Что такое Всемирное наследие?

 

Содержание

Всемирное наследие

Всемирное наследие ЮНЕСКО (англ. World Heritage , фр. Patrimoine Mondial , исп. Patrimonio de la humanidad , нем. Weltkulturerbe ) — природные или созданные человеком объекты, приоритетными задачами по отношению к которым, по мнению ЮНЕСКО, являются их сохранение и популяризация в силу особой культурной, исторической или экологической значимости.

По состоянию на 2021 год в Списке всемирного наследия — 1154 объекта, из которых 897 являются культурными, 218 — природными и 39 — смешанными в 167 странах-членах Конвенции ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия [1] . Каждый объект имеет свой идентификационный номер.

  • 1 История
  • 2 Организация
    • 2.1 Исключение из свода памятников ЮНЕСКО
    • 3.1 Культурные критерии
    • 3.2 Природные критерии

    История

    На национальном уровне первые специальные государственные комиссии или инспекции по охране культурного наследия были учреждены в ряде европейских стран уже к середине XIX века [2] , тогда же приняты первые нормативные акты об охране памятников, начаты работы по их инвентаризации и популяризации. Однако вопросы правильной реставрации и консервации исторических памятников, их защиты от разрушений, — особенно во время военных действий, — стали всё чаще подниматься и на международном уровне, в ходе крупных международных встреч.

    В 1889 году в рамках Всемирной выставки в Париже прошёл «Первый международный конгресс по охране произведений искусства и памятников». Обсуждалась необходимость обеспечить охрану культурного наследия в военное время. Предлагалось создать всемирное благотворительное «общество охраны памятников» с подчёркнуто гуманитарным уставом, наподобие «общества Красного креста». Некоторые тезисы, сформулированные на этом конгрессе, позже нашли отражение в «Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны», принятой в 1899 и расширенной в 1907 годах в рамках «мирных Гаагских конференций» [2] . Согласно этой международной конвенции, преднамеренное повреждение памятников культуры в военное время воспрещалось и подлежало преследованию; осаждаемым вменялось в обязанность обозначить памятники культуры «особыми видимыми знаками» [3] .

    «Знамя мира» — знак защиты памятников, утверждённый «Пактом Рериха» (1935).

    Следующий этап формирования международной системы охраны памятников культуры наступил как реакция на итоги Первой мировой войны. Этап тесно связан с некоторыми усилиями в области международной охраны культурного наследия новосозданной Лиги наций, с деятельностью в её рамках Международного комитета музеев и Международного института интеллектуальной кооперации, просуществовавших до конца 1930-х — середины 1940-х годов. Отчасти при их содействии и поддержке в 1935 году был заключён «Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» (так называемый «Пакт Рериха»), значительно расширивший международную юридическую платформу в области охраны культурно-исторических ценностей [2] .

    16 ноября 1945 года многие функции приостановивших или вовсе прекративших свою деятельность во время Второй мировой войны комитетов упразднённой Лиги наций перешли к новосозданной Организации объединённых наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

    Знак защиты культурных ценностей, утверждённый Гаагской Конвенцией 1954 года

    С учётом опыта предыдущих конвенций, подписанных далеко не всеми государствами, ЮНЕСКО тщательно подготовила и в 1954 году успешно приняла «Конвенцию о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта» (так называемая «Гаагская конвенция»). Конвенцией утверждён и отличительный знак, который может использоваться для обозначения культурных ценностей, нуждающихся в защите.

    Однако приблизительно в это же время стало очевидно, что угрозу культурному наследию представляет не только военная, но и бурная мирная деятельность человека.

    Строительство Асуанской плотины в Египте, грозившее затоплением комплексу храмов Абу-Симбел в верхнем течении Нила, стало событием, чётко обозначившим острую необходимость и в мирное время охранять памятники, представляющие ценность для всего человечества. В 1959 году правительства Египта и Судана обратились в ЮНЕСКО с просьбой помочь сохранить древние культовые сооружения, попадающие в область затопления будущей ГЭС.

    ЮНЕСКО объявила кампанию по спасению памятников древнеегипетской цивилизации: храмы Абу Симбела были бережно демонтированы, перевезены и собраны на новом месте [4] . Проект, реализованный на средства пятидесяти государств-доноров, стал самым дорогим в истории ЮНЕСКО, доказав, в то же время, эффективность целенаправленных коллективных усилий [2] .

    В дальнейшем ЮНЕСКО инициировала проекты по сохранению Венеции и её уникальной лагуны, руин Мохенджо-Даро в Пакистане, реставрации храмового комплекса Боробудур в Индонезии. Сотрудничество в столь капиталоёмкой и времязатратной сфере потребовало некоторой формализации. В результате, в начале 1960-х годов, на базе Международного совета по вопросам памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС), ЮНЕСКО приступила к подготовке проекта общей Конвенции об охране культурного наследия.

