Путешествие на машине по Европе: советы и отзыв
Отчет о путешествии на машине по Европе в 2017 году. Поездка Эстония, Латвия, Литва, Польша, Германия, Франция и Испания (Каталония).
- Предисловие
- Подготовка к автопутешествию по Европе
- Таллин — Сувалки
- Сувалки — Берлин — Кассель
- Берлин — Лион — Ллорет де Мар
- Ллорет де Мар
- Hola, Андалусия!
- Заключение
Предисловие
Каждый год в сентябре я уезжаю на месяц отдыхать. Раньше машины не было, и приходилось путешествовать с кем-то за компанию. В этом году был приобретен Volvo V70 (2005 года), и мне подвернулась интересная задача — отвезти знакомого из России в солнечную Андалусию (Andalucia, Испания). Еще у одного знакомого был отпуск, ему хотелось куда-нибудь к морю, так как в наших краях лето прошло мимо. Поэтому я решил рискнуть и проверить автомобиль в деле.
Подготовка к автопутешествию по Европе
Для построения маршрута и вообще навигации пользовались несколькими сервисами:
- RuDorogi.ru — для получения общей информации, расчета расстояния и топлива.
- Via Michelin и его приложение для Android — лучший вариант для поездкок по Европе.
- Google Maps.
- Waze.
По итогу чаще использовался Waze — он всегда был включен на смартфоне штурмана для отслеживания скоростных радаров и полиции, которые встречались на пути. Также пользовались картами Google — для поиска попутных заправок, стоянок, закусочных и отзывов к ним.
Via Michelin помог с планированием расходов. На сайте мы ввели данные автомобиля (модель, тип двигателя, топливо, пробег) и выбрали один из предлагаемых маршрутов от Таллина до Малаги. По расчету сервиса нас ждали 47 часов за рулем и маршрут протяженностью более 4000 км (примерно такой). Ожидаемые расходы на платные трассы и дизельное топливо составили 527 евро (около 36 000 рублей). Вариант «поехать по бесплатной дороге» не рассматривали, потому что хотелось достичь конечной точки максимально быстро, что позволило бы в итоге сэкономить время (отпуск все-таки) и деньги на ночлегах и еде.
Так как тщательно подготовится к путешествию у нас не было времени (спонтанность — наше кредо), мы создали общий чат в одном из мессенджеров, в который отправили подробный список того, что необходимо сделать и взять в поездку. Там числились необходимые карты, канистра воды и многое другое.
В итоге, в канал скидывалась полезная информация (необходимые телефоны, адреса) и даже советы товарищей. Так как в дороге не всегда стабильное соединение с интернетом, этот канал стал существенной поддержкой в пути. Удобно, когда к информации имеют одновременный доступ все заинтересованные лица.
Таллин — Сувалки
Ворота старого города в Таллине
Утром первого дня у нас было свободное время до обеда, так как один из попутчиков заканчивал свой последний перед отпуском рабочий день. Светило солнце, было тепло и мы отправились на прогулку по старому городу.
Вид со смотровой Кохтуотса
Конечно, мы не могли не подняться на смотровую площадку Кохтуотса, с которой открывается отличный вид на старый город и виден шпиль церкви Святого Олафа. Когда-то это было самое высокое сооружение в мире, а сейчас только в центре Таллина.
Улочки старого города
Мы успели прогуляться и вокруг старого города, когда наш приятель к нам присоединился и мы отправились в путь.
Обычно мы заправляемся на АЗС Olerex или Statoil, который в этом году стал называться Circle K. По пути мы залили полный бак на Olerex, это обошлось примерно в 80 евро (около 5 500 рублей). Средняя цена на дизель в Эстонии составляет 1,16 евро/л.
Перед Ригой мы съехали к заливу в районе Салацгрива, чтобы размяться и вдохнуть морского воздуха — впереди долгая дорога к теплым средиземноморским волнам.
Дороги в Латвии не сильно отличаются от Эстонских, но местами, например, перед Ригой, многие водители двигались почти по обочине.
Дороги и обочины Латвии
Первая ночевка нас ждала в Польше у границы, в маленьком отельчике, который мы забронировали по телефону. Отель Jasionowy Gai нам посоветовали друзья.
Мы планировали переночевать там и, не дожидаясь завтрака, уехать, поэтому в Литве заехали в супермаркет Rimi за едой. В машине у нас был походный холодильник на 12В, но в Рими очень удачный отдел готовый еды.
Рекомендуем местное картофельное пюре и жаркое из грибов
В ночи мы добрались до местечка Сувалки. В отеле нас встретил хозяин Анджей и три его очаровательных собаки. Номер за 35 евро был очень уютным: отдельный вход со двора, обогреватель, кухня, 4 кровати, душевая. В душевой для гостей были подготовлены индивидуальные наборы для душа.
Проснувшись утром, мы обнаружили, что кухня подошла бы для более длительной остановки. Здесь был чайник, холодильник, плита, столовые приборы, кастрюльки, сковорода, чашки, наборы чая и кофе, соль, сахар и даже тостер. Это место оставило приятное впечатление.
Отдохнувшие и довольные мы отправились в дальнейший путь.
Улицы в Сувалках
В городе заехали на почту и купили местную SIM-карту для мобильного интернета (документов не требуется). Мы выбрали стартовый пакет одного из местных операторов за 5 злотых (это около 80 рублей) — 5 ГБ мобильного интернета.
