Маршрут «Путешествие по северу Черногории»
Для большинства туристов Черногория – это, во-первых, побережье, а, во-вторых, тоже побережье. Но, если есть и время, и желание, то можно увидеть совсем другую Черногорию. Ту самую, где горы встречаются с небом, где на дне каньонов бурлят могучие и чистейшие горные реки, а среди скал вдруг обнаруживается шумный водопад, где в зелени реликтовых лесов прячутся ледниковые озера и пещеры…
Содержание:
- День 1. Будва – Жабляк
- Будва – Монастырь Морача
- Монастырь Морача – Колашин
- Колашин – Биоградское озеро
- Биоградское озеро – Мост Джурджевича
- Мост Джурджевича – Черное озеро
- Жабляк – Боботов Кук
- Боботов Кук – Пивское озеро
- Пивское озеро – Плужине
День 1. Будва – Жабляк
В Черногории все это можно увидеть даже одним днем (если вы очень торопитесь). Но тогда приготовьтесь к тому, что придется выехать очень рано, в 5 — 6 часов утра, провести много часов за рулем и отказаться от посещения некоторых очень интересных мест.
Лучшим вариантом будет запланировать маршрут на 2-3 дня, с ночевкой в Жабляке. Так вы сможете насладиться поездкой по полной программе.
Обязательно возьмите с собой одежду потеплее (это север и горы), удобную обувь, платок для посещения монастырей и купальные принадлежности.
Будва – Монастырь Морача
Первая точка нашего маршрута – монастырь Морача. От Будвы до монастыря 111 км, прямо на север по E80. Но не стоит планировать преодолеть это расстояние за 2 часа, потому что по дороге не раз и не два захочется остановиться.
Дорога очень впечатляет. Скалы возвышаются по обе стороны, иногда нависая над головой. Создается впечатление, будто двигаешься по дну узкого ущелья. Это могло бы быть страшно – если бы не было так красиво!
Поездка на арендованной машине очень отличается от экскурсии – мы можем остановиться в любом месте, где захочется сделать красивое фото, а не только там, где может встать автобус. А на каньоне мест для панорамных фото будет очень много. В длину каньон – 9 км, а в глубину в некоторых местах – больше 1000 метров!
Читайте также: Заправки в Черногории
Если любите экстрим – остановитесь на точке Most na sajlama. Старый подвесной мост через каньон Морачи вам непременно понравится.
Обязательно притормозите у ущелья Платие. Впрочем, вы в любом случае притормозите, это место еще никого не оставило равнодушным.
Здесь Морача почти уходит вглубь скал, прячется. Ширина между берегами порядка 50 м, а глубина около 700 м. Скалы возвышаются над головой и видна лишь узкая полоска неба. Самая глубокая точка – на трассе возле 2-го тоннеля. Здесь всегда тень… Если повезет – можете увидеть парящего высоко над головой орла. Или горных козлов на склоне.
Высокогорный монастырь Морача расположен ближе к концу каньона, чуть не доезжая до города Колашин. Здесь и сейчас живут монахи, возделывают землю, ухаживают за пасекой.
Монастырь Морача
Монастырь был основан в середине 13 века и имеет долгую и славную историю. Он веками служил форпостом православия в борьбе с турками. Один раз не отбился, был осквернен турками и покинут монахами. Но возродился снова.
Место это очень тихое, спокойное и умиротворенное. Паломники с удовольствием проводят здесь полчаса или больше. И увозят с собой оливковое масло, освященное рукой святого великомученика Харлампия. А еще – местный мед и ракию. И вино – одно из вкуснейших в Черногории. Оно не имеет характерного привкуса алкоголя, так что понравится даже непьющим.
Время работы и контакты
близ г. Колашин, Черногория
Цены
Соблюдайте правильную форму одежды.
Вдоль каньона идет пешая тропа. Прогулка по ней будет прекрасной альтернативой тем, кто не любит посещать монастыри, но приехал вместе с верующими. Восточнее монастыря можно полюбоваться на водопад Светигора.
Монастырь Морача – Колашин
Следующая точка нашего маршрута – городок Колашин.
В самом городе есть две диковинки: Центральная площадь, вымощенная деревом, и фонтан, который работает круглый год (зимой подается горячая вода).
За городом – бывший турецкий пороховой склад, который отродясь «не нюхал пороха». Архитектор построил его крестом – специально, или так получилось – неизвестно. Турки страшно разозлились и архитектора казнили, но здание осталось. Конечно, по прямому назначению его использовать не стали. Расположен в 500 м к югу от центра города.
В Колашине можно остановиться на день-два и отдохнуть от жаркого побережья. Летом к вашим услугам множество развлечений: джип-сафари, рафтинг, верховая езда, пешие маршруты по горам и озерам и много другое.
Колашин – Биоградское озеро
Едем дальше. Через 22 километра пути – заповедник Биоградска гора. Отличное место для прогулки вокруг озера, неспешной, увлекательной рыбалки, треккинга.
Вокруг Биоградского озера проложена пешеходная тропа – прогулка по ней займет примерно час и будет вполне по силам даже детям. Тропа проходит через лес, мостиками через ручьи, мимо реликтовых папоротников. Для детей есть специальная программа с шарадами и разными заданиями, чтобы они чувствовали себя настоящими исследователями!
Парк расположен на высоте 1000 метров над уровнем моря и первое впечатление у всех, кто сюда попадает: вы прокатились на машине времени. Кругом зеленые деревья, зеленый мох на стволах, даже вода в озере зеленая. Зеленое царство! И, кстати, насчет машины времени – чувства вас не обманывают. Этот лес и в самом деле очень древний, реликтовый. Если вы серьезно увлекаетесь ботаникой, то, конечно, оцените возможность посмотреть сразу более 2000 видов растений, многие из которых уникальны.
Ну, а если ботаника прошла мимо. то огромные лопухи все равно произведут сильное впечатление.
Возраст самых старых деревьев можно узнать, прочитав специальные таблички рядом с ними.
Заповедник находится рядом с городом Мойковац, и другим транспортом, кроме автомобиля, сюда не добраться. Автобус доходит только до поворота к Биоградской горе, а оттуда придется идти пешком далеко и в гору.
Здесь довольно прохладно, захватите теплую одежду и удобную обувь.
Биоградское озеро – Мост Джурджевича
Дальше начинается национальный парк Дурмитор. Сам парк очень большой и за одно короткое посещение вы просто физически не сможете увидеть всех его красот. Сюда нужно приезжать несколько раз, а лучше – остаться на несколько дней и пожить. Но про это чуть позже.
А сейчас мы поедем вдоль каньона Тары – реки с чистейшей водой. Постепенно снижаясь, мы встретим три очень удобные площадки для фото и, наконец, сможем подойти к воде. Купаться здесь можно, но только людям закаленным – вода холодная, температура выше +12 не поднимается даже в самые жаркие дни.
Мост Джурджевича – это очень популярное место, поэтому здесь всегда людно. Высота моста в 172 метра не кажется чем-то запредельным, в мире есть мосты и повыше. Но именно на этом, реально, захватывает дух. Вокруг горные пейзажи, а далеко внизу шумит Тара, по которой спускаются рафтеры в ярких жилетах.
Несколько технических подробностей: длина моста – 365 метров, высота – 172 метра, пять арок. Сам он немного выгнут и построен без пешеходной части, но ходить по нему можно.
Для тех, кто любит экстрим, рядом с мостом оборудован ZipLine: один подлиннее, стоимость 20 евро, другой короче – 10 евро. Никакой бюрократии, подписания документов и прочего – подходишь, сообщаешь свой вес и летишь над каньоном как птица! В полете можно снимать, но телефон держите покрепче.
Мост Джурджевича – Черное озеро
Следующая точка нашего маршрута – город Жабляк. Здесь мы и заночуем. Отелей в городе много, на любой вкус и кошелек. Заселиться лучше сразу по приезду, и уже после этого отправиться на Черное озеро встречать закат. Часам к шести вечера «автобусники» уже разъедутся и вся дивная красота этого места достанется вам и только вам.
Если вы не планируете ночевки, то едем прямо на Черное озеро.
Черное озеро, или Црно-Езеро, входит в ТОП самых красивых озер Черногории. На самом деле озер два, и это действительно «очи гор». Озера соединяет небольшая перемычка. Летом она пересыхает.
Вход на территорию национального парка платный – 3 евро. Машину можно оставить на бесплатной парковке у входа.
От парковки до озера идет дорожка через лес, расстояние – около километра. Вы можете пройти этот путь пешком, либо можете арендовать велосипед или квадроцикл и покататься по территории парка.
Вид озера завораживает. В солнечную погоду вода в нем глубокого бирюзового цвета, плавно переходящего в иссине-черный. “Виноваты” в такой окраске водоросли, растущие в нем. Вокруг – горные вершины. По левую руку виднеется высшая точка Черногории – гора Боботов Кук. Можно искупаться, хотя вода довольно прохладная.