    Флаг Организации Всемирного наследия ЮНЕСКО

    В 1965 году на конференции, прошедшей в Вашингтоне, обсуждалось создание «Организации всемирного наследия» как международной площадки по сотрудничеству с целью защиты «наиболее выдающихся местностей, ландшафтов и исторических мест для настоящего и будущего всего человечества». В 1968 году к предложению, сформулировав аналогичные цели в отношении природного наследия, присоединился Международный союз охраны природы (МСОП).

    Наконец, многочисленные участники сложного переговорного процесса согласовали единый текст документа и 16 ноября 1972 года на 17-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО «Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия» была принята. Началось формирование Списка всемирного наследия .

    В 1976 году в рамках Организации всемирного наследия был учреждён и сформирован «Межправительственный комитет по охране культурного и природного наследия» (Комитет всемирного наследия). Комитет призван контролировать соблюдение Конвенции и уполномочен принимать окончательное решение о включении в Список всемирного наследия того или иного объекта.

    Организация

    В 1972 году ЮНЕСКО приняла Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия (вступила в силу в 1975 году). К октябрю 2016 года конвенцию ратифицировали 193 страны-участницы.

    Лидеры по числу объектов всемирного наследия:

    Ежегодно Комитет всемирного наследия проводит сессии, на которых присуждается «статус объекта всемирного наследия».

    «Статус объекта всемирного наследия» даёт следующие преимущества (для объектов природного наследия):

    • является дополнительной гарантией сохранности и целостности уникальных природных комплексов,
    • повышает престиж территорий и управляющих ими учреждений,
    • способствует популяризации включённых в Список объектов и развитию альтернативных видов природопользования (в первую очередь, экологического туризма),
    • обеспечивает приоритетность в привлечении финансовых средств для поддержки объектов всемирного культурного и природного наследия, в первую очередь, из Фонда всемирного наследия,
    • способствует организации мониторинга и контроля над состоянием сохранности природных объектов.

    Государства, на территории которых расположены объекты всемирного наследия, берут на себя обязательства по их сохранению.

    В рамках списка существует подсписок всемирного наследия, находящегося под угрозой. В него на временной основе включаются объекты, подвергающиеся различным опасностям, которые вызваны естественными причинами или вмешательством человека: вооружёнными конфликтами и войнами, землетрясениями и иными природными катастрофами, загрязнением, браконьерством и беспорядочным строительством. Внесение объектов в особый список говорит о необходимости особого внимания к ним и принятия неотложных мер по их сохранению.

    Исключение из свода памятников ЮНЕСКО

    • В 2007 году из Списка всемирного наследия ЮНЕСКО был исключён резерват аравийского орикса в Омане (в связи с продолжающейся охотой на белого орикса и сокращением заповедных территорий).
    • В 2009 году — Дрезденская долина Эльбы в Германии (в связи со строительством автомобильного моста в охранной зоне культурного ландшафта).
    • В 2021 году — Ливерпуль (в связи с необратимой утратой признаков, передающих выдающуюся универсальную ценность объекта).

    Критерии

    Главная цель списка всемирного наследия — сделать известными и защитить объекты, которые являются уникальными в своём роде. Для этого и из-за стремления к объективности были составлены оценочные критерии. Изначально (с 1978 года) существовали только критерии для объектов культурного наследия — этот список насчитывал шесть пунктов. Затем для восстановления некого равновесия между различными континентами появились природные объекты и для них список из четырёх пунктов. И, наконец, в 2005 года, все эти критерии были сведены воедино, и теперь каждый объект всемирного наследия имеет в своём описании хотя бы один из них [6] .

    Культурные критерии

    Соляная шахта в Бохне — объект № 32 в списке

    № 527-002 в списке объектов всемирного наследия — Киево-Печерская лавра

    • (I) Объект представляет собой шедевр человеческого созидательного гения.
    • (II) Объект свидетельствует о значительном взаимовлиянии человеческих ценностей в данный период времени или в определённом культурном пространстве, в архитектуре или в технологиях, в монументальном искусстве, в планировке городов или создании ландшафтов.
    • (III) Объект является уникальным или, по крайней мере, исключительным для культурной традиции или цивилизации, которая существует до сих пор или уже исчезла.
    • (IV) Объект является выдающимся примером конструкции, архитектурного или технологического ансамбля, или ландшафта, которые иллюстрируют значимый период человеческой истории.
    • (V) Объект является выдающимся примером человеческого традиционного сооружения, с традиционным использованием земли или моря, являясь образцом культуры (или культур) или человеческого взаимодействия с окружающей средой, особенно если она становится уязвимой из-за сильного влияния необратимых изменений.
    • (VI) Объект напрямую или вещественно связан с событиями или существующими традициями, с идеями, верованиями, с художественными или литературными произведениями и имеет исключительную мировую важность. (По мнению комитета ЮНЕСКО, этот критерий предпочтительно использовать вместе с каким-либо ещё критерием или критериями).