Итоги дня в деньгах:
- Топливо: 80 евро (5500 рублей) за 70 литров.
Сувалки — Берлин — Кассель
Раньше, лет 5 назад, дорога от Литвы до Варшавы была ужасной. Здесь не первый год ведутся ремонтные работы, и есть надежда на лучшее. Сегодня этот участок представляет собой дорогу по одной полосе на каждую сторону без обочин.
Начиная с Варшавы, дороги просторные и с хорошим покрытием, можно ехать смело, но даже на хороших дорогах случаются аварии.
Авария на трассе в Польше
После Варшавы через Лодзь и Познань мы держали путь на Берлин — по прошлому опыту именно в этом направлении были отличные дороги.
Здесь бы вжать газу, да вот беда, что-то случилось с машиной — появилась вибрация, которая на определенных скоростях усиливалась. Ехать быстро было страшно, медленно ехать было еще страшнее, так как стоял сильный гул и вся машина чуть ли не ходуном ходила. Появились мысли заехать на сход-развал, но автосервисы как на зло не встречались нам по пути.
Уже темнело, мы не успевали найти работающий сервис, но верили в лучшее, так как «мы же только вчера у своих механиков все проверили». Что ж, позвонили механикам и описали проблему. Они сказали, что все должно быть все хорошо. Что ж, была ни была, едем на Берлин!
Погуглили варианты ночлега в Берлине (спасибо польской симке) и нашли место в центре города, которое называлос Easy Lodges («Изи Лоджез») или Scube Park Columbia («Скубе Парк Колумбиа»). Это было чуть ли не единственное место за 54 евро, доступное для бронирования в ту ночь, да еще и в центре города.
Перед границей с Германией мы хотели заправиться, но сильно удивились ценнику на дизель — стоимость топливао составляла почти 1,30 евро/л. Погуглилили цены на дизель в Европе и поняли — последняя перед границей польская заправка просто нагло пользовалась своим положением, так как средний чек на литр дизеля в Польше составляет 1 евро. Топлива нам должно было хватить до Берлина, поэтому мы проехали последнюю польскую заправочную станцию.
Кстати, по поводу центов. В Польше нам часто озвучивали цены в кронах или злотых. У одного из нас была российская карточка Сбербанка, он ей расплачивался, но выбирал платеж в долларах, потому что карточка MasterCard. Позже мы узнали, что было бы выгоднее выбирать платеж в кронах.
Когда мы добрались до Easy Lodges, нас ждал неприятный сюрприз. Мы оказались на открытой территории, похожей на парк с деревянными боксами в форме кубиков, у которых все стены глухие, кроме стеклянного фасада с дверью. Сквозь стекло мы смогли разглядеть убранство некоторых номеров. В основном это 2 или 3 кровати в два яруса, столик, шторка и торшер. И все. Так как мы прибыли в темное время суток, фотографии не могли бы передать весь местный колорит — территория не освещалась. Но фото этих лоджез можно найти в интернете, мы потом их увидели, когда оставляли свой недовольный отзыв. Туалет, душ? Это все находилось где-то у входа на территорию, недалеко от ресепшн, на котором никого из сотрудников не оказалось, но висела записка с пожеланиями приятного отдыха и списком фамилий тех, кого ждали в период «позднего чекина». Наша фамилия там тоже была, а напротив был указан номер лоджии.
Поздний чекин от Easy Lodges
Нашли свою фамилию и пошли искать номер. Надо заметить, что без фонаря найти его мы бы не смогли. Когда мы отыскали его, расстроились еще больше — ключей не было, номер закрыт, про нас похоже видимо забыли. Любопытства ради мы заглянули в номера из списка — всех ждали ключи на кровати или столе. По телефону больше никто не отвечал, а у ресепшн толпились вновь прибывшие озадаченные туристы. Что же делать? Несколько минут на раздумья и решение: едем дальше и ищем ночлег.
Отели в Берлине готовы были открыть свои двери минимум за 115 евро за ночь, не считая стоимости парковки. Парковку на стоянке одного из отеля нам предложили за 25 евро за ночь. Покружив еще немного по городу, мы заехали на заправку, залили бак и поехали вперед по нашему маршруту к Испании.
Итоги дня в деньгах:
- Топливо: $77 (4110 рублей) за 56 литров.
- Платные дороги (польские): 47,90 злотых (762 рубля).
Берлин — Лион — Ллорет де Мар
Германия, где-то за Касселем
После заправки в Берлине на территории Германии мы сделали еще пару остановок на заправках в районе Касселя (Kassel, Hessen) и Баден-Вюртемберга (Baden-Württemberg). Всю дорогу лил дождь, машина грохотала, это отбивало желание останавливаться где-то еще. Но даже при пасмурной погоде леса и горы манили нас, а значит, мы обязательно вернемся, чтобы прогуляться по парку Вильгельмсхёе (Wilhelmshöhe) и лесам Шварцвальда (Schwarzwald).
В целом, впечатления о дороге на территории Германии положительные. Ночная дорога была утомительна: на трассе велись работы, всю правую полосу занимали бесконечные ряды грузовиков, которые ехали со скоростью не более 80 км/ч. Всю ночь лил дождь, поэтому и мы ехали почти на ощупь со скоростью грузовиков.