Говорят, на Черном озере самые красивые закаты в Черногории. А если вы догуляли до ночи – поднимите голову вверх – и вы увидите россыпь необыкновенно ярких звезд…
Не менее здорово здесь ранним утром: поверхность озера настолько гладкая, что вы можете смотреться в него, словно в зеркало, а мягкий свет идеален для фото.
Зимой Черное озеро тоже прекрасно.
На берегу озера есть неплохой ресторан с национальной кухней – Crno jezero.
День 2. Жабляк – Будва
Второй день нашего путешествия можно провести двумя способами:
- Попробовать себя в качестве альпиниста и подняться на гору Боботов Кук.
- Полюбоваться на гору с дороги, добраться до Плужине и провести полдня на пляже Пивского озера.
Выбирайте, что вам больше по душе. Если предпочтете подъем, обязательно закупитесь едой и водой с вечера: день будет насыщенным и лучше выехать из Жабляка до 7 утра.
Жабляк – Боботов Кук
Направляемся в сторону горы Боботов Кук. Узкая полоса асфальта поднимается вверх, кажется, прямо к облакам. Вокруг каменистое плато, со всех сторон окруженное скалами.
Здешний горный массив – это мини-Альпы. Точно так же за каждым поворотом открывается совершенно новый пейзаж и приходится напоминать себе, что основное внимание нужно уделить дороге.
По пути нам встретятся несколько отличных видовых точек. Одна из них – перевал Sedlo. Отсюда открывается красивый вид на гору Седло. Для путешественников имеются скамеечки, специально для любования.
Перекусить можно в ресторанчике у горы. Здесь подают лишь три блюда: суп из ягнятины, вареную ягнятину и кефир. Бонусом идут виды – красота вокруг, что называется, подана “по категории люкс”.
Боботов Кук называют самой высокой горой Черногории. Эти сведения есть даже в Википедии. Но на самом деле это не так – в массиве Проклетие есть вершины повыше. Тем не менее, ее высота – 2523 метра над уровнем моря. С ее вершины можно увидеть Ловчен – гору, расположенную на побережье.
Подъем занимает около 3-4 часов. Если у вас для поездки по северу Черногории есть только один день, то любуемся на горные пейзажи с дороги и отправляемся дальше.
К вершине Боботов Кук ведут несколько пешеходных маршрутов, разработанных специально для туристов. Весь путь помечен красными кружками со стрелками, на сложных участках есть страховочные веревки.
Самые короткие маршруты начинаются от перевала Sedlo и от поселения Dobri do. Отсюда подъем занимает всего 3 — 4 часа. Продолжительность зависит от того, насколько вы подготовлены, как быстро намерены идти и как часто будете останавливаться, чтобы сделать селфи на фоне скал. Нереально красивые виды открываются после каждого перевала. Если повезет, можно поймать в объектив горных козлов.
Поначалу восхождение не выглядит слишком сложным, красные метки не дают заблудиться. Но чем выше – тем круче уклон. Последние метры можно преодолеть только держась за тросы. Словом, для этого испытания нужна некоторая подготовка, хотя альпинисты считают маршрут “детским”.
Кроме удобной обуви и головного убора обязательно возьмите воду, еду и солнцезащитный крем.
Боботов Кук – Пивское озеро
Еще одно место, безусловно, стоящее вашего внимания – дорога через Трсу. Открыта она только полгода, с июня по ноябрь. Остальное время она засыпана снегом и ее не чистят.
Путешествие по ней мы рекомендуем только тем туристам, которые уверенно чувствуют себя за рулем – дорога узкая, со встречными машинами приходится разъезжаться буквально по краю пропасти. То и дело по пути попадаются пасущиеся овцы. Но красота ее несомненно стоит всех этих трудностей.
Следующая точка маршрута – Пивское озеро. Это самое высокогорное искусственное озеро на планете (600 метров над уровнем моря, глубина 188 метров). Оно образовалось в 1975, после постройки ГЭС на Пивской реке.
Озеро – еще одна жемчужина Черногории. На первый взгляд его можно принять за реку – такое длинное и узкое. Похоже на норвежский фьорд, особенно в пасмурную погоду. А в солнечный день вода изумрудная. Вид со смотровой площадки Пивско језеро observation platform очень красив. Впрочем, красива вся дорога от верха и до низа. В любом месте можно останавливаться и снимать панорамные виды.
От смотровой площадки по Орлиной дороге спускаемся к самому озеру. На коротком отрезке горного серпантина вас ждут 11 тоннелей, выдолбленных вручную. Орлиной дорогой можно за несколько минут спуститься на 400 метров.
И внизу вас тоже ждет изумительное место. Выезд из тоннеля, скалы вокруг и зеркальная водная гладь, в которой они отражаются… Надеемся, место на карте памяти еще осталось.
Пивское озеро – Плужине
Сразу за мостом расположился городок Плужине. Здесь можно передохнуть, пообедать и искупаться в Пивском озере.
Стоит сказать, что очень бережно здесь обошлись со старинным монастырем, который должен был оказаться под водой при постройке ГЭС. Пивский монастырь 16 века был аккуратно разобран и перенесен на новое место. Целых 12 лет велись работы. Расходы превысили смету на строительство плотины. Все строения были разобраны, каждый камень пронумерован и потом облик монастыря был в точности воссоздан, в том числе – старинные фрески.
В Монастыре можно побывать. Он очень интересен, напоминает скорее крепость, чем культовое сооружение. Окон нет, одни бойницы. В самом здании нет колоколов – колокол снаружи, в специальной беседке.
На территории очень красиво, растут фруктовые деревья. Повсюду лавочки для отдыха. Туристы сюда приезжают не слишком часто, так что место очень спокойное.
После осмотра монастыря возвращаемся в Будву.
Путешествие по Черногории в сентябре | Отчет
Пейзаж с вершины горы Савин Кук (2313 м) в парке Дурмитор
Наше путешествие по Черногории началось достаточно неожиданно, ведь планировался поход по национальному парку «Дурмитор» и посещение всего пары городов Черногории…Но из-за непогоды все пошло не по плану. Что из этого в итоге получилось — читайте в статье.
Для нас казалось очень забавным и любопытным, как это в стране почти в 2 раза меньшей Запорожской области может поместиться 5 национальных парков, столько курортных городов и самый большой каньон в Европе. Вот и решили проверить.
Перед поездкой мы распечатали сербский разговорник, и оказалось, что этот язык очень похож на украинский и русский языки. Не удивительно, ведь Черногория – самая молодая страна Европы, отделившаяся от Сербии только в 2006 году.
Основная часть нашей группы и мы сами купили билеты на чартерный рейс авиакомпании «Wind Rose» через турагентство только за две недели до вылета. И 30-го августа «Airobus 320» доставил нас из аэропорта Борисполя прямиком на берег Боко-Которского залива в прибрежный город Тиват. Вылет был рано утром, поэтому пришлось провести ночь в аэропорту. Мы очень обрадовались, когда после полусонной ночи нам в самолете подали завтрак. Порции, как по мне, очень скромные и маленькие, но благодаря разнообразию удалось победить голод.
1 день — 30 августа. Знакомство с Монтенегро
Набережная в Тивате с пальмами
Километраж дня: 10 км
Нить маршрута: Тиват — Котор — Тиват
Отгадайте загадку! Кто первым встречает людей при выходе из аэропорта?
Правильно! Таксист:) А вернее, куча таксистов, которые готовы преследовать тебя днем и ночью)). Они, не задумываясь, скажут тебе, что до города не меньше 10 км. Хотя там всего 2км. В общем, таксисты очень напоминают цыган только без таланта гипноза.
Выйдя из аэропорта Тивата, мы пошли (так как у нас поход, мы «пошли»(!))) в сторону Тивата. И через километр нашли недорогой авто-кемпинг «BOVA», расположенный на берегу Боко-Которского залива. Он нам сразу очень понравился, и мы не стали искать лучшего места. Ведь тут есть все необходимое для только что прилетевших туристов: душ, туалет, розетки, Wi-Fi и самое главное – море! Место в доме на колесах стоит от 5-7 евросутки, место с палаткой – 3-4 евросутки с человека. Расположение авто-кемпинга удобное — недалеко от города и в пяти минутах от магазина. Кстати, о магазинах.
Стоит ли говорить, что цены в Черногории значительно выше, чем в Украине – в 2-3 раза. Официальная валюта – евро, поэтому лишний раз на курсе тратиться не приходится. А вот ассортимент продукции в Черногории небольшой (кроме печенья и других сладостей). В супермаркетах затариваться выгоднее, особенно если там действуют акции. Только вот проблематично было найти скрепки, которые по-черногорски — «шпиляки». Пришлось покупать целый набор – штук 40. Но не зря – они нам еще не раз пригодились!
Расположившись в кемпинге и накупавшись, решили не терять время и поехать в Котор. Автобус из Тивата в Котор ходит каждый час, но стоит по-разному (цена зависит от маршрута) — от 1-2 евро.