    Природные критерии

    Галапагосские острова — объект № 1 в списке

    • (VII) Объект представляет собой природный феномен или пространство исключительной природной красоты и эстетической важности.
    • (VIII) Объект является выдающимся образцом главных этапов истории Земли, в том числе памятником прошлого, символом происходящих геологических процессов в развитии рельефа или символом геоморфологических или физико-географических особенностей.
    • (IX) Объект является выдающимся образцом происходящих экологических или биологических процессов в эволюции и развитии земных, пресноводных, береговых и морских экосистем и растительных и животных сообществ.
    • (X) Объект включает в себя наиболее важную или значительную естественную среду обитания для сохранения в ней биологического многообразия, в том числе исчезающих видов исключительной мировой ценности с точки зрения науки и охраны.

    Порядок номинации

    Вначале страна с опорой на критерии ЮНЕСКО подготавливает перечень объектов, которые, по её мнению, представляют мировую ценность, и включает их в предварительный список. Объект не может быть номинирован, если он не значится в предварительном списке.

    Согласно правилам, в год страна может выставлять на номинирование не больше двух кандидатов: по одному объекту культурного и природного наследия или два объекта природного наследия [7] . Эксперты ЮНЕСКО оказывают помощь в подготовке заявки, следя за тем, чтобы все необходимые документы и карты были приложены. Номинация должна быть подана не позднее 1 февраля (или, если на эту дату выпадает выходной, в последний рабочий день января) за год вперёд до проведения очередной сессии ЮНЕСКО. Таким образом, минимальная продолжительность рассмотрения заявки занимает полтора года (например, если документы подаются в Комитет в январе 2016 года, то ближайшее время возможного включения объекта в список будет июнь-июль 2017 года). Далее ЮНЕСКО проверяет готовность полученного досье и направляет в соответствующий консультативный орган на оценку.

    Международный союз охраны природы (МСОП) и Международный совет по сохранению памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС) оценивают природную и культурную значимость оценку объекта. Третий орган — Международный исследовательский центр по сохранению и реставрации культурных ценностей (ИККРОМ) — даёт Комитету рекомендации по охране объектов всемирного наследия, а также проводит профессиональные обучающие тренинги.

    Когда объект номинирован и оценён, Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО принимает окончательное решение на ежегодной сессии. Также Комитет может отложить решение и запросить дополнительную информацию об объекте у выдвигающей его страны [8] .

    Списки всемирного наследия по странам и регионам

    Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО (интерактивная карта)

    Страны с наибольшим числом объектов Всемирного наследия (2021 год).

    Сессии комитета всемирного наследия ЮНЕСКО

    • 1-я (1977 год, Франция)
    • 2-я (1978 год, США)
    • 3-я (1979 год, Египет)
    • 4-я (1980 год, Франция)
    • 5-я (1981 год, Австралия)
    • 6-я (1982 год, Франция)
    • 7-я (1983 год, Италия)
    • 8-я (1984 год, Аргентина)
    • 9-я (1985 год, Франция)
    • 10-я (1986 год, Франция)
    • 11-я (1987 год, Франция)
    • 12-я (1988 год, Бразилия)
    • 13-я (1989 год, Франция)
    • 14-я (1990 год, Канада)
    • 15-я (1991 год, Тунис)
    • 16-я (1992 год, США)
    • 17-я (1993 год, Колумбия)
    • 18-я (1994 год, Таиланд)
    • 19-я (1995 год, Германия)
    • 20-я (1996 год, Мексика)
    • 21-я (1997 год, Италия)
    • 22-я (1998 год, Япония)
    • 23-я (1999 год, Марокко)
    • 24-я (2000 год, Австралия)
    • 25-я (2001 год, Финляндия)
    • 26-я (2002 год, Венгрия)
    • 27-я (2003 год, Франция)
    • 28-я (2004 год, Китай)
    • 29-я (2005 год, ЮАР)
    • 30-я (2006 год, Литва)
    • 31-я (2007 год, Новая Зеландия)
    • 32-я (2008 год, Канада)
    • 33-я (2009 год, Испания)
    • 34-я (2010 год, Бразилия)
    • 35-я (2011 год, Франция)
    • 36-я (2012 год, Россия)
    • 37-я (2013 год, Камбоджа)
    • 38-я (2014 год, Катар)
    • 39-я (2015 год, Германия)
    • 40-я (2016 год, Турция)
    • 41-я (2017 год, Польша)
    • 42-я (2018 год, Бахрейн)
    • 43-я (2019 год, Азербайджан)
    • 44-я (2021 год, Китай)
    • 45-я (2022 год)