В районе 11 утра мы остановились перекусить и размяться. Мы оказались на заправке Tank&Rast в районе Фрайбурга.
Немецкие заправки Tank&Rast
Немецкие заправки отличаются от остальных тем, что за поход в туалет принято платить 70 центов. И неважно, залил ты топливо или нет. Платить обязаны все, кроме детей и инвалидов.
Туалеты за 70 центов
На входе в туалет стоят турникеты. Оплатить можно наличными или картой. Для детей и инвалидов предусмотрен бесплатный проход. Тем, кто оплатил проход, выдается ваучер на скидку в 50 центов, которым можно воспользоваться тут же на заправке.
К слову, один братвурст (поджаренная сосиска) с картошкой стоит 6,99 евро (по нынешнему курсу чуть меньше 500 рублей). Стоимость дизельного топлива: 1,229 евро/л.
Магниты по 10 евро
Бесплатные туалеты можно найти на специальных площадках для отдыха, которые довольно часто встречаются вдоль дороги. На них можно остановиться и вздремнуть.
Дорога на Францию
Пересечение границ между странами в Евросоюзе происходит незаметно: едешь по трассе под 120 км/ч (или быстрее), и только указатели позволяют понять, что ты уже не в Германии, а во Франции. Мы ехали почти без остановок через Бургундию и Рону, ближе к югу. Пейзаж заметно изменился, густые леса сменили поля и замки, бесконечные дожди уступили солнцу.
Франция вблизи Ним
В районе Aire d’ambrussum мы остановились заправиться и подкрепиться. Заправки BP оказались самыми «прожорливыми», стоимость дизельного топлива составляла 1,389 евро/л.
Шоколадки по 1,35 евро за штуку
К 2 часам ночи мы добрались в Ллорет де Мар. Именно добрались, так как машина безотлагательно требовала посещение сервиса.
В Лорет де Мар мы уже бывали, поэтому заранее забронировали знакомый по первым посещениям Испании отель «Роял Ин». Его сотрудники очень приветливые и говорят по-русски. Отель находится в центре города, рядом с пляжем. Адекватная цена в 50 евро за ночь в чистом и уютном номере, состоящим из двух изолированных комнат, — что еще нужно для счастья? Раньше, правда, мы могли сделать предбронь по телефону, в этом году нас настоятельно просили произвести бронирование через интернет.
Итак, мы припарковались на городской парковке недалеко от Hollywood disco и отправились в отель.
Итоги дня в деньгах:
- Топливо: 177 евро (12 000 рублей) за 140 литров.
- Платные дороги (563 км во Франции): 62 евро (4 215 рублей).
Ллорет де Мар
Утром на ресепшн первым делом мы узнали адрес и контакты автосервиса. Он оказался в пешей доступности от стоянки на пересечении улиц Vila de Blanes и Avenida del Rieral. Местный механик дал понять, что придется ждать не меньше недели. Мы поникли — такого поворота событий никто не ожидал.
Не зная, что делать, мы отправились в местную сеть супермаркетов — Mercadona — чтобы купить местного свежевыжатого апельсинового сока. В каждой «Меркадоне» во фруктовом отделе стоит аппарат для приготовления сока. Вы берете с аппарата пластиковую бутылку, ставите ее на подставку, рядом с которой есть рычаг, удерживаете его в положении вниз, и аппарат выжимает сок. Что-то завораживающее в этом процессе есть.
Зарядившись витамином С, пошли в кофейню Garnier, в которой взяли по кофе с сэндвичем и стали обдумывать план спасения нас и Вольво. Вдруг вспомнили, что рядом с парковкой был еще один автосервис. Направились к нему.
Итак, суббота, полчаса до сиесты, мы в сервисе Euromaster.
Машину быстро осмотрели и обнадежили, что замена ШРУСа займет час. Единственная сложность — найти до конца дня тот самый ШРУС, который подойдет нам.
Расплескалось масло из лопнувшего пыльника
Договорились встретиться с мастерами после сиесты.
После сиесты ситуация не изменилась — в сиесту же никто не работает, поэтому времени до конца рабочего дня оставалось катастрофически мало. Надо было найти этот ШРУС, иначе мы рисковали застрять в Ллорете до понедельника или вторника. Мы остались в сервисе и активно стали принимать участие в поисках: просили ребят из мастерской показать нам картинку детали и по VIN-номеру дать точное описание того, что нужно найти.
В сервисе нам на счастье нашелся русскоговорящий механик, который помог с объяснением. Мы стали обзванивать всех знакомых, которые связаны с автосервисами и проживали в Каталонии. Наконец пришли хорошие новости, ШРУС найден, его привезут в мастерскую утром, так что до обеда мы уже сможем уехать из Ллорета. Чтобы вы понимали, воскресенье для испанцев — это святое! Очень редко кто-то работает в воскресенье, как правило, местные уезжают куда-нибудь на природу или просто отдыхают с семьей дома. Так что нам несказанно повезло.
А вот с отелем не повезло. «Роял Ин» мы не успели забронировать, пришлось искать альтернативу. С помощью Booking.com, ориентируясь на отзывы и бюджет в 50-60 евро в сутки, мы нашли апарт-отель AR Niu Dor. На ресепшн нас встретили две девушки: одна испанка, другая русская (русскоговорящие в Лорете попадались нам в каждом заведении). Они попросили оставить залог в 120 евро и по 2 евро с человека за комплект белья и полотенца. Дали на подпись бумагу, в которой нас обязывали не ломать мебель, не оставлять окурки (хотя мы просили номер для некурящих), не кричать после 23 часов, вынести после себя мусор и так далее.