Изучаем Старый Котор по карте
Главной достопримечательностью Котора является Старый Котор. Место очень красивое, состоит из жилых старинных улочек с кирпичными домами, окруженные каменной стеной. Но самое главное – это атмосфера этого древнего городка. Кажется, все здесь расположено для туристов –хостелы, кафе, сувенирные лавки. Однако во всем соблюден единый архитектурный стиль.
Если не иметь карту, то можно тут ненадолго заблудиться. Хотя иногда даже полезно потеряться во времени и наслаждаться моментом. Именно такое с нами произошло, когда мы забрели на площадь Святого Луки и услышали чудесную музыку уличных музыкантов. Такое выступление не сравнится ни с каким симфоническим оркестром! Гулять под живую музыку по средневековым улочкам было невероятно приятно. Получили настоящее удовольствие!
Из старого города все выходят довольные и умиротворенные. Такими вышли и мы. Кстати, вид за пределами старого города поражает не меньше – вид на один из красивейших заливов Европы с рядом яхт. Ведь именно здесь в конце августа проходит Бокельская ночь – парад яхт, который считается одним из самых посещаемых мероприятий в Черногории.
Вход в Старый Котор — свободный. Подняться вверх по стене на вершину Старого Котора стоит 3 евро.
В Старом городе много ресторанчиков и сувенирных лавок, но цены просто зашкаливают по сравнению с ценами за стенами Старого Котора
А еще в Которе мы встретили много котов. По-моему, они заслуживают право быть символом Черногории. Ведут они себя по-особенному, по-черногорски – они очень неторопливы и спокойны.
2 день — 31 августа. Через всю Черногорию
Вид на Черное озеро в Дурмиторе с высоты
Километраж дня: 23 км
Нить маршрута: Тиват — Жабляк — г. Савин Кук — Жабляк
Цель дня – добраться из Тивата в Жабляк!
Докупив утром все необходимое, мы на 9:20 отправились к автобусной остановке Тивата, она же автостанция. Находится сие сооружение недалеко от аэропорта — примерно в километре и в пяти минутах от нашего кемпинга «Bova». Решили, что очень удобно будет ночевать тут и в ночь перед вылетом на Родину.
По поводу приготовления пищи. Долго сомневались, стоит ли брать черногорскую горелку с их баллонами (так как других тут нет) или наша мультитопливка нас не подведет. Решили не брать: во-первых, вес стал бы еще больше, и во-вторых, черногорского баллона на шесть человек хватило бы максимум на два приготовления пищи. К слову сказать, если кто-то все-таки решит брать, горелка стоит 5 евро, баллон – от 0,70 до 1 евро, и продается все это в любом магазине — будь то продуктовый ларек или супермаркет. Не удивляйтесь, что даже в ларьке с прессой нам попадались газовые баллоны.
Наперед забегая, сразу отмечу, что мультитопливка на местном бензине нас не подвела (а вернее, бензин не подвел). Приходилось только чистить её после каждого приготовления.
В Жабляке должен был начаться наш поход по национальному парку «Дурмитор».
Приехали в Жабляк примерно в 14:00. Проезд стоит 12 евро и плюс 1 евро за багаж! Кстати, по всей Черногории багаж стоит 1 евро, даже если проезд стоит почти столько же. Автобус еще делает 20-ти минутную остановку в Никшиче. Ехали мы часа 4, но дорога того стоила! Приходилось иногда даже пересаживаться с одного места на другое, чтобы лучше рассмотреть достопримечательности.
Вышли из автобуса и решили сразу идти в кемпинг «Kod Boce», до которого было всего два километра и разговаривать с людьми на автостанции Жабляка, которые предлагали нам жилье, не очень хотелось. Но один человек сумел, все-таки привлечь к себе внимание. Его манера общения и доброта (ну и цены, конечно же) покорили нас
Бобан оказался тем человеком, которому сразу хочется доверять. Оказалось, что у него было все то, что нужно нам: кто хотел спать в палатке — поставил палатку, кто хотел в домике – спал в домике. Это не отель, а хостел. Самый настоящий хостел, только с домашним уютом. Каждый вечер на кухне (она же и зал, и хозяйская спальня) собирались не только хозяева, но и некоторые постояльцы хостела. Общались на разных языках между собой, хотя основным был английский, а у дяди Юры – русский всегда был основным)) Нам казалось, что его понимают не хуже, чем он иностранцев. Сам же хозяин Бобан разговаривал на суржике сербского, русского и английского языков (может, и еще какого-то), но его выразительная и артистичная манера разговора заставляла слушать его, даже когда мы не все понимали в его речи.
Хозяева сделали нам большую услугу – «белый картон» на весь срок нашего дальнейшего пребывания в стране. Так называется местная миграционная карта, которую, по мнению многих рекомендаций, делать обязательно (штраф за отсутствие «белого картона» — около 200 евро). Но только у нас его наличие ни разу не проверили.
С завтрашнего дня синоптики обещали дожди по всей Черногории. Решили в этот же день подняться на гору Савин Кук (2313 м) пока погода позволяла.
Путь был нелегким, хоть и без рюкзаков. Нужно было пройти в одну сторону 8 км, при этом набрать высоту в 900 м, и чем раньше мы это сделаем, тем лучше.
Было уже 15:00. На гору поднялись не все, некоторым, как выяснилось, это было не под силу. Подъем оказался крутым, но зато с горы открылся прекрасный вид на весь парк «Дурмитор».
Самая высокая вершина парка – Боботов Кук (2523 м), уже была затянута облаками. Смеркалось…
Спуститься по светлому уже не получилось. Пригодились фонарики. Назад шли уже по трассе — так безопаснее и экономнее для аккумуляторов фонарей.
3 день — 1 сентября. Рафтинг под дождем
Мишка катается на лодке на Черном озере
Километраж дня: 8 км; рафтинг: 15 км
Нить маршрута: Жабляк — Черное озеро — Жабляк
Полгруппы решили заняться рафтингом на реке Тара. Каньон реки Тара – самый глубокий во всей Европе и второй по этому показателю в мире.
Погода до обеда была пасмурной, но дождя не было. А после обеда временами шел дождь. Рафтинг, который начинался в 9:30, организовал хозяин хостела Бобан.
Стоимость 15-километрового рафтинга с обедом — 45 евро. К нашему кемпингу подъезжает машина и отвозит людей к месту старта, а после обеда привозит их на то место, где подобрала. Рафтинг заканчивается на мосту Джурджевича. После моста Джурджевича все желающие могут продолжить рафтинг, но нужно доплатить еще по 100 евро, так как там расположены более опасные пороги.
Вообще, как сказал Бобан, километраж и стоимость рафтинга зависят от полноводности реки Тара. А сам рафтинг совсем не опасен, особенно в конце лета, когда воды в реке немного.
Кто не захотел идти на рафтинг, прогулялись по Жабляку и сходили к Черному озеру. К озеру мы пошли не популярной дорогой для туристов, а лесной тропой. Насладились природой и, как выяснилось, сэкономили по 3 евро за проход к Черному озеру. Хотя нас, как жителей кемпинга Жабляка, должны были и так пропустить бесплатно. Но это проверить не удалось.
После обеда группа была в сборе. Все обменялись впечатлениями и приняли решение в связи с надвигающимися дождями не идти в горы, а начать незапланированное великое путешествие по Черногории. Отправиться не просто к морю, а в самую южную точку страны практически на границу с Албанией. В Ульцине по прогнозам была самая сухая погода по всей Черногории, и на следующий день мы отправились именно туда.
Вечером мы разговорились с болгарином по имени Красимир, который тоже уезжал из Жабляка из-за дождя дальше путешествовать. С ним мы разработали план — как нам по пути в Ульцин посетить одно из самых популярных мест в мире — сербский православный монастырь Острог XVII в. в скале на высоте 900 м. Чтобы успеть вовремя на электричку из Никшича, нужно было из Жабляка выехать в 7:30 утра.
4 день — 2 сентября. С Cевера на Юг
Пещерный монастырь Острог в Черногории
Километраж дня: пройдено 14 км
Нить маршрута: Жабляк — Никшич — Острог — Подгорица — Бар — Ульцин — Велика Плажа
Подъем состоялся в 6 утра. Под проливным дождем дошли за 5 минут до автовокзала Жабляка.
Приехал автобус на Никшич — уже забитый. Когда водитель понял, что люди не влезут в автобус (а стоячих он не берет), он пошел к пустой стоящей маршрутке, сел в нее и подогнал её к своему автобусу, погрузил в неё всех, кому не хватило места, вместе с багажом. Взял со всех деньги за проезд, потом сел в свой автобус и уехал.
Картина, честно говоря, была странная. Сидим ждем, что будет дальше. Минут через пять пришел другой водитель, сел молча в маршрутку, и мы поехали.