    См. также

    • Список всемирного наследия, находящегося под угрозой
    • Нематериальное культурное наследие
    • Память мира — всемирное документальное наследие
    • Культурный ландшафт

    Примечания

    1. ↑World Heritage ListАрхивная копия от 23 июня 2017 на Wayback Machine, Официальный сайт комитета всемирного наследия ЮНЕСКО
    2. ↑ 2,02,12,22,3Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия(неопр.)(недоступная ссылка). Агентство по охране культурного наследия республики Дагестан. Сетевое издание «Сайт Агентства по охране культурного наследия Республики Дагестан» (15 января 2018). Дата обращения: 4 марта 2019.Архивировано 23 марта 2018 года.
    3. ↑Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны, 18 октября 1907 года(неопр.)(недоступная ссылка). Международный комитет Красного Креста. СПб: «Издательство Российского МИД», (1908). — «»Статья 27 При осадах и бомбардировках должны быть приняты все необходимые меры к тому, чтобы щадить, насколько возможно, храмы, здания, служащие целям науки, искусств и благотворительности, исторические памятники, госпитали и места, где собраны больные и раненые, под условием, чтобы таковые здания и места не служили одновременно военным целям. Осаждаемые обязаны обозначить эти здания и места особыми видимыми знаками, о которых осаждающие должны быть заранее поставлены в известность». «Статья 56: Всякий преднамеренный захват, истребление или повреждение подобных учреждений, исторических памятников, произведений художественных и научных воспрещаются и должны подлежать преследованию».». Дата обращения: 4 марта 2019.Архивировано 4 марта 2019 года.
    4. ↑ В благодарность за помощь, оказанную при сохранении храмов Абу-Симбел, четырём важнейшим государствам-донорам правительство Египта передало в дар небольшие храмовые комплексы из долины Нила близ Асуана — храмы были по той же технологии перевезены и установлены: в Нью-Йоркском Метрополитен-музее (Храм Дендур); в Мадридском Западном парке (Дебод; в Лейденском музее (Храм из Тафиса) и в Туринском Египетском музее ( Храм Эллезии[en] ) — см. англ. источник
    5. ↑ЮНЕСКО не признаёт «Херсонес Таврический» российским — Газета.RuАрхивировано 30 марта 2016 года.
    6. ↑Список критериев на официальном сайтеАрхивировано 12 июня 2016 года.(англ.)
    7. ↑Россия будет ежегодно предлагать объекты в список ЮНЕСКО, на очереди Псков и Свияжск(неопр.) . tourism.interfax.ru. Дата обращения: 9 апреля 2016.Архивировано 23 апреля 2016 года.
    8. ↑Порядок включения объекта в список всемирного наследия ЮНЕСКО на официальном сайтеАрхивировано 27 июня 2010 года.(англ.)

    Ссылки

    • Текст «Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия»(рус.)
    • Сайт всемирного наследия ЮНЕСКО(англ.)
    • Конвенция об охране подводного культурного наследия(рус.)
    • nhpfund.ru — Фонд «Охрана природного наследия»
    • Список объектов со ссылками по каждому пункту(англ.)
    • Всемирноенаследие в энциклопедии издания «Вокруг света»
    • Всемирное наследие: почему ЮНЕСКО может лишить Стоунхендж этого статуса? // ТАСС, 3 ноя 2021

    Что такое Всемирное наследие?

    Я ужасалась, когда в 2001 году талибы уничтожили в афганской долине статуи Будды. В мире всего-то 845 памятников культуры, которые входят в общий список Всемирного наследия человечества!

    Всемирное наследие — две конвенции Юнеско

    Идея была прекрасная — привлечь внимание общества к защите памятников человеческой истории.
    Когда в 1972 году была заключена конвенция об охране наследия человечества, то сначала подразумевались рукотворные памятники (Великая Китайская стена, Шартр, Кремль), но вскоре список стал пополняться такими объектами, как водопад Виктория или Беловежская пуща. Не созданные человеком, эти объекты все же были его наследием, и нуждались в его защите.