В ответ на такое гостеприимство мы попросили проверить наш номер, за который нас просили оставить залог и подписать бумагу. Сотрудница отеля, неловко улыбаясь, показала нам более чем скромный номер, мебель в котором была немного расшатана. Как раскладывался диван, она не знала.
Номер в отеле AR Niu Dor
Вообще, мы не привередливые, и нам хотелось просто переночевать, но атмосфера отеля была угнетающей. Как бы то ни было, до следующего утра мы были предоставлены сами себе. Поэтому оставили наше убежище и пошли любоваться видами Ллорета.
На улицах играют в мяч
Растения разрисовывают городские стены
Городской пляж Ллорета
Море было по ощущениям градусов 20, не больше. Мы проголодались и наведались в пиццерию.
Здесь готовят итальянскую пиццу в печи
Вернулись мы с прогулки к 22 часам, чтобы выспаться. Но отель оказался прибежищем молодежи, которая спешила получить максимум впечатлений от алкоголя. У нас под окнами в соседних номерах сверху и снизу всю ночь играла музыка. К 8 утра этот шум сменил гул мопедов и машин под окнами. До 10 утра мы должны были покинуть номер.
Это место никак не соответствовало оценкам на Booking. На прощание на наши комментарии и отзыв получили ответ от сотрудницы-испанки: «Это не отель, а апартаменты». Что ж, не будем зацикливаться, едем дальше.
Hola, Андалусия!
Мы отправились в Меркадону за соком и присели в кафе рядом с сервисом в ожидании машины. Уже в 11:30 мы поблагодарили местных механиков за ремонт и продолжили путь на юг — от цели нас отделяли последние 800 км, а машинка радовала отсутствием вибрации и скрежета.
Перед Валенсией мы завернули к пляжу рядом с Меркадоной, по традиции взяли апельсиновый фреш, который был заметно слаще, чем в Ллорете. На берегу перекусили, искупались в море, вода была очень приятная, градуса 24, пляжи чистые и людей немного.
Освежившись, мы помчали по испанской автостраде к финишу. Дороги в Испании отличные (имею ввиду скоростные трассы), платить приходится за отсутствие светофоров, несколько полос и скорость в среднем 180-220 км/ч.
Перед Малагой был последний платный участок дороги, но мы попали под акцию, и после полуночи она была бесплатной — чудесный бонус для позднего прибытия.
Итоги дня в деньгах:
- Топливо: 120 евро (8 150 рублей) за 100 литров.
- Платные дороги: 41 евро (2800 рублей).
Путешествие в Европу на машине: Беларусь — Польша — Чехия — Германия — Австрия. Первый опыт
На момент принятия решения о грандиозном туре у нас имелся небольшой опыт поездок по российским городам. Начинали мы с Суздаля, потом расширили географию, доехали до Ростова Великого, Углича, Ярославля. Гордостью нашей и вершиной был Петербург (с Великом Новгородом в придачу). Наверное, так бы и шло дальше, мы поговаривали о Пскове и Прибалтике, но тут вмешался случай…
В общем, сидела я как-то в Интернете, с увлечением читала разные отчеты о путешествиях в Европу на машине, и набрела на один любопытнейший. Ребята, молодожены, съездили своим ходом в Италию, и очень живо всё описали, приложив немыслимой красоты фотки. Вот они-то и решили всё! Я показала их мужу и капкан захлопнулся! Первая же фраза была «Так поехали!» Правда, Италию пришлось отмести сразу, она для уже продвинутых путешественников. А мы, как чайники, отважились лишь на самый краешек Европы – Польшу, Чехию и Австрию. С однодневным выездом в Германию (Дрезден).
С момента первой фразы до дня выезда прошло долгих 10 месяцев, во время которых я тщательным образом собирала информацию, читая тонны отзывов на разных ресурсах. Самые интересные зачитывала Вадику, и мы замечательно проводили время, обсуждая, смеясь, и представляя наш будущий вояж.
А ещё целых 10 месяцев я вспоминала школьный английский, взяв Вадика в соученики. Он сопротивлялся, конечно, но как говорится – куда денешься с подводной лодки?
Наконец, в мае мы впервые самостоятельно подготовили и подали документы в чешский визовый центр. И без проблем получили визы на руки. Ура! С этого момента мне уже ни о чем не думалось, плохо спалось и хотелось одного – немедленно ехать!
Маршрут путешествия по Европе на машине по дням
Наш евротур выглядел так:
19 июня – Москва-Брест 1067 км, ночёвка в Бресте.
20 июня – Переход границы в Домачево, путь до Кракова 415 км, ночёвка в Кракове.
21 июня – Краков — Прага 536 км.
22 июня – Прага.
23 июня – Выезд в Карловы Вары 126 км.
24 июня – Прага.
25 июня – Выезд в Германию, Дрезден 148 км.
26 июня – Прага.
27 июня – Переезд Прага – Ческий Крумлов 175 км.
28 июня – Ческий Крумлов.