До Никшича ехали всего полтора часа, проезд при этом стоит 6 евро и плюс 1 евро за багаж. В Никшиче пересели всего за 1 евро на электричку в сторону Подгорицы до станции Острог. Кстати, передвигаться по железной дороге оказалось гораздо дешевле, чем маршрутками. Через 15 минут мы уже вышли на станции.
Я остался смотреть за рюкзаками, а Оля повела группу к монастырю Острог. Было 10:15, в 13:00 уже шла новая электричка до Подгорицы, нужно было успеть пройти 3 км в одну сторону и набрать 543 м высоты.
Монастырь располагается в живописном месте – в скале. Только он не очень-то похож на святое место, больше – на туристическое. Поэтому тут мы увидели такие толпы туристов, каких не видели еще в Черногории. Нам больше понравилась сама прогулка по лесу. Пока ребята ходили, мне удалось высушить все промокшие с утра вещи и зарядить солнечной батареей плеер
Заплатили 1,5 евро до Подгорицы, и через полтора часа электричка доставила нас в Подгорицу.
Электрички тут заслуживают отдельного внимания, а в туалет можно даже на экскурсию ходить.
Решили пару часиков погулять по столице Черногории. Как выяснилось, пару часиков вполне хватит, чтобы посмотреть столицу, если заранее посмотреть по карте — куда идти.
Вид на Мост Тысячелетия в Подгорице
Подгорица особо ни чем не удивила по сравнению с другими городами Черногории. Но запомнились трансформеры, разбросанные по столице, и мост Тысячелетия. Самый большой и самый некрасивый трансформер находится на главной площади Подгорицы, заменяя памятник.
transformeri v podgorice
В 16:50 нас ждала электричка в прибрежный город Бар. Это был конечный пункт, куда ходили электрички, а в Ульцин — только на автобусе.
Электричка Подгорица – Бар 1,50 евро. Автобус Бар – Ульцин 3 евро плюс 1 евро за багаж.
Когда приехали в Ульцин, уже начало смеркаться. Решили поставить палатки прямо на пляже. Но так как на городском пляже нельзя ставить палатки (это мы и так знали и не собирались), решили зайти за город.
По пути к нам подъехала машина, и водитель предложил свой кемпинг. Мы сторговались за 6 евро с человека в номере и по 3 евро за человека в палатке. Хозяин кемпинга отвез нас сразу же к себе. Его апартаменты находятся там, где начинается один из самых длинных пляжей в Европе «Велика Плажа» протяженностью 13 км. А там уже и Албания.
Отель в Ульцине с экзотическим садом
Кемпинг назывался «Blue Star». Нас поразили эти «люкс» апартаменты за такую минимальную цену. Хозяин тоже всегда был любезен. А сам Ульцин нам с первого взгляда не очень понравился. Сразу он напоминает Кирилловку, еще и с большим количеством цыган (у албанцев есть что-то схожее с ними). Албанский язык относится к другой группе языков, и нам он оказался совершенно не понятным.
5 день — 3 сентября. Средневековый Ульцин
Вид на Старый Ульцинь издалека
Километраж дня: пройдено 13 км
Нить маршрута: Велика Плажа — Старый Ульцин — Велика Плажа
Море морем, а поход никто не отменял Тем более, что в Ульцине есть на что посмотреть, ведь это бывшая пиратская столица. А тут еще сохранился и средневековый Старый Ульцин.
От «Blue Star» до него всего 6 км по живописной тропе вдоль моря под скалами.
Подходя к самому Ульцину, мы нашли заброшенное кафе на мысе. Вид открывался прямиком на Старый Ульцин и на сам Ульцин с городским пляжем.
Эта прогулка среди замечательных видов даже изменила наше отношение к этому городу в лучшую сторону. Да, и Старый Ульцин нас приятно удивил.
Вернувшись той же тропой, посмотрели прогноз погоды по Черногории. Хотелось все-таки в горы, но на этот раз не в «Дурмитор», а в другой национальный парк «Биоградская гора». Прогноз погоды ничего хорошего не обещал…дожди до 13 сентября (дня нашего вылета)…
Дожди так дожди. Едем в горы!
6 день — 4 сентября. Что в Сутоморе есть кроме моря?
Прогулка в Сутоморе вдоль берега Адриатического моря
Километраж дня: пройдено 10 км
Нить маршрута: Велика Плажа — Ульцин — Бар — Старый Бар — Бар — Сутоморе
Возвращаемся в Бар. Кстати, проезд обратно нам обошелся в 2,5 евро. Это связано с тем, что автобусными перевозками занимаются разные компании, и цены у них тоже разные, и даже время, в которое одна или другая компания возит, тоже разное (хотя время может и не разное, но нам не удалось найти закономерность за такой короткий промежуток времени).
На этот раз у нас в Баре была конкретная цель — посетить Старый Бар, а потом сесть на электричку до Сутоморя.
Я опять остался с рюкзаками на вокзале. Оля повела группу в Старый Бар. Всего 3 км в одну сторону.
Старый Бар представляет собой уже нежилые частично уцелевшие каменные строения X — XVII века. Стоит не на море, а на высоте 140 метров и в 4 км от моря. Но всем очень понравился! Есть на что посмотреть.
Это единственный старый город, в котором уже не живут люди. В этом есть свои преимущества и недостатки.
Электричка Бар – Сутоморе — 1 евро, а ехать всего несколько минут. Станция в Сутоморе находится чуть выше самого моря. Само же Сутоморе растянулось по всему побережью.
Цены на жилье около 8 евро в хостеле и, начиная, от 25 евро в отеле. Но если зайти за Сутоморе, а точнее пройти от станции 2,5 км в сторону Бара, то можно бесплатно расположиться с палатками на мысе Рытач. Там отличное красивое место, можно даже развести костер (кострища видели, но сами не разводили).
7 день — 5 сентября. Выезд в горы: попытка №2
Руины Старого Бара в Черногории
Километраж дня: пройдено 14 км
Нить маршрута: Сутоморе — Подгорица — Штитаричка Рейка — Биоградское озеро
Сутоморе мы без прогулки не покинули. Перед отъездом в парк «Биоградская гора» мы прошлись вдоль скал из красного известняка. Очень крутые и живописные!
Нужная нам электричка отходила только в 15:00. Успели вдоволь нагуляться, даже промокнуть под дождем и опять высохнуть.
Электрички в сторону Биело Поле отличаются от направления в Никшич. Они более старые, точно как в Польше, но новее, чем в Украине Нам нужно было выйти на станции Штитаричка Рейка, не доезжая до Майковца всего 4 км.
Самое интересное, что все из местных, когда узнавали, что мы идем в парк «Биоградская гора» говорили, что нужно выходить именно в Майковце. Это в очередной раз подтвердило, что иногда турист ориентируется лучше в чужой стране, чем её гражданин.
Железная дорога заслуживает отдельного абзаца. С одной стороны виды просто завораживают, а с другой стороны – туннели просто не дают ничего разглядеть. Ладно был бы один туннель, а тут пейзажи постоянно сменяются – только мы разглядывали огромный мост из окна поезда, как уже по нему едем. Туннелей тут около 100 было!
Мы вышли на станции Штитаричка Рейка и уже через 4 км были на Биоградском озере. Идти пришлось под проливным дождем. Все промокли насквозь!
Смеркалось (нравится это слово:). Всем хотелось тепла и уюта.
Кемпинг находится на самом Биоградском озере. Вход в парк — 3 евро, но если в нерабочее время (рабочее — 7:30-22:00) зайти, то денег дать просто не кому.
Мы остановились на Биоградском озере. Не самый лучших кемпинг из тех, что у нас были. Во-первых, — дорогой, а во-вторых, — за эти деньги можно было и кухоньку хоть какую-нибудь организовать. Они, видно, решили, что все будут ходить в их ресторан у озера. По дождю и по темноте тоже — не самая лучшая идея тут останавливаться.
Домики на 4 человека. Есть тумбочка, стул и стол с большим зеркалом. Душ и туалет общие, и находятся в радиусе 20 метров.
Цены: в домике 11 евро с человека; 3 евро палатка + 1,5 евро с человека.
Очень дорого для таких условий!
Тут нам удалось выяснить, что дождь идет уже 4-й день без передышки. Стало ясно, что в горы просто нет смысла идти — все будет мокрое, и мы ничего не увидим. Останавливаться в этих домиках тоже не хотелось и вам не рекомендуем.
Людей тут почти не было – видно, многие разъехались из-за дождливой погоды.
Кухни тут нет, поэтому мы угостили нашим супом немцев, которые приехали сюда без горелки.
8 день — 6 сентября. Смываемся к морю
Лодки на Биоградском озере
Километраж дня: пройдено 8 км
Нить маршрута: Биоградское озеро — Штитаричка Рейка — Подгорица — Цетине
Рано утром пришли на Биоградское озеро и, к своему сожалению, увидели, что оно полностью в тумане, видимость — максимум три метра. Ливня еще не было, просто моросило. Но нашему удивлению не было предела, когда туман начал сразу же отступать, открывая нам вид на озеро.
В 9:40 электричка прибывает на станцию Штиторичка Рейка до Подгорицы. Она как раз нам и подходила, так как мы решили больше не оставаться на Биоградском озере. Тем более, отход тумана привел к усилению дождя.
Теперь мы направляемся в Цетине – культурную столицу Черногории. Для этого в Подгорице нужно сделать пересадку на автобус (отходит в 11:55 и стоит 3 евро плюс 1 евро за багаж).
Цетинье с высоты — вид с холма на город
Самой главной достопримечательностью Цетине является Цетинский монастырь, где хранится хранится десница Иоанна Крестителя. Её показывают, открывая саркофаг, для больших групп туристов.
В округе монастыря есть большое поле-парк. Территория принадлежит монастырю, поэтому мы попросили разрешение тут остановиться у человека в монастыре (как выяснилось потом — охранника). Он позвонил митрополиту, и тот разрешил нам остаться на территории парка, но с условием, что мы не будем мусорить. Да мы никогда не мусорим, а иногда даже приходится убирать место, чтобы на нем палатки поставить!
А место тут хорошее и, увидев его, нам больше никуда не хотелось идти. Разбив лагерь, мы устроили себе полудневку.
Цетине оказался очень-очень спокойным и уютным городком по сравнению с другими туристическими местами с кучей кафешками и сувенирными лавками. Мы его полностью обошли, так как город достаточно маленький. Нам понравилось, что wi-fi тут ловит в центре города везде, и мы смогли насладиться уютной атмосферой городка.
Создалось впечатление, что тут все друг друга знают. Тем более, что туристов в Цетине почти нет – их обычно привозят на автобусе из Будвы, но не оставляют на ночь.
9 день — 7 сентября. Да здравствует цивилизация!
Прогулка по Старой Будве
Километраж дня: пройдено 6 км
Нить маршрута: Цетине — Будва
Дождь… Дождь помешал нам посетить национальный парк «Ловчен» и саму гору Ловчен, на которой расположен мавзолей Петра II Петровича Негоша. Мы отправились сразу в Будву. Ведь ходить в дождь по горам неприятно, и группа решила, что купаться по дождю в теплом Адриатическом море куда приятнее:)
Пусть будет так, как хочет группа!
Едем на побережье в Будву. В Будве ведь тоже есть, на что посмотреть. Этим мы и займемся.
Автовокзал в Цетине не работоспособен: здание есть, но оно закрыто. Расписаний нет. Таксист назвал примерное время, преувеличив его, поэтому когда автобус пришел намного раньше, чем сказал таксист, это был небольшой сюрприз. Тем не менее мы еле влезли в автобус, а точнее, наш багаж. Сами же поехали стоя.
Отъехали от автовокзала в 12:45. Заплатили до Будвы по 2,50 евро.
Приехали в Будву, и мы с Олей сразу начали искать жилье. Женщина на автовокзале с 10 евро скинула до 6 евро, но мы не согласились (а зря, как потом выяснилось).
Пошли сразу, куда изначально и планировали, — в авто-кемпинг «Budva» — место неплохое, по крайней мере, на вид. Спросили у хозяина цену, он поднял задумчиво голову вверх и у меня сложилось впечатление, что я слышу звон евро-монет в его голове пока он думал…с каждой секундой «…дзынь…дзынь…дзынь..». Нам показалось, хозяин слишком дорого попросил: 5,5 евро с человека в палатке. Мы с ним попрощались, в душе желая ему заняться спортом пока он в двери еще пролазит.
По пути назад наткнулись на бабушку, которая ловила таких заезжих туристов, как мы. Она говорила, что мы за 5 евро договоримся с человека. Долго ждали ключи от квартиры. Приехал хозяин, и они нас привели в такие хоромы, что я ахнул в душе…а потом хозяин назвал реальную цену: 200 евро в день… «До свидания!»… Мы ушли, а он начал что-то достаточно громко объяснять старушке, ведь ему пришлось минут пять ехать к нам, чтобы показать квартиру.
На обратном пути на автовокзал мы встретили еще одного «сдавальщика» по имени Жарко. Договорились по 5 евро с человека, но не меньше, чем за три ночи. Поселил он нас в самые дешевые условия, что у него были. Но мы все равно планировали тут только ночевать. Это был номер с шестью кроватями, электроплитой и холодильником.
Остаток дня мы провели купаясь и гуляя по Будве.
А ночью я еще решил прогуляться по ночной Будве. Большинство людей гуляли именно по набережной и в Старой Будве. Клубная музыка просто проникала басами в тело! Не представляю, как тут живут люди и слышат эти басы ежедневно. Клубы находятся очень близко друг от друга и такое ощущение, что каждый пытается заглушить соседа. Это никак не сочетается с атмосферой Старого города.
10 день — 8 сентября. Черногорская Ялта
Вид на Старую Будву с пляжа Монгрен
Километраж дня: 19 км
Нить маршрута: Будва — Старая Будва — Будва — Бечичи — Рафаиловичи — остров Св. Стефана — Рафаиловичи — Бечичи — Будва
Сегодня мы погуляли по Старой Будве и зашли на пляж с чистейшей водой – наверно, самой чистой во всей Черногории:) Это пляж Могрен. Находится он за Старой Будвой.
Сама же Старая Будва представляет собой крепость на берегу моря, внутри которой жилые средневековые здания. Есть церковь и Цитадель, в которой находиться уникальная библиотека Черногории. Кроме книг в ней находятся оригиналы карт Черногории со времен средних веков.
Вход в Цитадель платный.
Остров Святого Стефана возле Будвы
После обеда пошли вдоль берега к острову Святого Стефана. Путь предстоял не близкий – 8 км в одну сторону.
По набережной Будвы мы подошли к туннелю, который построили в скале под новой еще не достроенной гостиницей. Дальше дорога вывела на набережную поселка Бечичи, затем – на набережную поселка Рафаиловичи опять же через туннель в скале. Затем дорога нас вывела на эко-тропу, которая через Королевский пляж (стоимость места на пляже — 75 евро), выводит к острову Св. Стефана.
Сам остром является закрытой территорией и представляет собой остров-отель. Тут мы встретили закат. И вскоре вернулись в номер.
11 день — 9 сентября. Будва с высоты птичьего полета
Фото на вершине горы Бабина Глава возле Будвы
Километраж дня: 36
Нить маршрута: Будва — г. Бабина Глава
Еще одно место, которое мы хотели посетить, — гора Бабина Глава (1474 м).
Это достаточно удалённое место для туристов.
Нам хотелось в горы! Взобраться как можно выше, чтобы взглянуть оттуда на прибрежные города. Для этого нам пришлось выйти в 8 утра, пройти в одну сторону 17 км и набрать высоту 1440 м над уровнем моря.
Мы рассчитали время так, чтобы вернуть до заката. Так и получилось! Мы вернулись в Будву до заката.
На эту прогулку с «посидеть-полюбоваться» у нас ушло ровно 12 часов.
За этот день мы преодолели самый большой километраж за всю поездку – 36 км. И съели больше всего инжира и ежевики!
Кстати, в Черногории инжир, гранаты и мандарины растут повсюду, их даже редко срывают.
12 день — 10 сентября. Возвращение в родной кемпинг
Километраж дня: 6 км
Нить маршрута: Будва — пляж Могрен — Будва — Тиват
По плану сегодня было возвращение в полюбившийся нами авто-кемпинг в Тивате «Bova».
Но мы не спешили. Решили еще раз посетить пляж Могрен и только накупавшись вволю, выдвинулись на автовокзал Будвы.
В 11:55 пришел наш автобус, мы заплатили по 3 евро за билеты и собирались уже давать отдельно по 1 евро водителю за багаж, но в этой компании перевозок за багаж не требовалось доплачивать.
Через полчаса мы были уже в Тивате. Хозяйка была приятно удивлена увидеть нас снова, ведь сезон был на исходе, а мы с радостью у нее еще раз остановились и отправились на пляж.
13 день — 11 сентября. Остров Цветов
Остров Цветов в Тивате и церковь
Километраж дня: 5 км
Нить маршрута: Тиват — остров Цветов — Тиват
С самого утра начался дождь. Это нас уже нисколько не удивляло! К сожалению.
Поэтому мы перенесли свои планы посетить горы и Котор. Зато на «кухне» мы познакомились с мексиканцем Габриэлем, который рассказал нам интересные факты о своей стране и национальном головном уборе сомбреро. Он даже с ним путешествует!
После обеда дождь утих, и к вечеру мы решили прогуляться на так называемый Остров Цветов. Он находиться южнее Тивата, но он нам очень хорошо виден с кемпинга, ведь до него всего 2 км. Но нужно идти в сторону аэропорта, и перед ним свернуть на право.
Остров Цветов — ботанический сад, выращенный старанием местных жителей. Но на данный момент на острове находятся беженцы из Боснии, и большая часть цветов уничтожена.
На острове также находится церковь святого архангела Гавриила. Вообще хочется отметить, что все (сложилось такое впечатление) церкви в Черногории выглядят как две капли воды похожие друг на друга. И в старых городах также есть что-то общее. Ведь все строилось в одном стиле.
14 день — 12 сентября. Дежа вю в Которе
Кемпинг в Тивате после проливного дождя
Километраж дня: 7 км
Нить маршрута: Тиват — Котор — Тиват
Наше приключение по Черногории можно сказать подходило к концу, но отлет на родину только завтра.
Ночью нас, как будто на прощание, хорошенько полил дождь, вернее шквальный ливень. Да так полил, что мы проснулись, в палатке, которая стояла уже глубоко в луже, но воду внутрь не пропустила. Отдельное уважение фирме, которая производит такие палатки.
Утром дождя уже не было, и мы смогли просушить все вещи.
Эх! Как же хорошо было в Старом Которе. Всем хотелось туда вернуться еще не раз. Ощутить еще раз дух средневековья. Что мы с удовольствие и сделали.
Вышли на автобус в Котор, как и в первый день на 15:55. Автобус пришел по расписанию, но поехал уже другим маршрутом, чем мы ехали в прошлый раз.
Получилось менее красиво, но в четыре раза быстрее (всего минут 10) и дешевле (1.25 евро).
Архитектура Старого Котора
В этот раз мы уже никуда не спешили, гуляли по улочкам Старого Котора с умиротворением, все тщательно рассматривая. Старались по полной насладиться Черногорией, ведь это последний день нашей поездки.
Ребята много времени потратили на выбор сувениров, однако сложно было выбрать что-то дешевле 5 евро. Кстати, совет: пробуйте выбрать сувенир в обычных магазинах. Так как тот сувенир, что я купил в обычном хозяйственном магазине за 29 евро-центов, в центре Котора стоил 2,5 евро!
В Которе снова пошел дождь, но за столько дней мы были уже к нему готовы! Через несколько секунд мы уже стояли в дождевиках и ловили недоумевающие улыбки прохожих. Почему-то иностранцы не знают, что такое дождевик и сидушка. Ходят все с зонтами (что интересно, даже туристы с рюкзаками и зонтами ходят!) и без сидушек.
Вечером вернулись и планировали уже ночевать в аэропорту. Во-первых, это сэкономило бы время утром (особенно учитывался прогноз погоды, так как обещали опять шквальный ливень), а в аэропорту можно было бы дольше поспать; во-вторых, за неполную ночь не имело смысла переплачивать. Но хозяйка сказала, чтобы мы не уходили, разрешила в домике переночевать до утра бесплатно. Мы обрадовались, поблагодарили её и отдали ей почти два литра бензина, которые у нас был.
15 день — 13 сентября. Взлет. Посадка.Киев!
Осматриваем достопримечательности Старого Котора
Уже в 6 утра были в аэропорту. Самолет в Киев вылетал в 9:50. Скоро должна была начаться регистрация.
В аэропорту были просто толпы людей! Спасибо хозяйке, что нам не пришлось ночевать в аэропорту. Было видно, что аэропорт не рассчитан на такое количество людей. Многие стояли и ждали рейса на улице. Кафе аэропорта было тоже забито.
Через время стало понятно, почему произошло такое скопление. Рейсы в Москву и Харьков задерживали. Люди ждали свой рейс уже не одну пару часов, некоторых уже селили в отелях. Мы начали сомневаться, что улетим вовремя.
В “Duty free” было тоже не протолкнуться! Из покупателей образовалась очередь, и даже если ты ничего покупать не будешь, тебе нужно ждать пока покупатели освободят проход.
Что еще интересное заметили в аэропорту – здесь почти все русские или украинцы. Из 10 рейсов все были только в эти направления. Вот почему в Будве везде слышна русская речь! Но с нашим рейсом было все в порядке.
В наш красно-зеленый «Аэробус 320» мы зашли вовремя, но все равно пришлось задержаться на полчаса, пока не собрались все пассажиры. Рейс был чартерный, все прекрасно понимали, что это нормально, в порядке вещей.
Вот мы и на Родине! Не надолго, конечно, но все-таки приятное ощущение:) Особенно приятно было попасть в солнечный Киев после 12-ти дождливых дней в Черногории!
Смотрите видео с нашего велопохода по Черногории и подписывайтесь на наш канал.
Надеемся, в следующий раз нам с погодой повезет больше…и вам тоже!
Гид по Черногории: города, панорамные дороги и лучшие маршруты
Черногория стабильно находится в числе самых популярных направлений для пляжного отдыха россиян. В этом году продажи билетов уже бьют все рекорды, но вы еще можете успеть насладиться прекрасным Адриатическим побережьем и чистым горным воздухом национальных парков «Дурмитор» и «Проклетие».
Саша Воробьев
Общие вопросы
Как добираться:
Прямые регулярные рейсы в приморский город Тиват из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Самары в летний период, также варианты с пересадкой в столице страны — Подгорице. На своем или арендованном автомобиле въехать в Черногорию можно через Хорватию, Боснию и Герцеговину, Сербию, Албанию и через непризнанную республику Косово.Виза:
Гражданам Российской Федерации виза не нужна, достаточно действующего заграничного паспорта. Без визы можно находиться на территории Черногории до 30 дней.Валюта: евро
Часовой пояс: Летом — минус один час от московского времени.
Проживание
В Черногории у вас есть два варианта размещения, каждый удобен по-своему.
Первый — снять номер в гостинице или апартаменты на весь срок проживания. Этот вариант подходит тем, для кого пляжный отдых важнее прочего. Если вы собираетесь снять жилье на весь срок проживания, то рекомендуем ознакомиться с инфраструктурой места, где вы решили поселиться. К примеру, в Будве с конца мая наступает сезон дискотек — их слышно очень издалека. Это не лучший вариант, если вы едете с ребенком. В Херцег-Нови столько лестниц, что уже на второй день вы проклянете подъемы и спуски, которые при этом будут соответствовать заявленным «в 10 минутах от моря», которые вам пообещал арендодатель.
Если вы собираетесь снять квартиру на весь срок пребывания, то ищите небольшие городки вокруг Будвы или Петроваца. В Боко-Которской бухте нет ощущения, что вы на море — кажется, что это окруженное горами красивое озеро. Поэтому если вы любитель озер, то снимайте себе апартаменты в Доброте (5 километров от Котора) или на другой стороне залива неподалеку от Херцег-Нови.Второй — постоянно перемещаться по стране на автобусах или арендованном автомобиле, но тогда нужно будет снимать жилье каждый день. С этим нет проблем, каждый дом в Черногории летом становится гостиничными апартаментами. Можете искать через полюбившиеся сервисы, а можете просто заезжать в любой дом с надписью «sobe» (комнаты по-сербски).
Второй вариант подходит для тех, кто хочет активно отдохнуть и посмотреть не только побережье, но и множество других природных достопримечательностей, которыми богата Черногория. Но обо всем по порядку.Маршруты
Скорее всего, ваша основная цель в Черногории — море. Но этой маленькой стране есть что предложить абсолютно любому туристу и путешественнику: отличные пляжи, прекрасные горы, красивые озера, древние венецианские города, а также самый большой нудистский анклав на территории Европы. До любой точки страны можно добраться максимум за два-три часа на автомобиле. Это означает, что с утра вы можете устроить большую вылазку на природу, вернуться во второй половине дня, накупаться вдоволь и отправиться в ресторан, бар или на дискотеку вечером. Все зависит от ваших желаний и возможностей организма.
Мы собрали для вас несколько интересных и актуальных маршрутов, которые точно разнообразят ваш отдых в Черногории.«Ловчен» и город Цетине
«Ловчен» — национальный парк в часе езды от Будвы, Тивата или Котора. Самый близкий по расстоянию национальный парк с побережья Черногории. Там, на горе Езерца (Језерски врх) высотой 1657 метров, вы поймете, почему Черногорию часто называют Каменным морем. На самой горе расположен мавзолей Петра II Петровича Негоша — владыки Черногории, поэта и общественного деятеля. Въезд в парк на автомобиле стоит 2 евро с человека, вход на территорию мавзолея — 3 евро. Добраться в «Ловчен» можно двумя способами — невероятной красоты серпантинами из Котора, либо по горной дороге из Будвы. В Цетине мы рекомендуем посетить Цетиньский монастырь, а также прогуляться по нетипичным для Черногории австро-венгерским улочкам.
Продолжительность: 1 день
Скадарское озеро
Берите автомобиль или гида и отправляйтесь в город Вирпазар либо в городок Риека Црноевича, снимите там лодку (они будут стоять и ждать вас!) и насладитесь поездкой по Скадарскому озеру, регион которого считается самым большим птичьим аэропортом Европы. Именно на этом озере и на соседних солончаках останавливаются передохнуть птицы при длительном перелете на зимовку в Африку.
Лодка домчит вас до островов, на которых стоят красивые монастыри и живут монахи-отшельники. Добираться до Вирпазара советуем через тоннель Созина (стоимость проезда в одну сторону — 2,5 евро), а до Риеки Црноевича — через дорогу на Цетине. Именно в районе этого городка (надо проехать чуть вперед в сторону Вирпазара) вас ожидает знаменитый открыточный вид на Скадарское озеро и петляющую среди холмов реку.
Продолжительность: 1 день
Котор и Пераст
Истории городов Котор и Пераст неразрывно связаны между собой, поэтому мы рекомендуем посетить эти два городка за один раз. Для этого вам вполне хватит одного полного дня. В Которе стоит подняться на крепость, обязательно на закате (вход стоит 8 евро, подниматься около 40 минут). В Перасте же обязательно отправляйтесь на остров Богородицы-на-Рифе: поездка туда-обратно обойдется в 5 евро, если согласитесь на первые предложения зазывал, и в 3 евро, если не поленитесь пройти немного подальше.
Островов в Боко-Которском заливе два. Второй, Аббатство Святого Георгия, закрыт для посещения и имеет печальную историю. В 1535 году жаждавшие независимости от Котора жители Пераста забили камнями аббата Паскаля. Он был назначен аббатом острова Святого Георгия как раз советом города Котора. В назидание аббатство было отлучено от католической церкви, а остров посчитали оскверненным. Вас привезут на одном водном такси, заберут на другом. На острове также есть музей с картинами и дарами моряков, которые выжили в кораблекрушениях. Вход — 1 евро.
Продолжительность: 1 день
Совет от гида Александры Цецхладзе: рядом c Перастом есть фермы по выращиванию устриц и мидий. Место не распиарено, но пользуется большой популярностью у русских туристов. Фермы находятся в поселках Дражин Врт и Ораховац между Котором и Перастом. Таблички на дороге “Skoljke Musle”” говорят о том, что там готовят мидии и открывают устрицы. Отличная альтернатива ресторанам. Подробности можно узнать по ссылке в блоге Александры.
«Проклетие»
Национальный парк, который расположится на территории трех государств (Черногории, Албании и частично признанного государства Косово), — красивейший скальный массив, который многие называют Албанскими Альпами. Если вы не любитель походов, но виды гор приводят вас в трепет, то мы рекомендуем прокатиться на автомобиле по совсем недавно открытому панорамному маршруту Krug oko Korita.
Вас ожидает неплохая, а местами совсем новая дорога с большим количеством указателей, а самое главное — завораживающие виды на горный массив Проклетие. Если вздумаете-таки погулять по пешим маршрутам, то рискуете ненароком уйти в Албанию, так как граница проходит всего в нескольких километрах.
Информацию о маршруте Krug oko Korita можно найти по ссылке на montenegro.travel.Продолжительность: 1 день на маршрут либо несколько дней треккинга
«Дурмитор»
«Дурмитор» — еще одно открытие для туриста, который связывает Черногорию исключительно с пляжным отдыхом: в трех часах пути от Будвы раскинулся прекрасный национальный парк, где смело можно провести два дня. Если вы насытились морем или утомились от толп туристов, то отправляйтесь в горы, а точнее в город Жабляк.
Чем можно заняться в Жабляке? Погулять вокруг Черного озера, совершить восхождение на гору Савин Кук и полюбоваться знаменитым мостом Джурджевича. Пеший маршрут на Савин Кук займет четыре часа в одну сторону, перепад высоты — 900 метров. Обязательно возьмите с собой воду и теплую одежду, не забудьте солнцезащитный крем. Лучший старт маршрута как раз от Черного озера. Высота горы — 2313 метров, а подъем вы будете осуществлять с высоты 1416 метров.
Мост Джурджевича через каньон реки Тара находится в некотором отдалении от Жабляка (23 километра), но посмотреть на него все-таки стоит, потому что у моста есть история. В 1942 году партизаны остановили наступление итальянских войск, взорвав один из пролетов моста. В подготовке к взрыву участвовал один из инженеров, проектировавших мост. Взорвали всего один, но самый длинный пролет. Это помогло предотвратить и наступление, и разрушение уникального инженерного сооружения, и уже в 1946 году оно было полностью восстановлено.
Сейчас рядом с мостом есть кемпинг (передавайте привет псу Скорчко), возможность для рафтинга по бурной реке Тара, два зиплайна, магазин и кафе — в общем, все, чтобы провести там отличный вечер у костра с ракией.
Продолжительность: 2–3 дня
Совет от гида Александры Цецхладзе: в Дурмиторе есть еще одно крутое место — панорама Чуревац, откуда видно каньон Тары с максимальной высоты. Там и до пика (1626 м.) можно дойти, и до лавочки с видом (место для отличных фотографий). Находится в 8 километрах от города Жабляк. Подробнее о том, как добраться до Чуреваца, читайте в заметке блога Александры. Так же прикладываем обновленный маршрут 2018 года в национальный парк «Дурмитор» от Александры, если вы захотите там задержаться.
Вокруг Дурмитора тоже есть панорамный автомобильный маршрут. Обязательно сохраните на телефон вот карту маршрута в PDF, чтобы заранее понять, где лучшие смотровые площадки.
Острог
Монастырь Острог — одна из главных сербско-черногорских святынь. В сезон сюда стекаются сотни паломников со всех концов балканского региона. Монастырь находится в живописном месте, с его территории открывается отличный вид на долину и черногорские горы. Основная трудность — дорога к верхнему монастырю. В сезон движение оживленное, а полосы очень узкие — автобус придется пропустить в ближайшем «кармане». Если испугались, то проще будет отправиться туда с экскурсией. Дорога из Будвы займет чуть больше двух часов. Учтите, что монастырей два — нижний и верхний. До верхнего стоит подняться пешком, не забудьте взять с собой воду.
Продолжительность: 1 день
Ада Бояна
Остров прямо на границе Черногории и Албании в устье реки Бояна. Место примечательно тем, что вы можете искупаться сначала в освежающей речной воде, а потом в теплом море. И еще этот пляж — один из самых больших нудистских пляжей в Европе. К вашим услугам домики на сваях, свежая речная рыба и полнейшая свобода самовыражения.
Продолжительность: 1 день
Острова на побережье
Об острове Богородицы-на-Рифе мы уже упоминали. Порекомендуем еще несколько. Остров Святого Николая рядом с Будвой. Возьмите водное такси (в районе 10 евро за лодку) и отправляйтесь на соседний остров. Там тише, чем в городе, и приятный пляж. Еще один достойный упоминания остров — Мамула. Этот красивый остров ранее был тюрьмой, а сейчас до него можно спокойно доплыть на лодке от города Херцег-Нови. Судьба этого острова постоянно в подвешенном состоянии — на его территории обещают построить очередной роскошный отель. Спешите увидеть, пока он не повторил судьбу Свети-Стефана.
От города Петроваца можно попасть на остров Святой Недели. По легенде часовню на этом острове построили благодарные моряки: когда-то этот крошечный участок суши помог им пережить шторм.Продолжительность: 1 день
Главные города Черногории
Тиват
Если вы прилетите в Тиват, то, скорее всего, этот город будет первым, с которым вы познакомитесь. Застроен он относительно недавно, раньше здесь была база морского флота Югославии и рыбацкая деревушка. Последние годы Тиват активно развивается. Результатом всего этого стало появление марины Porto Montenegro с роскошным пятизвездочным отелем Regent на его территории. Роскошь здесь не помпезная и вычурная, а глубокая, продуманная и уважающая себя. Морская тематика в дизайне всего, просторные номера с видом на море и два бассейна. Да, и будьте готовы: на территории Porto Montenegro нет пляжа и возможности купания в море.
Будва
Туристическая столица Черногории. Здесь самые громкие дискотеки и самая буйная ночная жизнь на побережье. Если вы едете компанией и ищете приключений, то Будва — город для вас. Днем можно отдыхать на многочисленных пляжах по соседству: самый-самый, Jaz, назван лучшим пляжным направлением 2016 года по версии Lonely Planet (до него, правда, придется взять такси и 15 минут прокатиться). А вечером — ужинать и выпивать в красивом Старом городе Будвы, отплясывать на дискотеках и употреблять ракию, вино и даже крафтовое пиво (правда, сербское — Kabinet). Все это в благородном обрамлении гор с одной стороны и моря с другой. В черте города имеются два пляжа, но они переполнены туристами, посещать их рекомендуем только в крайнем случае.
Херцег-Нови
Зеленый городок, оторванный от всей остальной части Черногории проливом. Чтобы попасть в него, придется либо проехать всю Боко-Которскую бухту, либо потратиться на паром (4,5 евро в одну сторону с машины, 1 евро с велосипеда, бесплатно для пешеходов), который курсирует каждые 10–15 минут из города Лепетане в Каменари. Город холмов и ступенек, в котором точно стоит провести день. На набережной есть отличные кафе (Barbarella и Peter‘s Coffee and Pie), лучшая пицца в городе в кафе Touch. Здесь неплохо сохранились развалины Испанской крепости XVI века.