    В 2003 году заключили еще одну конвенцию, касающуюся «нематериальных» объектов наследия. В эту категорию входят национальные традиции, праздники, искусства и промыслы. Но слово «нематериальные» не очень подходит. Возможно, танцы и хоровое пение руками не потрогаешь, но Алансонское кружево (внесено в список в 2010 году) или неаполитанская пицца (2017 год) — это вполне материальные вещи.

    География Всемирного наследия

    На европоцентризм списка Всемирного наследия часто жалуются. И тут есть доля правды.
    Объекты Всемирного наследия по регионам (2018 год):

    • Европейские страны — 467;
    • Азиатские страны — 300;
    • Африканские страны — 135;
    • Америка (Северная и Центральная) — 106;
    • Америка (Южная) — 78;
    • Океания — 30.

    И это не только исторические памятники, сюда включены «молодые» объекты — в 2010 году оперный театр Сиднея, в 2017 году — дома Корбюзье.

    Защита Всемирного наследия

    Попытки остановить разрушения культурных и природных ценностей всегда были проблематичны: за сохранность памятников отвечает государство, а у него свои приоритеты.
    Но все становится совершенно безнадежным, когда государство не в состоянии контролировать свою территорию.

    Вандалы, террористы и подпольные антиквары хуже, чем стихийные бедствия. Когда я слышу, что делает ИГИЛ со Всемирным наследием в Сирии, то сомневаюсь, что к концу 21-го века от этого наследия вообще что-то останется.

    Читать весь отзыв Cвернуть отзыв
    Комментировать
    Комментарии 0
    4 года назад

    О том, что такое Всемирное наследие ЮНЕСКО, мне довелось узнать в 9 лет, когда весь наш 4-й класс поехал на экскурсию в Мирский замок. Изначально мне казалось, что это что-то вроде 7-ми чудес света, только перечень гораздо больше. Но я был прав лишь наполовину.

    О Всемирном наследии ЮНЕСКО

    Сама организация ЮНЕСКО появилась еще в 1945-м году. Она создавалась для того, чтобы укреплять мирные отношения между людьми, принадлежащими к разным расам, национальностям и религиям путем сотрудничества в областях науки, культуры и образования.

    В начале 70-х годов прошлого столетия этой организацией был создан список, в который входили памятники истории, экологии и искусства.

    Несмотря на то, что каждый памятник Всемирного наследия представляет собой своего рода чудо, человечество не спешило расширять список 7-ми чудес Древнего мира. Объекты из перечня ЮНЕСКО имеют огромное культурное значение для человечества, но все же отличаются от 7-ми знаменитых чудес :

    • в список Всемирного наследия входят объекты, созданные как человеком, так и самой природой;
    • в каком-то смысле, этот список 7-ми чудес и его неприкосновенность сам имеет культурную и историческую ценность, так как этот перечень был составлен еще великими умами античности;
    • немаловажную роль играет число 7, раньше оно считалось символом совершенства, список не расширялся, часто одни чудеса просто заменялись другими.

    Интересно то, что наибольшее количество объектов Всемирного наследия находится в Италии.

    Как получить статус объекта Всемирного наследия

    Если страна считает, что на ее территории находится важный для человечества объект, то она может указать его в специальном перечне, который потом подаст на рассмотрение в ЮНЕСКО. За год нельзя предлагать больше 2-х объектов для 1 страны.

    Затем проводятся определенные проверки и заседания, во время которых организация решает, достойна ли достопримечательность такого почетного звания. Все это занимает около 2-х лет. Окончательное решение о присвоении статуса объекта Всемирного наследия принимается на ежегодной сессии.

    Читать весь отзыв Cвернуть отзыв
    Комментировать
    Комментарии 0
    5 лет назад

    Я одно время работала в непосредственной близости от Кремля и иногда выходила прогуляться по Красной площади, заполненной туристами, стремящимися прикоснуться к прекрасному – Всемирному наследию.

    Что представляют собой объекты Всемирного наследия

    К объектам Всемирного наследия относятся не только творения человеческих рук, имеющие исключительную культурную ценность. Это еще и природные комплексы, чья красота и эстетическая важность признаны имеющими значение для всего человечества, например, вулканы Камчатки, Беловежская пуща.

    С 2001 года во Всемирное наследие стали включать значимые культурные явления. Для таких объектов придумали термин «нематериальное наследие человечества». Это традиционные национальные карнавалы, церемонии, фольклор, ремесла. В пример можно привести аргентинское танго и даже средиземноморскую диету.

    Объекты Всемирного наследия относятся к международной организации ЮНЕСКО.

    А всего таких объектов в России по состоянию на 2017 год насчитывается 28.

    Угрозы Всемирному наследию

    Многие природные и культурные памятники постоянно находятся под угрозой уничтожения. Например, в Сирии, где продолжается гражданская война, под угрозой находятся 6 памятников мировой архитектуры.

    Помимо войн, есть другие факторы риска:

    • природные явления чрезвычайного характера;
    • проблемы экологии;
    • недостаточность усилий по поддержанию и сохранению памятников;
    • неконтролируемая и незаконная застройка исторических улиц.

    Величественное природное наследие

    По-настоящему проникаешься величием природных объектов Всемирного наследия, кода видишь их своими глазами. Мне повезло побывать на озере Байкал.

    Опуская миллион слов о невероятных красотах Байкала, хочу сказать про ощущения. Здесь в полной мере осознаешь себя человечком – крохотной песчинкой во Вселенной.

    Но это не подавляющее чувство, а, напротив, вдохновляющее, успокаивающее, упорядочивающее мысли. Благодаря ему вся система ценностей выстраивается правильным образом.

    Думаю, в этом и есть суть и предназначение Всемирного наследия.

    Читать весь отзыв Cвернуть отзыв
    Комментировать
    Комментарии 0
    5 лет назад

    Я посетил немало стран и заметил, что наибольшей популярностью у туристов пользуются достопримечательности с богатой историей. Старый храм, возведенный во времена крестовых походов, гораздо привлекательней для туриста чем современный торговый центр, хоть там и нет фудкорта. Достопримечательности притягивают путешественников со всех концов света. Что же в них такого притягательного? Объекты древности, видевшие рождения и смерти великих империй, становятся зеркалом эпохи, отражающим культуру и традиции своего времени.

    В чем ценность объектов всемирного наследия

    Если вы тоже гуляли по центру Рима и видели остатки древнего Колизея, то знаете это чувство, словно соприкасаясь с наследием всемирной истории, мы ощущаем себя сопричастными ей и даже находясь за тысячи километров от дома, не чувствуем себя чужими. Ведь ничто не хранит в себе историю нашей планеты и цивилизации так, как древние постройки и природные объекты. И если первые лишь зеркальное отражение присутствия человека на земле, то руками природы пишется история целой планеты. И эта история представляет собой неисчерпаемый источник знаний для ученых всех мастей. Вот краткий список критериев, по которым объект попадает в список всемирного наследия:

    • Представляет культурную ценность для цивилизации.
    • Выдающееся инженерное сооружение олицетворяет важный период истории.
    • Воплощает традиции, идеи и верования, значимые для всего мира
    • Представляет значительный этап геологической эволюции земли.
    • Служит домом для редких либо исчезающих видов флоры и фауны.

    Почему наследие важно сохранить

    В 2007 году ЮНЕСКО впервые исключила объект из списка всемирного наследия. Им оказался «Резерват аравийского орикса» в Омане. Произошло это по причине безответственного отношения местных властей к проблемам браконьерства в заповеднике. В результате исчезающие белые ориксы почти полностью вымерли. Резерват утратил свою исключительность, а человеческое наследие стало немного беднее. Этот пример иллюстрирует одну не очевидную вещь: ресурсы нашей планеты исчерпаемы и если не беречь их, то это приведет к необратимым последствиям.

    ИНФОРМАЦИЯ О МУЗЕЕ «КИЖИ»
    афиша, расписания, услуги, цены, мероприятия.

    Объект всемирного наследия ЮНЕСКО «Кижский погост»

    Подробнее:

    Кижский погостКижский погост включён в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО

    1. Краткое описание (резюме):

    Архитектурный ансамбль Кижского погоста располагается на узкой косе в южной части небольшого острова Кижи — одного из островов Кижского архипелага в Онежском озере. В архитектурный ансамбль входят две деревянные церкви, построенные в 18-м веке — Преображенская и Покровская и восьмиугольная деревянная колокольня, построенная в 1862 г., перестроенная в 1874 г.

    Первое упоминание о храмах на острове Кижи в исторических документах относится к XVI в. В 1693 г. они сгорели от удара молнии и на их месте были построены ныне существующие церкви.