29 июня – Выезд в Зальцбург, с проездом мимо 3-х австрийских озёр, возвращение в Крумлов, за день получилось около 400 км.
30 июня – Переезд Ческий Крумлов – Вена 208 км.
1 июля – Вена
2 июля — Вена – Краков 468 км, ночевка в Кракове.
3 июля – Краков – Словатыче 415 км, переход границы в Домачево. Ночевка в Бресте.
4 июля – Брест – Москва 1067 км.
Карта. Города, где жили и которые посещали :
Гостиницы
Отели бронировали через Букинг (кроме белорусской). Советовать не советовать наши отели — трудно сказать. У каждого свои предпочтения и требования к жилью. Но напишу названия и мнение в двух словах.
В Бресте выбор не велик, поэтому остановились на том, что показалось самым приемлемым. Гостиница «Энергия», 2-комнатный Твин 3.450р. Дороговато, но в целом нам понравилось. Собственная большая охраняемая стоянка, шаговая доступность до местного Арбата, где много кафешек и мест для отдыха.
В Кракове ночевали в апартаментах Kubik-Studio. Это частная квартира на первом этаже старинного дома с высокими потолками. Настолько высокими, что кровать двухъярусная, на неё надо взбираться по лестнице, а потом следить, чтобы не набить шишек, стучась головой об потолок. Цена за ночь 3.347 р. До центра совсем рядом, парковка около дома. Нормально в общем, но без восторгов.
А вот апартаменты Happy Prague Apartments в Праге нас порадовали. Дом XIV века, но внутри все комфортно. Расположение прекрасное – до Карлова моста 5 минут. Хозяин общительный, говорит немного по-русски, сыплет комплиментами (даром, что итальянец). Машину ставили во внутренний дворик, заплатили за 6 ночей 31.199 руб.
Отель Garni Villa Beatika в Чески-Крумлове приятно удивил. Это 3-х этажная небольшая вилла, где каждый номер именной и оформлен в стилистике своего владельца – мировой звезды. Нам достался № 9 Джон Леннон, а соседом оказался Фредди Меркури. Но больше всего поразил вид с балкона. Он просто невероятный! В общем нам очень повезло, и когда мы уезжали, сказали, что их отель достоин твёрдой 10-ки. Заплатили за 3 ночи 10.746 руб.
Ну, и гостиничный апогей – отель Am Parkring в Вене. Выбирал его Вадик, поставив себе задачу найти что-то особенное, и ему это удалось! Отель единственный имеет вид на собор св. Стефана, и когда стоишь на балконе, захватывает дух от панорамы города, он буквально у ног! А так как красота редко бывает дешевой, нам пришлось раскошелиться на люкс, и за 2 ночи отдать 27.617 руб. Но скажу честно – оно того стоило!
Дороги
Они везде от хороших до очень хороших, плохие не встречались. Но скоростной режим лучше соблюдать, и мы старались, как могли. Пока никакие уведомления не приходили (тьфу, тьфу, тьфу). По Польше ехать нуднее всего. Населенные пункты идут один за другим, и пока выберешься на скоростную трассу, измотаешь небольшой клубок нервов… За всё время поездки нас никто не останавливал, засад не встретили, даже в Белоруссии…
Платные дороги есть в Польше, устроены они как наши – подъезжаешь с шлагбауму, оплачиваешь, едешь дальше. А в Чехии и Австрии надо покупать виньетку, желательно не позднее первой заправки после пересечения границы. Они бывают на разное количество дней, и клеятся в разные углы лобового стекла.
Много копий в Интернете ломается по поводу того — нужны международные права или нет. Мы после обдумывания пришли к выводу, что лучше бы их иметь. Дело в том, что если ездить по правилам и не иметь проблем – достаточно национальных прав. Но если, не дай Бог, возникнет дорожная неприятность – права международного образца понадобятся непременно. Надо иметь это ввиду!
Пользовались навигатором Sygic. Работал без сбоев, привозил в точно заданное место, поэтому у нас не было повода ругать его за бестолковость. Для пеших маршрутов всегда брали с собой планшет с картами Maps.me .Перед путешествием скачали карты нужных стран и бродили по городам без опаски. Правда, по собственной вине несколько раз уходили не туда, но быстро возвращались…
Оплачивали покупки картами и наличными. В Москве загодя поменяли немного каждой из валют, и не пожалели. Когда ты ещё слабо ориентируешься в городе, то есть возможность без задержек оплатить парковку, купить воды, заплатить за туалет и т.д.
Ну, а теперь непосредственно поездка.
Программа путешествия по Европе на авто по дням
Выехали из Москвы в 7 утра, и бодренько, на подъеме, за 12 часов проехали 1067 километров. По пути отдыхали и перекусывали на заправках. Соответственно в 7 вечера были в Бресте, и успели ещё поужинать и посмотреть их главную улицу.
Утром, уже готовые к бою, мчались на границу, в Домачево (это 40 километров от Бреста). Прошли и белорусов, и поляков за 1.5 часа, что считается очень неплохо. И счастливые поколесили по Евросоюзу! Даже медленное движение вначале не раздражало, можно было рассматривать жизнь польских городков в деталях. Потом началась трасса, и мы домчали до Кракова. На дорогу ушло 7 часов.
Краков нам очень понравился, всё-таки бывшая столица! Основные достопримечательности – Рыночная площадь, Мариацкий костёл, Площадь Матейки, Барбакан, Флорианская башня, башня Ратуши (куда можно подняться) и, конечно, замок Вавель. Там внутри Кафедральный собор, памятники Костюшко и папе Иоанну — Павлу II.
Вид на Мариацкий костел
В Мариацком костёле мы застали свадьбу.
Следующее утро – переезд в Прагу. Километров предстояло ехать больше, но т.к. деревенек уже не было, проехали за 6.5 часов. И тут же приступили к исследованию города. Он, конечно, уникальный! Основные достопримечательности — Староместская площадь, Вацлавская площадь, Карлов мост, Пражский град, Храм Лоретты, Градчаны и пр.
Невероятное эстетическое удовольствие смотреть вокруг, можно снимать каждый дом! И мы гуляли, гуляли, гуляли. Поднялись на все башни, на Ратушу, на собор св. Вита, к Панавскому павильону, откуда открывается вид на мосты Праги. Пробовали национальную кухню — суп в хлебе, вепрево колено. Слушали органный концерт в костёле, катались на кораблике, кормили лебедей. В общем, пребывали в детско-восторженном и радостном состоянии!
Витражи в соборе св.Вита
Ночной Пражский град
Погода вот только была прохладной, и временами шли дожди. Но мы помнили лозунг туристов и от планов не отступались. Выехали на день сначала в Карловы Вары, а затем и в Дрезден.
Карловы Вары нас покорили! Город под стать Праге, красивый, уникальный, с огромной историей. Опять гуляли, не могли нагуляться. На рынке купили фруктов, и огромным аппетитом их потом уплели. Много русских, речь звучит отовсюду, они там лечатся, ходят с кружечками в руках. Основные достопримечательности — это колоннады — Рыночная, Мельничная, Садовая. Храм Марии Магдалены, открытый бассейн Термал с постоянной температурой в 30 гр, сады Дворжака и, конечно, Бехеровка (музей и магазин).
Дрезден после таких красот показался сдержанным, его эстетика совсем другая. Но мы не пожалели, что съездили туда. Тем более путь занял чуть больше 2-х часов. Посмотрели Центр – Альштадт, Театральную площадь, оперный театр, церковь Фрауэнкирхе, замок резиденции, Цвингер – дворцовый комплекс. Правда в картинную галерею не пошли, и Сикстинскую Мадонну не увидели. Ничего, в следующий раз.
После Праги был переезд в Крумлов, в ещё одну чешскую жемчужину. Вот уж точно городок – шкатулка. Достопримечательности – Замок, Плащевой мост, Центральная площадь, Ратуша, Чумная колонна и пр. Опять подъем на все вершины и потрясающие виды!
Из Крумлова выезжали в Зальцбург. Моя особенная мечта! Из-за Моцарта конечно. Я никак не могла оторвать глаз от дома, где он родился, и где его семья прожила 27 лет. Хотелось запомнить, вобрать! И от другого дома, куда семья переехала, и Вольфганг прожил там 7 лет. В городе вообще всё связано с ним – Кафедральный Собор, где его крестили, Старая Резиденция князей, где 6-ти летний Моцарт играл в Зале Советов. Поэтому мы ходили, а я постоянно спрашивала Вадика «А это видел Моцарт, как ты думаешь, а это? Сюда он наверняка ходил, а сюда?».
Ещё в Зальцбурге можно подняться на гору Фестунберг, посетить крепость Хоэнзальцбург. Что мы и сделали. Причём подъем начали молодо и резво, а закончили еле плетясь, вспомнив все свои диагнозы. Спустились уже на фуникулёре… Можно посмотреть очень красивый парк «Мирабель», территорию аббатства св. Петра, пройтись по главной улице Гетрайдегассе. И это далеко не всё.
Из Зальцбурга в Крумлов решили ехать через озёра. Получался небольшой крюк, но не увидеть такую красоту было просто преступлением! Когда ехали, был уже вечер, мы торопились, боялись, что солнце сядет, и виды будут не так хороши. Но мы успели! Виды были сногсшибательные, они до сих пор стоят в глазах!
Первое озеро – Фушльзе, второе – Вольфгангзе, и третье – Траунзе. На последнем стоит небольшой городок Гмунден с его замком Орт. В Гмундене жил Шуберт, написавший «Аве Марию», глядя на этот самый замок. Мы не удержались, с выражением спели шедевр (благо никого не было рядом), а Вадик сказал, что тоже написал бы «Аве Марию», живя здесь!
Ну, и последний пункт программы – Вена. Шикарная, имперская, белая. Мы её полюбили, хотя далеко не всем она нравится. Там огромный список достопримечательностей, обязательных к осмотру. Дворец и парк Бельведер, императорский дворец Хофбург, Оперный театр, Парламент, Собор св. Стефана, церковь Карлскирхе, целый музейный квартал и многое другое. У нас было всего два дня в городе, поэтому мы не пытались объять необъятное, но многое всё же увидели. Остальное в следующие разы.
Спонтанный отпуск — 14 стран и 5 500 км. Белорусская семья о путешествии по Европе на VW Polo Sedan
Рубрика про автомобильные путешествия белорусов не сбавляет обороты. В воскресном материале мы расскажем о поездке по Европе на VW Polo Sedan, да не обычном, а с ГБО на пропан-бутане. В очередном выпуске «Автотрипа» — про впечатления, цены и «бюджетник» в роли туристической машины.
«Сначала в Хорватию, а дальше — как пойдёт»
Героя сегодняшнего текста зовут Антон. Прошедшим летом вместе с семьёй — женой и дочерью — мужчина посетил 11 стран Европы. Отправиться в путешествие было решено на пропановом Volkswagen Polo Sedan 2018 г. в., который для белорусского рынка давно стал едва ли не легендарным автомобилем.
— С супругой мы женаты уже более десяти лет. Все совместные годы много путешествовали. Любим это дело, чего скрывать, — рассказывает собеседник. — Перед началом летней поездки у нас было по 25 посещённых стран. До рождения ребёнка летали в основном налегке лоукостерами из Варшавы и Вильнюса. Рюкзак за спину — и вперёд! Наверное, лишь раз ездили в рамках туристической программы, а так составляли себе маршруты самостоятельно. Из дальних мест вспоминается отдых в Доминикане и на Тенерифе (на Канарских островах).
— Рождение ребёнка не сильно повлияло на наше хобби: когда дочке было три месяца, ездили в Санкт-Петербург, исполнилось полгода — летали в Италию. Причём на «сапожке» посетили немало мест вроде озера Комо, Лигурийского побережья, заезжали в Геную. На прокатной машине добрались до французской Ниццы, а также заглянули в Монако. Уже в ковидные времена с ребёнком летали в Египет, — перечисляет Антон.
— Всегда хотели и давно планировали путешествие по Европе на машине. Летом всё сложилось, поэтому мы для поездки выделили целый месяц. Знали, что хотим сначала в Хорватию, а дальше — как пойдёт! Выезжали из Минска в конце июня, причём вечером, понимая, какие очереди встретим на литовской границе. Примерно за три часа прошли пункт пропуска, после чего остановились на ночёвку в Вильнюсе.
«Два дня подряд рядом с пляжем тусовались дельфины»
— Первой точкой маршрута был Шибеник в Хорватии. Из Вильнюса добирались по трассам через Чехию, где и заночевали в приграничном городе Остраве. В горах Австрии ощутил, что «Поло» слабовато себя чувствует на пятой передаче при постоянных подъёмах и спусках. Тем не менее, преодолев все превратности, мы добрались до точки назначения. Там провели три дня в арендном доме.
— В Хорватии посетили национальный парк Крка, где крутой водопад и чумовые виды, — описывает наш герой. — Потом из Шибеника переехали в курортный город Макарску, тоже в Хорватии. Две ночи провели в этом месте, наслаждаясь тёплой водой и аккуратным пляжем.
— Обычно мы составляли чёткий план, сколько времени и где проведём, а в этот раз была возможность поехать на долгий срок. Знали, что начнём с Хорватии, а дальше сориентируемся на месте: может, в Италию на пароме или по материковой части… Спонтанные путешествия доставляют особое удовольствие!
Снимали и искали жильё буквально день в день. Удивительно, но на этом даже удалось сэкономить, потому что в сезон лучше бронировать за два-три месяца, а без чёткого плана часто натыкались на скидки.
— Из Макарски отправились в Черногорию — до посёлка Бечичи. Сняли хорошую квартиру с видом на горы и пляжем в шаговой доступности. Сначала думали провести там пять дней, но за этот срок появились рабочие задачи, плюс нам сильно понравились расположение квартиры и сам городок. В итоге задержались ещё на неделю, за которую успели вдоволь нагуляться по местным пляжам и покататься в Которе на лодке. Следующим пунктом нашего маршрута стала Албания.
— Хотя изначально мы не планировали задерживаться в этой стране, там мы провели три ночи. Ездили на классные курорты в Ксамиле и Саранде на побережье. К нашему удивлению, местные туристические места на хорошем уровне, плюс они дешевле черногорских. Албания оказалась очень достойной. Черногория чем-то напомнила Сочи: дорого, большое количество недостроев и грязь.
С другой стороны, в Албании на один квадратный километр можно встретить пять бункеров — они буквально везде: на дороге, возле гостиниц, на пляже… Их строили при бывшем президенте, а сносить сейчас нельзя, поэтому так и стоят.
— Затем проложили маршрут до Греции. В Салониках сняли на несколько ночей гостиницу. Рядом с городом была деревушка, куда мы ходили на пляж, так два дня подряд туда приплывали дельфины. Их стая приближалась совсем близко к берегу!
— Когда натусовались в Салониках, выехали в Будапешт. Путь до Венгрии лежал через Северную Македонию и Сербию, где мы заночевали. В нашей гостинице в ту ночь местные гуляли свадьбу. Было шумно и очень весело — не нам, конечно, а им, — иронизирует Антон. — Удивило, что сербы курят буквально везде: даже во время завтрака утром, когда организован шведский стол. В коридорах, номерах, ванной и туалетах — везде стоят пепельницы.
— На сербско-венгерской границе мы увидели огромную очередь (примерно в двести машин), но пропускали всех очень быстро. Тем не менее в заторе мы провели два часа при температуре +42 градуса! Мы постоянно подъезжали к пункту пропуска, и в какой-то момент у нас отказал кондиционер: то ли от перенагрузки, то ли длительного стояния на месте. До Будапешта по такой жаре ехали с открытыми окнами — ребёнок, бедный, вспотел.
— Чтобы решить вопрос с кондиционером, ездил на диагностику на местный сервис. Проблема оказалась не в давлении и не в уровне фреона, так что компрессор требовалось разбирать и ремонтировать. Был выходной день, а ждать будний не хотелось. Неполадку в итоге устранили позже — в Беларуси.
— Когда жара немного спала, мы из Будапешта отправились в Гданьск, планируя ночёвку в Катовице.
«На пропан-бутане сэкономил 600 долларов»
По словам Антона, во всех странах, которые удалось посетить за время поездки, цены были примерно одинаковыми.
— Обычные кафе, разбросанные по побережью, — «едальни», как я их называю, — с адекватным прайсом. На человека приём пищи (включая блюда и напитки) обойдётся в 15—20 долларов. Наверное, такие цены были везде: как в Хорватии, так и в Албании. Хотя в плане дороговизны Черногория удивила другим. К примеру, парковка на пляж Святой Стефан стоила 4 евро в час, а два лежака и зонтик в первой линии — 50 евро в сезон. Это безумно дорого!
— Аренда жилья плюс-минус идентичная во всех местах. Хорватия, пожалуй, дороже — порядка 70 евро в сутки (Шибеник). Правда, там мы за дом платили с учётом трёх взрослых — с нами туда добирался ещё друг. В Макарске небольшая квартира стоила 55 евро за ночь.
В Черногории мы внесли €330 в неделю за двухкомнатные апартаменты, но с учётом скидки от владельца получилось в итоге около 40 евро в сутки.
— Платные дороги в Хорватии ощутимо дорогие. Цифра зависит от пройденного по трассе расстояния — каждая рамка фиксировала сумму и пробег. Если в Чехии и Австрии виньетка стоит 12 евро в неделю, то в Хорватии по данной системе мы заплатили 40.
Однако самая затратная дорога была в Сербии: 24 евро просто за проезд через шлагбаум по трассе в сторону Венгрии.
— Во сколько обошлась вся поездка? Всё-таки проехали 14 стран и 5 500 км намотали.
— Я записывал всё! — честно отвечает Антон. — Получилось 2 920 евро без учёта виз и оформления документов. В эту сумму входят питание, проживание, платные дороги, топливо и страховка автомобиля. Наверное, кафе за месяц посещали около тридцати раз. Не каждый день, но бывало, что заходили дважды: утром и вечером. В основном сами готовили еду.
— Пожалуй, адекватная сумма. Всё-таки три человека, расходы на топливо и целый месяц в Европе…
— Да, более чем, — продолжает мысль мужчина. — В Чехии газ в среднем стоил 70 евроцентов, в Польше пропан-бутан совсем дешёвый — около 60. В Австрии на тот момент был уже немного дороже — ближе к одному евро за литр.
Polo Sedan расходовал около 8 л пропан-бутана, что вполне адекватно. По сравнению с бензином экономия оказалась колоссальной — в пределах 600 долларов. Мой прошлый автомобиль, «американец» Ford Fusion, летом с аппетитом съедал по 10 л бензина на 100 км. Всё-таки этот вид топлива в Европе очень дорогой — от двух евро!
— Перед выездом я очень много читал в интернете про газовые заправки в Европе. Встречал информацию, что могут быть переходники, которые отличаются от белорусских. Мол, лучше купить специальный адаптер.
В итоге наткнулся на человека, проездившего немало по Хорватии и Черногории. Он заверил, что беспокоиться об этом не стоит. Так и получилось! Разъёмы везде одинаковые, правда, газом заправляешься самостоятельно, без помощи специального человека. Пропан-бутан был практически на всех АЗС, хотя перед выездом для перестраховки мы заправились бензином под горловину. К концу путешествия осталась половина бака, то есть почти весь путь мы преодолели на газе.
По словам Антона, европейцы не удивлялись его Volkswagen Polo Sedan. Хотя модель выпускалась только для нашего рынка, интерес у местных водителей к автомобилю — нулевой.
— Больше внимания привлекал Toyota Land Cruiser Prado, на котором ехал мой друг. Для узких улочек европейских городов такие машины не покупают, поэтому они здесь большая редкость.
— На твой взгляд, «Полик» справился с поездкой? Диванные эксперты могут завести пластинку про недостаточный уровень комфорта.
— Думаю, дело привычки. Конечно, когда ты пересаживаешься с Е-класса на В, то ощущаешь разницу. Всё-таки я покупал «Поло», поскольку он экономичный, а это не последняя наша поездка. Кроме того, модель очень просто ремонтировать и она дешёвая, что немаловажно для путешествия.
Главное, чтобы кондиционер работал, — улыбается Антон. — В целом вместительности нам хватало, ребёнку сзади — тоже комфортно. Нужно ли ещё что-то?
Если вы минувшим летом съездили в интересное автопутешествие и теперь хотите поделиться своим опытом — смело заполняйте форму ниже или присылайте свои истории на news@av.by!
Фото: архив героя
Источник https://www.rudorogi.ru/articles/autotravel/europe-2017.html
Источник https://galina-lukas.ru/article/915/puteshestvie-v-evropu-na-mashine-belarus-polsha-chehiya-germaniya-avstriya-pervyy-opyt
Источник https://av.by/news/vw-polo-sedan-na-gazu-avtotrip-po-evrope