Котор
Главный туристический город Черногории. Приезжать сюда лучше строго во второй половине дня, когда многочисленные туристы разбредаются по автобусам и круизным лайнерам. Обязательно поднимитесь на крепость (3 евро с человека, час на подъем в одну сторону, воду с собой берите обязательно). Вечерний Котор создан для того, чтобы бродить, выпивать и наслаждаться узкими улицами и старыми венецианскими домами. К сожалению, в сезон из-за обилия туристов в городе открывается огромное количество сезонных кафе и ресторанов. Найти ресторан, в котором будет вкусно, очень и очень сложно.
Пераст
Из Котора в Пераст можно добраться минут за 15 на такси или автобусе. Пераст — давний соперник Котора, увы, проигравший в исторической гонке. Зато из Пераста можно на лодке отправиться на остров Госпа од Шкрпела (остров Богородицы-на-Рифе), а потом выпить вина с отличным видом на Боко-Которскую бухту. Здесь обслуживание и цены лучше, чем в Которе, а вид как минимум не хуже.
Петровац
Тихий приятный город примерно в 20 километрах от Будвы. Здесь тише и спокойнее, чем у соседей. Минус 2016 года — большое количество текущих строительств. Поэтому, если собираетесь отдохнуть в Петроваце, обязательно уточняйте у агентства или арендодателя месторасположение и спрашивайте о стройках. Главная достопримечательность города — старая венецианская крепость XVII века. Ныне это музей, ресторан и бар с красивой террасой.
Совет от гида Александры Цецхладзе: в Петроваце самое клевое — погулять от крепости Кастелло по дороге между хвойными деревьями. В народе ее называют «Тропа здоровья». Она идет через туннели и выходит на дикий пляж Перазича До. Там самое красивое море в Черногории, даже летом мало людей и невероятный запах хвои вокруг. Подробности ищите у Александры в блоге: здесь (старая подробная запись с картой маршрута) или здесь (новая, но с фотографиями заброшенного отеля «АС»)
Бар
Популярный курорт на юге Черногории. На самом деле Баров два: Новый у моря и Старый в десяти минутах езды вглубь страны. В сезон людей очень много, и море, по отзывам отдыхающих, может быть загрязненным, потому что Бар — самый большой порт страны с паромами в итальянские города Бари и Анкона. А вот Старый Бар представляет значительный интерес: крепость, которая, в отличие от Которской, остается необжитой, старинный акведук времен Османской империи — все это в обрамлении гор и зелени. Плюсом отдыха в Баре являются цены на аренду жилья — они здесь ниже, чем в остальной и так не очень дорогой Черногории.
Ульцинь
Самый южный город Черногории. Храмы здесь сменяются мечетями, движение становится хаотичным и прибавляется колорита. Город яркий, а до самой границы с Албанией на юг тянутся неплохие пляжи. Малый пляж, как бы его ни рекламировали, в летние месяцы заполняется на 200%, так что если желаете отдыхать в Ульцине, то отправляйтесь южнее на Велику Плажу — самый длинный песчаный пляж в стране.
Жабляк
Город с не самым удачным названием расположен прямо в национальном парке «Дурмитор». Вокруг Жабляка отличное сосредоточение достопримечательностей всего национального парка: Черное озеро, гора Савин Кук и мост Джурджевича.
Подгорица
Столица страны. Будем честны, для туриста этот город не представляет интереса, хотя и в нем можно найти много занимательного. Например, памятник Высоцкому. Рядом с городом находится красивый водопад, который черногорцы прозвали Ниагарой. Если вам мало природных достопримечательностей страны, то можно отправиться и сюда.
Важные особенности отдыха в Черногории:
Регистрация: Каждый турист в Черногории обязан платить туристический налог. Обычно он составляет 1 евро в сутки с человека. В серьезных гостиницах все это включено в стоимость, а вот в апартаментах вам могут дать документы и отправить регистрироваться самостоятельно. Не пугайтесь этого — будки для регистрации в сезон находятся буквально на каждом углу. Вам выдадут счет на оплату, который следует оплатить. Легче всего это сделать на почте. Оплаченный счет рекомендуем сохранить до конца вашего пребывания в Черногории.
Аренда автомобиля: Сдают автомобили буквально все. Процедура стандартная, но важно уточнять размер франшизы, а также сообщать, если вы собираетесь за пределы Черногории. Многие сдают свои авто не совсем легально, и для вас это может быть неприятным сюрпризом на границе, когда у вас потребуют специальные документы. Водят в Черногории не слишком агрессивно, но стоит быть внимательным: любят съезжать с трасс, не включая поворотник. Полиция без причины не останавливает, но в сезон ее много, поэтому не разгоняйтесь сильно больше положенного (на 10 км/ч быстрее — можно). Максимально допустимый уровень содержания алкоголя в крови — 0,3 промилле. О штрафах в Черногории подробно — на Auto-Travel.
Качественный сервис аренды автомобилей в Черногории сейчас предлагает проект Myrentacar — Прокат автомобилей в Черногории. Этот сервис начинался с аренды автомобилей именно в Черногории: адекватные цены, нормальные автомобили и хорошая поддержка.
Медицина: Некачественная. Поэтому в Черногории лучше не заболевать. Если вам или вашему ребенку все-таки не повезло, то отправляйтесь к частным врачам. Найти их можно в Facebook-группе русскоязычного сообщества Черногории.
Советы:
- Как всегда, делимся интересным русскоязычным блогом. Самую актуальную информацию о том, что происходит в Черногории, вы можете узнать из блога Александры Цецхладзе. Александра — профессиональный гид, поэтому если вы не знаете, как организовать свой активный отдых в Черногории, то пишите ей. Но обязательно заранее.
- Лучший ресторан на всём побережье — Porat в городке Рафаиловичи. Александра Цецхладзе же рекомендует ресторан Три Рыбака там же в Рафаиловичах: в этом ресторане самостоятельно ежедневно ловят свежую рыбу и морепродукты, в отличие от других ресторанов Будванской ривьеры. На такси из Будвы можно доехать за десять минут.
- Кафе с лучшим видом — El Rey в десяти минутах езды от Будвы.
- Вино черногорской винодельни Plantaže есть в каждом магазине, и даже самый дешевый вранац будет нормальным. Из белого берите шардоне той же Plantaže и не берите крстач.
- Будьте осторожны с парковкой автомобиля — в сезон его могут утащить на штрафстоянку, если припарковались неудачно. Если вы на арендованном автомобиле и получили штраф, то обязательно его оплатите либо отдайте квитанцию и деньги на оплату в вашу прокатную контору.
- Автобусное сообщение развито хорошо — расписание можно смотреть на BalkanViator.
- Основные особенности правил дорожного движения и актуальные цены на бензин можно как всегда уточнить на сайте autotraveler.ru.
- Платных участков дороги в Черногории всего два — тоннель Созина (2.5€) и паром в Бока-Которской бухте (4.5€ с автомобиля).
- Такси аэропорт Тивата — Будва — 15 евро или немногим больше. Таксисты начинают торг с 30 евро. Имейте в виду.
- На рынке Будвы обманывают. На заправке Eco в Будве обманывают уже несколько лет: либо не отходите от автомобиля при заправке, либо заправляйте его сами, а лучший вариант — не заправляться на этой заправке вовсе.
- Проверяйте чеки в ресторанах и кафе. Черногорцы не славятся обманом, но сезон и быстрые деньги от туристов делают свое дело. Все стоит недорого, лишняя строчка с суммой в один-два евро может пройти для вас незамеченной. Хлеб всегда приносят, даже если не просите. В счет включают.
- В Черногории нет номеров домов. Если забронировали жилье, то чаще всего вы встретите название «bb». Это значит bez broja — без номера. Не пугайтесь, это нормально.
- Если вы сели в такси, то, скорее всего, придется объяснять таксисту, куда вам ехать. Запомните одну важную вещь: levo — это налево, pravo — это ПРЯМО, а desno — НАПРАВО.
Совет от гида Александры Цецхладзе: никогда не брать частное такси (черногорцы говорят «приватное»), особенно в Будве недалеко от Старого города: цена может быть в пять-десять раз выше стандартной. Надо смотреть не на наличие счетчика, а принадлежность такси к официальной службе. Это видно по надписям на капоте с указанием телефонов. Заказывать лучше всего через Viber — в Черногории его используют повсеместно.
Надеемся, что эти рекомендации помогут вам отлично провести время и отдохнуть в Черногории.
Источник https://localrent.com/ru/journal/montenegro/routes/northern-montenegro/
Источник https://needfortravel.net/puteshestviia/puteshestvie-po-chernogorii-v-sentiabre-otchet.html
Источник https://perito.media/posts/montenegro