    Ансамбль является свидетельством высокоразвитого плотницкого мастерства русского народа. В настоящее время Кижский Погост — это единственный из сохранившихся на территории России ансамблей, в состав которого входят две многоглавые деревянные церкви. Преображенская церковь — исключительный по своему архитектурно-планировочному и конструктивному решению памятник, не имеющий аналогов в русской и мировой деревянной архитектуре. Воспринимаемая местными жителями как чудо, церковь породила легенду о Мастере Несторе, построившем 37 — метровую церковь одним топором и без единого гвоздя. Церковь Преображения использовалась для богослужений в летнее время, когда верующие съезжались на службу из отдаленных концов прихода. По данным дендрохронологического анализа храм был построен после 1713/1714 гг. Крестообразный план церкви образован центральным восьмистенным срубом с четырьмя двухъярусными пристройками-прирубами, обращенными по сторонам света. С двух сторон к нефу примыкает трапезная, к которой с запада пристроено крыльцо с двумя лестничными всходами. Церковь Преображения, чей центральный купол достигает 37 метровой высоты, является уникальным примером многоярусных, многоглавых и целостных построек (шедевром многоярусного, многоглавого и цельного здания). Центральный объем церкви, сформированный тремя восьмигранными срубами, завершается крышами в форме «бочек» (кровли, верхняя часть которых по форме напоминает горизонтальный цилиндр, и скаты которых сходятся вверху, образуя остроконечный конек) Над центральным объёмом, покрытым тремя восьмигранными срубами, зодчие установили бочки (кровли с завершением наподобие цилиндра, установленного в горизонтальном положении и верхней поверхностью, сходящейся в остроконечный конек), увенчанными 22 луковичными главками. Внутри, под сводом так называемого «неба» — потолка в форме усечённой пирамиды — расположен позолоченный деревянный иконостас с 102 иконами 17–18 веков.

    Зимняя церковь Покрова Богородицы имеет более простую композицию и относится к церквям «корабельного типа». Построенная в 1764 г. церковь относится к типу «восьмерик на четверике» Ее нарядное девятиглавие является уникальным для русской деревянной архитектуры. Подобный конструктивный тип церквей обычно завершался шатром. Корона из восьми главок окружает центральную главу, которая расположена на высоте 27 метров, что придает центральному прямоугольному пространству церкви более статичный вид. С восточной стороны в пятигранной апсиде расположен алтарь. С запада пристроено длинное крыльцо с одним лестничным всходом.

    Композиция 30-ти метровой колокольни решена по традиционной схеме — «восьмерик на четверике», с высоким, в 2/3 высоты сруба, четвериком. Над восьмериком устроена звонница с девятью столбами, поддерживающими шатер, увенчанный лемеховой главкой с крестом.

    Кижский Погост является уникальным памятником русского деревянного зодчества, одним из общепризнанных шедевров мировой архитектуры, который отличают гармония форм, соразмерность объемов, художественное единство построенных в разное время сооружений. Памятники тесно связаны с окружающим ландшафтом и являются прекрасным примером гармонии между природой и архитектурой, они являются также и зримым выражением понятия «национальный ландшафт»,

    2. Критерии, по которым ансамбль был включен в список ОВН

    Критерий I: Воспринимаемый жителями Карелии как «настоящее восьмое чудо света» архитектурный ансамбль Кижского Погоста является поистине уникальным художественным достижением. Это достигается не только сочетанием двух многоглавых церквей и колокольни в единой ограде, но и тем, что необычно спроектированные, идеально пропорциональные деревянные постройки находятся в совершенной гармонии с окружающим ландшафтом.

    Критерий IV: Из пяти сохранившихся погостов на северо-западе территории России, Кижский погост является выдающимся примером архитектурного ансамбля типичного для малонаселенных районов средневековых и постсредневековых православных поселений, где проповедникам приходилось справляться с проблемой широко разбросанных христианских общин и суровым климатом. Доступный по суше или воде погост объединял религиозные здания, которые временами могли использоваться для других целей; например просторный притвор использовался как зал общественных собраний крестьян.

    Критерий V: Ансамбль Кижского погоста и постройки, сгруппированные в виде музейной экспозиции на острове Кижи, являются исключительными примерами традиционной деревянной архитектуры Карелии, Севера России и в целом региона Фенноскандии. Русские плотники, чья слава восходит к средневековому Новгороду, достигли апогея в плотницком искусстве. Необратимые изменения привели к тому, что это традиционное искусство исчезает. Следовательно, абсолютно необходимо, чтобы такие ансамбли как ансамбль Кижского погоста были сохранены как иллюстрации истории древнего мастерства, примеры былого образа жизни.

    3. Целостность

    Все компоненты, выражающие ВУЦ объекта находятся в его границах и создают полное представление об объекте наследия и его значимости. Целостность архитектурного ансамбля Кижского Погоста, окруженного оградой, сохранилась в значительной степени и не нарушена современной жизнью, не утрачена вследствие небрежения.

    Приходские храмы на о. Кижи издревле были не только центрами духовной жизни округи, но являлись символом общности огромного крестьянского мира, объединенного экономическими, социальными, родственными узами. По этой причине церковь, кладбище и иные постройки, необходимые для религиозной жизни общины, простирающейся на большой территории, были сосредоточены в одном месте.

    Кижский погост уже несколько сотен лет является доминантой целостной территории. В плане три основные сооружения стоят в вершинах треугольника, что создает целостность зрительного образа. До настоящего времени сохранились структура деревень и ландшафт, отражающие систему традиционного крестьянского землепользования, которые не нарушены современным строительством. Для сохранения этого, необходимо контролировать деятельность в непосредственной близости объекта и его окружения составляющие.

    4. Подлинность

    Кижский Погост является материальным свидетельством расцвета плотницкой культуры. В постройках ансамбля воплощены наиболее традиционные методы строительства, конструктивные и декоративные элементы, применяемые в русской деревянной архитектуре на протяжении многих веков.

    За свою историю памятники несколько раз ремонтировались. Так, в XIX в. церкви были обшиты тесом и покрашены в белый цвет, купола покрыты металлическими листами. Первоначальный облик храмам был возвращен в процессе реставрации 1949–1959 гг. В 1980–1983 гг. в интерьере Преображенской церкви были установлены силовые леса, для чего были разобраны детали интерьера и иконостас.

    В то же время, несмотря на эти вмешательства, постройки не подвергались фундаментальной реконструкции или реставрации, поэтому значительная часть их конструкций и материала сохранились в первозданном виде. Для сохранения подлинности, необходимы реставрационные критерии и руководства, чтобы принимать решения по обработке элементов различных периодов, в частности, элементов с историческими метками.

    Кижский Погост знаменует важный этап становления православия на Русском Севере. Богослужения в храмах проводятся на протяжении всего времени их существования за исключением советского периода 1937–1994 гг.

    5. Требования по сохранению и управлению

    Кижский погост является памятником истории и культуры федерального значения, охраняется государством (Федеральный закон № 73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002). В соответствии с Указом Президента Российской Федерации, в 1993 г. он отнесен к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации. Учреждение зон охраны (буферных зон) Кижского Погоста будет решающим для сохранения визуальной целостности исторического ландшафта и гарантией того, что развитие не скажется на условиях целостности объекта и его окружения. Большое внимание должно быть уделено установлению эффективного партнерства между властями, бизнесом и сообществом, стратегическому планированию развития объекта, вопросам защиты исторического ландшафта, развитию культурной и исторической дестинации Кижского Погоста. Необходимо четко определить специфические особенности важных элементов территории и установить законные формы их использования.

    «План управления объектом Всемирного наследия Кижский Погост» является важным инструментом для сохранения Выдающейся Универсальной Ценности и координации деятельности всех заинтересованных сторон. В настоящее время памятники Кижского Погоста находятся в оперативном управлении Государственного музея-заповедника «Кижи», который осуществляет деятельность по их мониторингу, сохранению и реставрации. Как особо ценный объект культурного наследия, Кижский Погост круглогодично охраняется пожарно-спасательной частью и специальным подразделением полиции.

    Сохранение условий подлинности и целостности на базе Выдающейся Универсальной ценности объекта требует понимания особых условий его природного и архитектурного окружения и развития критериев для выбора методов реставрации для конструкций и элементов памятников. Реставрация Преображенской церкви, по завершении которой будут восстановлены все исторические конструкции памятника, его интерьер и иконостас, является приоритетом, а знания, полученные в процессе реставрации, будут иметь решающее значение для решения конкретных проблем сохранения культурного наследия.

    Ссылки и документы:

    © Музей-заповедник «Кижи»
    Особо ценный объект культурного наследия народов Российской Федерации.
    Кижский погост входит в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

    Все материалы сайта не предназначены для лиц моложе 12 лет.
    Допускается копирование и цитирование всех материалов, размещённых на сайте музея-заповедника «Кижи» (kizhi.karelia.ru), если цитируемое сопровождается точной активной ссылкой на оригинал и указанием всех правообладателей (в том числе музей-заповедник «Кижи»). При использовании любых материалов в печатных изданиях необходимо получить согласие от администрации музея на публикацию. По вопросам использования изображений необходимо ознакомиться с Положением о правилах использования изображений музейных предметов и музейных коллекций, а также зданий и памятников.
    Во исполнение положений статьи 10.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года №152-ФЗ «О персональных данных» Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» информирует о том, что любая обработка персональных данных, размещенных музеем на настоящем сайте, без получения согласия субъекта на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, не допускается.

    Источник https://xn--h1ajim.xn--p1ai/index.php/%D0%92%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B5

    Источник https://travelask.ru/questions/83071-chto-takoe-vsemirnoe-nasledie

    Источник https://kizhi.karelia.ru/info/about/unesco

    Читать статью  Культурное наследие Центральной России
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: