясения в 2003 году © Алексей Васильев

Дорога пролегает через Чуйскую степь — полупустынную межгорную котловину с суровым климатом. Летом здесь жарко — до +35°C, а зимой морозы до -50°C с сильными ветрами. Из-за такого климата Чуйская степь приравнена к территориям Крайнего Севера. Но побывать здесь точно стоит: Чуйская степь очень контрастирует с теми пейзажами, что можно увидеть в Северном и Центральном Алтае.

В этом районе очень мало населённых пунктов, дорог тоже немного, и это в основном довольно ухабистые каменистые грунтовки.

Куда свернуть с Чуйского тракта

К Чуйскому тракту стекаются несколько автодорог, которые ведут в наиболее популярные и красивые места для активного отдыха в Горном Алтае. Здесь мы назовём только ключевые.

Чемальский тракт

Поворот в посёлке Усть-Сема, 142 км от Бийска (492-й км тракта)

Перед посёлком Усть-Сема от главной магистрали ответвляется Чемальский тракт. Он тянется через село Чемал до села Куюс почти 100 километров, половина которых — асфальт, а другая половина — гравийка.

Вдоль Чемальского тракта разбросано множество достопримечательностей: смотровые площадки на долину Средней Катуни, водопады, петроглифы, а в районе села Чемал есть остров-скала Патмос с церковью Иоанна Богослова, палеопарк и Чемальская ГЭС. За Чемалом можно проехать по Катунской долине, чтобы посмотреть на следы строительства Катунской ГЭС, на Ороктойские ворота — узкий скальный коридор, по которому река идёт бурным потоком, и петроглифы Куюсского грота.

Чемал — один из самых популярных туристических районов Горного Алтая. Поэтому и трафик здесь довольно высокий.

Чемальский тракт весной, летом и осенью © Инна Смирнова, Instagram, @inkiny_kartinki

Чемальский тракт весной, летом и осенью © Инна Смирнова, Instagram, @inkiny_kartinki

Чемальский тракт весной, летом и осенью © Инна Смирнова, Instagram, @inkiny_kartinki

Поворот на Усть-Коксу (к сёлам Мульта и Тюнгур)

258 км от Бийска (608-й км тракта)

Перед селом Туекта от Чуйского тракта отделяется ответвление — дорога на Усть-Коксу. Эта дорога проходит через сёла Мульта и Тюнгур. Из Мульты начинаются туристические маршруты к Мультинским озёрам, а из Тюнгура — к подножию горы Белухи.

Улаганский тракт. Путь в долину Чулышмана и к Телецкому озеру

Поворот в селе Акташ, 439 км от Бийска (789-й км тракта)

В селе Акташ начинается ответвление от Чуйского тракта, тянущееся на 180 км к южному берегу Телецкого озера, — Улаганский тракт. Дорога проходит вначале через Улаганское плато с красивыми горными озёрами — Узункёль, Киделю, Чейбеккёль, а затем в живописном каньоне реки Чулышман, в котором есть такие интересные объекты, как водопады Куркуре и Учар, каменные грибы в урочище Аккурум. По пути предстоит преодолеть непростой и опасный, но очень красивый перевал Кату-Ярык, который является ещё одной алтайской достопримечательностью.

Первые 70 км Улаганского тракта, до села Балыктуюль, — это асфальтированное полотно. После Улаганского перевала (26-й км дороги) асфальт становится хуже — появляется больше ям и разбитых участков, а после села Балыктуюль асфальт сменяется щебёнкой.

Подъём на перевал Кату-Ярык достаточно комфортный, а вот спуск с перевала в долину реки Чулышман узкий и очень крутой. Дорога здесь неприятная, ухабистая, отбойников нет. Перевал сложный, и его следует преодолевать только водителям с хорошим опытом езды по бездорожью.

В сухую погоду Кату-Ярык можно проехать даже на седане. А вот во время или после дождя не стоит рисковать. В любом случае на вершине перевала есть обзорная площадка, с которой открываются фееричные красоты, и чаще всего для туристов этой обзорной площадки вполне достаточно, чтобы насладиться великолепной панорамой. Спускаться в долину Чулышмана не обязательно.

Каменные грибы

Каменные грибы. Источник фото: sayanring.com

Водопад Учар

Водопад Учар. Источник фото: алтай-чулышман.рф

Вид на перевал Кату-Ярык и на долину Чулышмана

Вид на перевал Кату-Ярык и на долину Чулышмана. Источник фото: телецкоеозеро.рф

Озеро Чейбеккёль

Озеро Чейбеккёль. Источник фото: altaitg.ru
Некоторые объекты Улаганского тракта и долины Чулышмана:

  • Каменные грибы урочища Аккурум — это скопление останцев, образовавшихся в результате выветривания скальных пород. Расположены грибы в Чулышманской долине, в ущелье Карасу. Добраться до грибов можно только пешком с Улаганского тракта, идти около часа в одну сторону.
  • Водопад Учар. Путь к красивому и самому крупному алтайскому водопаду Учар лежит по тропе дальше каменных грибов — от них до водопада ещё 10 км. Река Чульча скатывается с крутого уступа высотой 160 метров, образуя три каскада.
  • Улаганский перевал. Его высота — 2080 метров. С обзорной площадки на вершине перевала открываются потрясающие виды на озёра и снежные вершины гор.
  • Перевал Кату-Ярык — самый известный перевал Горного Алтая. Он представляет собой серпантин из девяти поворотов с наклоном до 35° и общим сбросом высоты около одного километра по тряской гравийке.
  • Телецкое озеро — самое большое озеро Алтая, находится под защитой ЮНЕСКО. Место очень популярное у туристов, на берегах озера много баз отдыха и кафе, к мысу южного побережья причаливают паромы и катера. В сезон здесь очень людно.
  • Озеро Чейбеккёль — живописное высокогорное озеро.

Дорога на плато Укок

Поворот в селе Кош-Агач, 521 км от Бийска (871-й км тракта)

Роуд-трип можно продолжить путешествием на самый юг Алтая — на плато Укок. Это красивый и довольно изолированный уголок региона, расположенный на стыке границ четырёх стран — России, Китая, Монголии и Казахстана. Плато расположено на высоте 2000-2500 метров. Прекрасное место в окружении заснеженных горных массивов, где можно насладиться уединением с дикой природой, прекрасными пейзажами и тишиной.

Укок притягивает туристов и путешественников не только своей суровостью и уникальной природой, но и изобилием сделанных здесь археологических находок.

Плато Укок — красивый и довольно изолированный уголок Алтая

Плато Укок — красивый и довольно изолированный уголок Алтая. Источник фото: rgo.ru

На плато сосредоточено более полутора сотен древних памятников и захоронений разных исторических периодов. В некоторых курганах археологи нашли погребённые мумии, идеально сохранившиеся в условиях вечной мерзлоты. Эти открытия, сделанные 30 лет назад, стали настоящей мировой сенсацией, а плато Укок обрело известность далеко за пределами России.

Недавно на плато Укок были обнаружены и геоглифы — гигантские рисунки на местности, которые видно только с воздуха, с высоты птичьего полёта.

До нагорья предстоит проехать примерно 200 км от села Кош-Агач на юг Чуйской степи. От Чуйского тракта до перевала Тёплый Ключ, который считается «воротами» на Укок, — около 100 км. Поскольку дороги здесь грунтовые, трудные, местами с очень плохими участками и колеями, полными воды, добраться до плато получится, только если у вас подготовленный внедорожник и хороший опыт вождения по бездорожью. На кроссовере можно доехать лишь до Джумалинских источников или села Беляши (Джазатор) — около 140 км от Кош-Агача, и на этот путь следует закладывать 2-3 дня езды.

Чтобы попасть в природный парк «Зона покоя Укок», нужно оформить пропуск в парк в администрации парка и пограничный пропуск (при личном обращении в Пограничное управление ФСБ России по Республике Алтай, по почте, по e-mail или на портале «Госуслуги» за 30 дней до приезда). Кроме того, для посещения парка за 10 дней до визита рекомендуется сделать прививку от чумы в больницах Горно-Алтайска или села Кош-Агач, поскольку на территории Кош-Агачского района находится природный очаг этой болезни.

Дорога: состояние, заправки, сервисы

Чуйский тракт не уступает по качеству европейским шоссе: ровный асфальт, безопасные перевалы и повороты, бетонные ограждения, габионы, карманы, аварийные съезды, хорошая разметка — всё в полном порядке. Дорожная служба поддерживает тракт в отличном состоянии, его регулярно ремонтируют и совершенствуют. Из-за ремонтных работ на шоссе иногда бывают пробки, но незначительные.

У прочих дорог, которые ответвляются от Чуйского тракта и ведут к крупным районным центрам, качество покрытия значительно хуже. Есть и неплохие асфальтированные участки, и ровные насыпные дороги, и щебёнки со «стиральными досками», и грунтовки с колеями, бродами и сложным рельефом. Некоторые дороги вполне могут считаться экстремальными для прохождения, например дорога через Кату-Ярык к Телецкому озеру.

Читать статью  Как подготовиться к автопутешествию

На дорогах Алтая, в том числе на Чуйском тракте, есть две опасности — домашний скот и камнепады. Если животные встречаются на трассе довольно часто, то камнепады — редкое явление. И всё же, проезжая участки трассы с отвесными скалами и предупреждающими знаками, будьте осторожны: скорее всего, на вас не прилетит булыжник, но посреди дороги могут лежать камни и обломки скальной породы. Иногда после осыпания скалы или бома дорогу перекрывают на некоторое время для уборки, но длится это не более получаса.

Дорожное покрытие и обустройство Чуйского тракта близко к идеалу почти на всей его протяжённости

Дорожное покрытие и обустройство Чуйского тракта близко к идеалу почти на всей его протяжённости © Александр Денисов

Ответвления от тракта уже значительно хуже по состоянию покрытия, однако до крупных районных центров дороги сравнительно сносного качества

Ответвления от тракта уже значительно хуже по состоянию покрытия, однако до крупных районных центров дороги сравнительно сносного качества © Инна Смирнова, Instagram, @inkiny_kartinki

Дорога к районным центрам — это, как правило, гибрид плохого асфальта, гравийных и грунтовых участков

Дорога к районным центрам — это, как правило, гибрид плохого асфальта, гравийных и грунтовых участков © Никита Кузнецов

На Чуйском тракте много заправок. До Семинского перевала они встречаются каждые 10-30 км, после — каждые 30-60 км. Помимо федеральных АЗС («Лукойл», «Газпромнефть», «Роснефть»), есть крупные региональные («Ника» и «Расул») и мелкие заправки. Качество топлива на мелких заправках может быть весьма сомнительным. После Шебалино крупные сетевые АЗС заканчиваются, и заправиться можно лишь на местных станциях.

С шиномонтажом и автосервисами также нет проблем: они встречаются примерно раз в 30-50 км. Автосервисы есть и в некоторых деревнях в стороне от трассы, и в районных центрах. В экстренной ситуации можно воспользоваться и услугами кустарного автосервиса — мастера есть во многих деревнях.

На Чуйском тракте много камер. От Горно-Алтайска до Семинского перевала их больше всего — примерно каждые 10-20 км, а после перевала камеры встречаются заметно реже. Засаду «в кустах» здесь не принято устраивать, сотрудников ГИБДД можно встретить либо на перекрёстках, либо на постах, либо они попадаются навстречу. Их посты стоят не только днём, но и ночью.

Альтернативные варианты возвращения

Для тех, кто готов к приключениям и не желает ехать обратно по тем же самым местам, есть альтернативные варианты возвращения из путешествия по Чуйскому тракту. Мы приводим их для ознакомления и не берёмся рекомендовать ни один из этих вариантов, поскольку они не самые простые и надёжные и во многом зависят от погоды и других факторов.

Путь через Телецкое озеро

От южного берега Телецкого озера есть возможность погрузиться вместе со своим авто, мотоциклом или даже домом на колёсах на паром и совершить 78-километровое путешествие по озеру на северный берег — в село Артыбаш, от которого ведёт дорога до Горно-Алтайска (160 км).

Для внедорожников и легковых автомобилей переправа обойдётся в 12 тысяч рублей, для мотоцикла — в 6 тысяч рублей. Бронировать место на пароме нужно по предварительной записи и не менее чем за месяц до поездки. Ознакомиться с расписанием рейсов, ценами и условиями перевозок можно по ссылке либо по телефону паромной переправы: +7 (960) 967-53-47.

Дорога из Кош-Агача в Туву

От села Кош-Агач есть дорога, которая ведёт через перевал Бугузун (2590 м) в Республику Тыва вдоль монгольской границы. Путь проходит через сёла Кокоря, Мугур-Аксы и город Чадан. Наиболее сложен для преодоления перевал Бугузун, а также броды нескольких рек по пути к Мугур-Аксы. Общее расстояние от Кош-Агача до трассы Р-257 — 440 км.

По пути к селу Мугур-Аксы территории практически безлюдные. Осилить дорогу сможет лишь хорошо подготовленный внедорожник. Кроме того, потребуются подробные карты и навигатор, пара запасных колёс, запас топлива и еды, а также пограничный пропуск, который можно оформить в Кош-Агаче.

Аренда авто

Какой автомобиль арендовать для поездки на Алтай? Если путешествовать по Чуйскому тракту и посещать основные его достопримечательности, не сворачивая на второстепенные — грунтовые и гравийные — дороги, то подойдёт абсолютно любое авто. Для того чтобы заглядывать в районные центры в стороне от магистрали, стоит арендовать машину категории не ниже паркетника. Если же хочется более полного погружения в Горный Алтай, то лучше отправиться в роуд-трип на внедорожнике или кроссовере. А для посещения труднодоступных районов, например плато Укок, потребуются подготовленный джип и опыт вождения по бездорожью.

В любом случае лучше сразу ориентироваться на мощный двигатель, полный привод и клиренс побольше, чтобы иметь возможность импровизировать с маршрутом.

Арендовать машину можно и в Республике Алтай, и в Алтайском крае, и в Новосибирске. Рынок аренды довольно широк, и в основном он представлен местными компаниями.

В Новосибирске работает международный рентал-сервис Avis. Аренда легкового авто стоит от 3500 рублей в сутки, кроссовера — от 4000 рублей в сутки. Для аренды потребуется, помимо паспорта и водительских прав, залог или кредитная карта для залога.

Локальные новосибирские ренталы (например, «Авангард», «За рулём» или «Абсолют Автопрокат») предлагают легковушки от 1700 рублей в сутки, а кроссоверы — от 2800 рублей в сутки.

В Горно-Алтайске есть три наиболее крупные компании — «Arget», «За рулём» и «Алтай-Авто-Прокат». Кроссоверы в этих ренталах стоят от 3500 рублей в сутки, легковушки — от 2000 рублей.

Бронировать машину следует заранее, особенно в высокий сезон, когда авто разлетаются как горячие пирожки. Как правило, при бронировании требуют предоплату 100% и залог — от 3 тысяч до 12 тысяч рублей. У различных ренталов свои условия и сумма. Также у компаний есть требования к возрасту и стажу водителя: обычно это возраст от 23-25 лет и стаж вождения минимум 3-5 лет.

Обратите внимание на тариф. Обычно компании ставят ограничения по пробегу — 250-400 км в сутки. Если вам этого недостаточно, лучше сразу выбрать безлимитный тариф и заплатить за аренду чуть больше.

Имейте в виду, что на арендованной машине нельзя выехать в другую страну, например Казахстан или Монголию.

Где ночевать на Чуйском тракте

На Алтае есть несколько вариантов ночлега: гостиницы, турбазы и палаточные кемпинги. Есть также вариант диких стоянок, которые можно устраивать практически в любом понравившемся месте, за исключением частных территорий.

Палаточные кемпинги

Если вы предпочитаете ночевать в палатке на природе, вдали от цивилизации, вопросы гигиены можно решить с помощью услуг в кемпингах или на туристических базах: в некоторых туркомплексах можно помыться в горячем душе за 100-150 рублей и постирать вещи за 250-300 рублей, в большинстве кемпингов и баз есть бани. Даже если в прейскуранте нет душа и стирки, об этих услугах можно договориться в администрации.

Куда поехать и что посмотреть в Горном Алтае на авто

Насколько тяжело добраться до Горного Алтая из Москвы и других городов России? В каком состоянии дороги? Безопасно ли там и во сколько обойдется поездка? Что стоит посмотреть, а куда не нужно заезжать? Читайте обо всем на Тур-Календаре!

Поездка в Горный Алтай на машине запоминается на всю жизнь

Поездка в Горный Алтай на машине запоминается на всю жизнь
Самое время путешестовать по России:

  • Самая дешевая аренда жилья на Суточно.ру
  • Отдохните интересно. Экскурсии от местных на Tripster
  • Авиабилеты от 1045₽ на Aviasales.ru
  • Сравните туры у разных туроператоров на Травелате

Горный Алтай это одно из красивейших мест в России, где непременно стоит побывать хотя бы раз, а поездка на автомобиле открывает перед туристами поистине безграничные возможности.

Чуйский тракт занимает пятое место среди красивейших дорог мира по версии журнала National Geographiс

Первое, что сразу бросается в глаза по приезде в эти места — разнообразие живописных пейзажей за окном вашей машины. Заснеженные вершины гор, хвойные леса, безлюдные степи и редкие поселения один за одним сменяют друг друга.

Плюсы поездки на машине на Алтай

Машина на Алтае — это большой плюс. Хотя практически во все точки Горного Алтая организуют экскурсии, но разве может турфирма дать время побыть чуть дольше в понравившемся месте, а где-то просто посидеть в тишине, помечтать. В общем, самостоятельное путешествие — это мое!

Как добраться до Алтая: самолет или авто

Конечно, проще всего добраться до Алтая на самолете и уже здесь арендовать автомобиль. Это будет быстро, комфортно, но и, возможно, дороже.

Стоимость поездки на самолете + аренда авто: Так, например, авиабилет на одного человека из Москвы до Барнаула и обратно будет стоить примерно 8000 руб.. Что на семью или компанию из 4 человек будет стоить около 35000 руб.

К этому стоит добавить аренду авто от 1700 руб. в день, что на неделю добавит около 15000-20000 руб. Кстати, рынок аренды авто на Алтае хорошо развит, однако в основном представлен местными компаниями. Так, локальный «Авангард» в Новосибирске предлагает легковую машину от 1700 руб., кроссоверы от 2800 руб. Единственный международный сервис работает лишь в Новосибирске (Avis). Аренда кроссоверов в Avis обойдётся от 4300 руб. за сутки, легкового автомобиля от 4000 руб.

В итоге на четверых на неделю: 35000 (самолет) + 15000 (аренда авто) = 50000 руб. и больше.

Стоимость на своем авто: расстояние из Москвы до Алтая около 4000 километров, туда и обратно 8000. Если у вас обычная легковушку с расходом литров 6, то выйдет около 20000 рублей туда и обратно. Если литров 10-12, то уже под 35000. Не стоит забывать, что нужно где-то ночевать, что-то кушать. Да и вообще машина может сломаться, поэтому добавим еще тысяч 10000. Зато и увидеть можно больше, настоящее путешествие!

К обеим подсчетам еще стоит добавить бензин на путешествие по самому Алтаю, обычно путешественники проезжают за неделю 3000-4000 километров. Это еще около 10000-15000 руб.

Отзыв туриста

Аренда авто на Алтае

Мы снимали Hyundai Creta прямо в аэропорту в Новосибирске через Avis. Автомобиль почти новым (пробег 9000), он стал нашим верным другом на 2 недели. Двигатель всего 1,6 литров с передним приводом, поэтому вверх на Кату-Ярык мы забрались на последнем издыхании (с 4х4 будет ок). Для аренды нужен паспорт, права, кредитная карта для залога (12 000 р)

В итоге на четверых получается около 60000 руб. и больше на самолете и аренду авто, и чуть меньше на своем авто. Но в общем все зависит от количества туристов и продолжительности поездки. Если вы едете большой компанией на месяц, а машина «жрет» мало бензина, то однозначно выгодней на своем авто. Если вдвоем на недельку, то первый вариант более предпочтительный.

На какой машине ехать

Конечно, на полноприводной машине будет легче забраться в самые отдаленные уголки Горного Алтае, но и на обычной легковушки можно доехать до большинства самых интересных достопримечательностей.

Путешествие на Патриоте

Мы путешествовали по Алтаю на УАЗ Патриоте, поэтому нам удалось добраться до некоторых самых труднодоступных мест (Джумалинские ключи, перевал Ачик). но даже если вы обладатель обычной легковушки, у вас все равно получится посетить почти все самое интересное самостоятельно. Лишь некоторых мест придется либо отказаться, либо заказать экскурсию на джипах.

Как доехать из Москвы до Алтая

До Алтая, например, из Москвы дорога вполне приличная, а езда не слишком утомляет: за окном все новое и интересное, красивые пейзажи. Считается, что самое главное доехать до Челябинска (1700 км. от Москвы), а дальше (еще 2300 км) количество автомобилей резко уменьшается, а поездка действительно становится в кайф. Некоторые предпочитают М7, где движение поменьше, качество полотна более или менее. М5 считается более загруженной. Однако перед поездкой стоит уточнять, ведь каждый год ситуация может поменяться как в лучшую, так и худшую сторону.

Сколько ехать по времени до Алтая

Так как мы обычно не торопимся, то продолжительность поездки всегда разная. Ехали и 3 дня, и 4. как настроение. иногда, конечно, останавливаемся. Как правило первая ночёвка в Челябинске, но, бывало и раньше. Пару раз спали в машине.. У меня супруг сова и ехать ему ночью больше в кайф, а я люблю с утра, с самого рассветом. Поэтому было что вообще не спим

Дороги, сервис, заправки

Главная трасса республики Алтай это Чуйский тракт, который тянется почти на 1000 километров от Новосибирска до Монголии. Дорога хорошая: и само покрытие, разметка, карманы, отбойники. Ее постоянно ремонтируют и улучшают — в сезон есть вероятность в пробку попасть, но небольшую (не более часа)

Имейте в виду, что если съехать с основной трассы (в сторону Тюнгура или к долине Чулышмана), то можно встретить участки с ямами и гравийными участками! Некоторые отрезки и вовсе экстрим: например, до южного берега Телецкого озера (75 километров за 4 часа!). Поэтому перед тем, как отправиться куда-либо советуйтесь либо с местными, либо читайте отзывы.

Камер на дорогах много — чаще всего в Горно-Алтайске, а также далее по тракту до Семинского перевала, потом их почти нет. В глубинках как правило не встречаются. Сотрудники ГИБДД попадаются лишь на постах, останавливают очень редко.

С заправками проблем нет — до Семинского перевала встречаются каждые 30 километров и чаще, после него немного реже — каждые 30-60 километров. В глубинках совсем редко, так что в такие места лучше с полным баком. Советую заправляться на Газпромнефть, Лукойле, Роснефти, также можно на крупных региональных — Нике и Расул.

Шиномонтажи и ремонтные сервисы тоже регулярно встречаются (каждые 30-50 километров), даже в глубинке.

Источник https://story.tutu.ru/lichnyj-opyt-avtoputeshestvie-po-altaju/

Источник https://sport-marafon.ru/article/kak-organizovat-avtoputeshestvie-po-chuyskomu-traktu/

Источник https://www.turcalendar.ru/altai/info/v-gornij-altai-na-avto/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: