В Черногорию на автомобиле: мой опыт, маршруты и советы
Из статьи вы узнаете, как ехать в Черногорию на машине из Москвы и других городов России. Поделюсь вариантами маршрута, расскажу про траты на них (бензин, платные дороги, отели и т.д.) и качество дорожного полотна, поведаю о ситуации на контрольно-пропускных пунктах стран, которые нужно будет проезжать. Вся информация в статье основана исключительно на личном опыте, поэтому можете быть уверены в ее правдивости и актуальности.
Важно! Друзья, после начала пандемии коронавируса я не ездил на авто из России в Черногорию. Если вы ездили, то поделитесь опытом в комментариях. Сама пандемия и закрытие границ весной 2020 года застали меня как раз в Черногории. С марта по август я жил в Будве. В начале августа 2020 года поехал на авто в Россию. Через Сербию, Венгрию, Словакию, Польшу и Беларусь. До Минска ехал с тремя ночевками, так как надо было остановиться в Будапеште на день по делам.
За основу взял маршрут в Черногорию на машине из Москвы, потому что сам стартовал из российской столицы. Думаю, доехать до златоглавой из любого города Центральной России для вас труда не составит.
Если вы ищете информацию о том, как поехать в Черногорию на машине из Санкт-Петербурга и других северных городов, то данная статья будет полезна для вас с момента попадания в Польшу. До нее маршруты из Москвы и Питера будут разниться. Первый идет через Беларусь, второй через Прибалтику.
Соответственно, если вы хотите поехать в Черногорию на автомобиле из Минска, то данная статья также будет для вас актуальной, потому что маршрут на 90% схож с тем, что проделал я, выехав из Москвы. Достаточно перейти на соответствующий подраздел статьи.
Скажу сразу, что вариант маршрута в Черногорию через Украину я не рассматривал, и в посте про него упоминать не буду.
При планировании путешествия в Черногорию на машине из Москвы и любого другого города советую сразу определиться по каким дорогам вы поедете: по платным или бесплатным. Есть три варианта.
- Везде, где только можно, ехать по платным дорогам. Платить за комфорт и быструю езду.
- Везде, где только можно, ехать по бесплатным дорогам и сэкономить несколько десятков евро.
- Проработать маршрут и решить, где платить за дороги, а где сэкономить.
Советую брать за основу первый вариант, но с небольшими оговорками, о которых обязательно расскажу во время описания маршрутов.
И прежде, чем приступить, сделаю еще одну оговорку. Составленные мною маршруты в Черногорию на машине не предполагают сильных отклонений. То есть такого: «А давайте еще в Прагу заглянем на денек, она тут всего в 300 километрах», не будет.
Наконец, для всех вариантов маршрута необходимо иметь шенгенскую визу. Даже если ее нет, рекомендую оформлять не транзитную визу, а полноценный шенген.
Маршрут в Черногорию через Беларусь, Словакию, Венгрию и Сербию
- Длина маршрута (Москва – Будва): 2 700 – 2900 километров.
- Платные дороги: Словакия, Венгрия, Сербия.
- Ночевок на маршруте: минимум 2.
По сути, все страны на маршруте уже указаны в подзаголовке и основные параметры я тоже отметил, поэтому просто опишу, что вас ждет в каждой стране. Одна страна — один подраздел, в котором расскажу про платные дороги, качестве асфальта, другие детали.
Важно! Попасть в Черногорию на авто из России задача хоть и несложная, но по времени весьма затратная – на дорогу туда и обратно у вас уйдет минимум 4-5 ночей. Поэтому если вы ограничены двумя неделями отпуска, покупайте билеты на самолет, а по самой Черногории катайтесь на арендованном авто, тем более, что услуга эта в стране недорогая. По ссылке все нюансы проката машин в этой стране.
Россия (Москва – Красная Горка, Смоленская область), день 1
- Расстояние: 450 километров.
- Время в пути: 5 — 5,5 часов.
- Платные дороги: есть, но можно избежать.
Из Москвы в братскую Беларусь ведет трасса М-1. Если повезет и столицу с ее Подмосковьем вы минуете без пробок, то далее никаких проблем возникнуть не должно. Правда, всегда на вашем пути может встать нелюбимый водителями «дорожный ремонт», но если попадется, его, увы, никак не миновать.
По данному участку ездил неоднократно, обычно без остановок на кофе и перекуры. Состояние дороги не идеальное, но вполне на уровне. Главное, что почти везде две полосы. Перед въездом в Беларусь советую заправить полный бак бензина, потому что у наших соседей цены на топливо хоть и не такие кусачие, как в Европе, но все же выше российских.
Беларусь (Красная Горка — Брест), день 1
- Расстояние: 600 километров.
- Время в пути: 5-6 часов.
- Платные дороги: нет.
Обычно на границе России и Беларуси отсутствует какой-либо досмотр, но ручаться, что его точно не будет, не могу. Иногда проводятся какие-то специальные мероприятия или просто бдительность повысить вдруг решат, но даже тогда границу вы наверняка пройдете быстро.
Далее начинается сплошная скукотища, потому что дорога до Бреста – 600 километров ровного двухполосного полотна с ограничением 120 километров в час практически на всем этом расстоянии.
Важно! Условно трасса М-1 в Беларуси платная, но для легковых авто с номерами стран ЕАЭС (Евразийский экономический союз) есть скидка в размере 100%.
Про обед, думаю, не забудете, поэтому про него расписывать не буду :). Хотел бы порекомендовать хорошие кафешки на трассе, но не могу. Сам обходился либо тем, что брал из дома, либо же стандартными кофе и сэндвичем на заправке.
Ночевка в Бресте, где разместиться
Первую ночевку предлагаю сделать в Бресте. Заодно есть возможность осмотреть город (в первую очередь, Брестскую крепость). Знаю тех, кто во время поездки в Черногорию на автомобиле ставит перед собой цель доехать до Польши и пересечь границу. Но я думаю иначе и предпочитаю отдохнуть после дальней дороги и въезжать в Польшу ранним утром второго дня поездки.
Для решившихся остаться в Бресте, сделал подборку отличных апартаментов и отелей, в некоторых останавливался лично. Апарты советую искать на Airbnb — как получить скидку на первое бронирование. Возможно, скидкой не удастся воспользоваться сразу, так как она применяется к бронированию от 70-75 долларов, но как только такое у вас появится, скидку система обязательно даст.
Комната в коттедже рядом с трассой — вариант для переночевать без осмотра города. Татьяна — очень гостеприимная хозяйка. Комната расположена на первом этаже частного дома, в ней есть три кровати, рядом санузел, которым пользуются только гости. Есть бесплатная парковка, можно приезжать с домашними животными.
Апартаменты на Интернациональной 15 — просторная трехкомнатная квартира от хозяина Алексея. Во дворе бесплатная парковка, разрешается проживание с домашними питомцами. Отсюда пешком можно дойти музея паровозов и Брестской крепости.
Отели и гесты в Бресте с бесплатной парковкой
Даю только общее описание мест размещения, их фото и цены на ваши даты смотрите по ссылке.
Гостевой дом «Ирина» — оценка «Великолепно». Гестхаус оборудован террасой, бесплатной парковкой и тренажерным залом. Постояльцы особо отмечают чистоту и уют в номерах.
Родниковый гостевой дом — оценка «Великолепно». В гестхаусе есть бесплатная частная парковка, сауна и бассейн, но уже за дополнительную плату. Гости хвалят гостеприимство хозяев и комфорт в номерах. Категории номеров: апартаменты с двумя спальнями, люкс с двумя спальнями и номер-студия.
Hermitage Отель — оценка «Великолепно». Четырехзвездочный отель «Эрмитаж» находится в центре Бреста. При гостинице работает ресторан и спа-салон. К услугам гостей охраняемая парковка. Отличный вариант для погулять по ночному центра Бреста после поездки и если будет час-полтора на следующий день дойти/доехать до Брестской крепости.
Гестхаус «Владимир» — оценка «Великолпено». Хороший вариант для большой компании. Например, если вы едете на двух авто. Можете снять целый дом только под себя. С комфортом здесь могут разместиться до 11 человек.
Кстати, начиная отсюда, вся инфа актуальна и для тех, кто планирует путешествие в Черногорию на автомобиле из Минска.
Польша (Брест – граница Польши и Словакии), день 2
- Расстояние: 400 километров.
- Время в пути: 5,5 – 6 часов.
- Платные дороги: нет.
Не забудьте наполнить полный бак в Белоруссии и забудьте про бензин А-95 дешевле 1 евро.
В районе Бреста есть два контрольно-пропускных пункта.
- КПП Брест – Терасполь.
- КПП Домачево – Славатыче.
Через первый никогда в Польшу заезжал, еще с докризисных времен повелось, что данный КПП проблемный и на нем всегда большие очереди. Можете посмотреть в интернете онлайн-трансляцию с обоих КПП и выбрать, где меньше машин. Но сейчас мы поедем через Домачево (подсказка: за несколько километров до КПП есть заправка).
Прохождение границы Беларусь – Польша может занять как 10 минут, так и час. Причем время прохождения будет зависеть не от количества машин перед вами, а работы пограничников/таможенников на обеих границах.
В Польше приготовьтесь к неторопливой и долгой езде, потому что в сторону Словакии автобанов нет. И дорог с двумя полосами тоже почти нет. А еще куча населенных пунктов на пути с ограничением скорости 50 километров в час. Есть несколько вариантов проезда в сторону Словакии: какой из них вы выберете, особого значения не имеет.
Да, тем, кто собирается в Черногорию на машине из Санкт-Петербурга, с этого места можно присоединяться к остальным путешественникам и читать про маршрут. Проезд по этой части Польши – один из рабочих вариантов попадания в Черногорию по маршруту Питер – Будва или любой другой черногорский курорт. Первый вариант ведет через Варшаву и о нем расскажу во второй части статьи.
Словакия, день 2
- Расстояние: 130 километров.
- Время в пути: 2 часа.
- Платные дороги: есть, но можно не платить.
Словакия — та страна, при пересечении которой рекомендую не покупать право проезда по платным дорогам — виньетку. Но для тех, кто решится это сделать, расскажу, что недавно она стала электронной и ее можно приобрести онлайн или же на любой заправке после пересечения границы с Польшей.
Разницы в расстоянии и времени проезда по платным и бесплатным дорогам практически нет, а ехать по стране всего 130 километров. В обоих случаях качество дороги хорошее.
Совет! Если решитесь на покупку электронной виньетки и обратный маршрут из Черногории у вас будет таким же, купите ее на месяц. Потому что минимальный срок, на который покупается виньетка, составляет 10 дней, стоимость 10 евро. В него вы явно не уложитесь. Месячная виньетка стоит 14 евро.
Маршрут в обход платных дорог строится просто: Google Карты, Параметры, исключить: галка на пункте платные дороги.
Словакия пронесется так быстро, что даже заметить ее не успеете. Для тех, кто едет в Черногорию на автомобиле из Минска путешествие только началось, для москвичей же Словакия и Венгрия — экватор путешествия. Так что вперед!
Венгрия (граница со Словакией – Нови-Сад), день 2
- Расстояние: 400 километров.
- Время в пути: 4 часа.
- Платные дороги: есть.
Венгрия – приличный кусок путешествия, поэтому тут электронную виньетку советую приобрести. На 10 дней она стоит 2975 форинтов (11 евро), на месяц – 4 780 форинтов (18 евро). Покупается также в интернете. Тут есть подробная инструкция по покупке.
Через минут 20 после Мишкольца начинается платная трасса М3, которая ведет к Будапешту, затем, не доезжая до венгерской столицы, перестраиваемся на М0, с нее выезжаем на М5 и едем до самой границы в Сербией.
Если не были в Будапеште, то ночевку советую сделать именно тут. Посмотреть на город хотя бы глазком (маршрут по Будапешту на 1 день). Если же есть силы и желание быстрее попасть к морю, едем до сербского Нови-Сада. Про жилье в Будапеште читайте тут.
Граница из Венгрии в Сербию обычно проходится быстро: у меня уходило от 20 минут до часа. Проходил я ее раз 5-6 в разное время года и время суток.
Сербия (Нови-Сад – Добраково), день 3
- Расстояние: 400 километров.
- Время в пути: 6 часов.
- Платные дороги: есть.
В Нови-Саде рекомендую одни из этих апартаментов. Лично в них останавливался, поэтому ручаюсь. Напоминаю, что если вы зарегистрированы в сервисе Airbnb, то можете получить скидку на первое бронирование. Тут рассказываю как это сделать.
Квартира-студия прямо в центре — полностью отремонтированная студия, небольшая, но все необходимое имеется, а также бесплатная парковка под окном. При этом до самого центра города идти пешком пару минут. Хозяйка говорит по-русски, что немаловажный плюс для тех, кто не дружит с языками. Подходит для пары и ребенка (диван + кресло-кровать)
Квартира со спальней рядом с центром — вариант не в самом центре, но со своим подземным гаражом и недалеко от рынка. Вариант для 2-3 человек (кровать + диван).
Квартира-студия — в данном варианте заявлена бесплатная парковка, но на самом деле прямо под окнами ее нет, искать местечко нужно на соседних улицах. Квартира совсем небольшая, рассчитана максимум на двоих человек.
Отели в Нови-Саде
Кому привычнее жить в отелях, приведу несколько вариантов с высокими оценками постояльцев (отели бронируются на Букинге).
Hotel Fontana — оценка «Превосходно». Отель три звезды со своим подземным паркингом. В стоимость включен завтрак. Сама гостиница расположена в 100 метрах от исторического центра города.
Panorama City Inn — оценка «Потрясающе». Мини-гостиница расположена в центре Нови-Сада, работает круглосуточная стойка регистрации, есть завтрак и бесплатная парковка.
Prezident Hotel — оценка «Превосходно». Пятизвездочный отель недалеко от центра с бассейном и фитнес-залом. В стоимость номера включен завтрак. При этом цена за сутки для 5-звездного отеля очень симпатичная. Обратите внимание.
Важно! Теоретически любой иностранец, который приехал в Сербию, должен зарегистрироваться по месту жительства и получить так называемый белый картон. Однако на практике из-за одного дня к вам никто придираться не будет. В случае возникновения вопросов (маловероятно, но мало ли) говорите, что едите транзитом в Черногорию.
О платных дорогах Сербии
В Сербии ни обычных, ни электронных виньеток нет. Плата зависит от пройденного расстояния. То есть въехал на платный участок, взял карточку, перед выездом с него оплатил на пункте оплаты. Например, от границы с Венгрией до Белграда плата составит 630 сербских динар.
От Белграда советую ехать по новой дороге, которая не всегда отображается на картах Google. Она ведет от Белграда к Ужице через Лиг, Чачак и Пожегу, но пока не полностью открыта. На зиму 2020 года трасса идет до Чачака. За участок Белград — Чачак с легковых авто берут 420 динар.
После Чачака начинаются горы, которые будут сопровождать вас до самой Будвы, поэтому средняя скорость движения заметно снизится. По правую руку останется Национальный парк «Тара», деревня Эмира Кустурицы и Златибор. Обязательно запланируйте путешествие и сюда. Здесь можно провести целую неделю, совместив данную часть Сербии с Боснией (Вишеград, Сараево).
Черногория (Добраково – Будва), день 3
- Расстояние: 200 километров.
- Время в пути: 3,5 – 4 часа.
- Платные дороги: нет.
Сербско-черногорская граница обычно проходится очень быстро. Однажды сербский пограничник даже паспорт смотреть не стал: увидел, что российский и махнул рукой, мол, проезжай.
В самой Черногории начинаются еще более крутые, чем в Сербии, серпантины. Не знаешь куда смотреть: то ли на дорогу, то ли по сторонам. Бытует мнение, что дороги в Черногории опасные. Не соглашусь. Как-то пришлось ехать в грозу и в темноте по серпантинам как раз от сербской границы в черногорский Бар. Да, было не очень комфортно из-за дождя стеной и темного времени суток, но доехал без проблем. Раз уж вы решились поехать на автомобиле в Черногорию из Москвы или какого другого города, то предполагается, что хотя бы минимальный опыт вождения у вас есть.
Дорога до Подгорицы идет одна, а затем есть два варианта.
- Поехать через Скадарское озеро и тоннель Созина.
- Поехать через Цетине и спуститься с гор сразу в районе Будвы.
Если вы едете в Бар, Сутоморе или Ульцинь, то однозначно езжайте через Скадарское озеро. Только имейте в виду, что проезд по тоннелю платный: 2,5 евро с легкового авто.
Если едете в Будву, Тиват или Котор, то есть смысл ехать через Цетине.
Маршрут на карте Google
Описанный выше маршрут отразил на карте Google. Найдете на карте все важные отметки, чтобы подробнее о них прочитать нужно кликнуть по маркеру. Данную карту можно использовать прямо во время поездки при наличии интернета (недорогая симка для Европы) или же взять за основу и загрузить в навигатор.
Как ехать домой?
Точно таким же маршрутом, если времени на обратную дорогу мало. Если время в наличии есть, то можно поехать в Россию совершенно новым маршрутом, тем самым сделав круг. С ним я познакомлю вас в следующем разделе статье, только буду рассказывать в обратном порядке: вновь из Москвы в Будву.
Хотите оставаться с мобильным интернетом и на связи в Белоруссии, Польше, Словакии, Венгрии и так далее? Закажите универсальную симку путешественника Drimsim. Ее доставят в ваш город. Работает в 197 странах. Платите только за мегабайты и минуты, которые потратили.
В Черногорию через Беларусь, Польшу, Чехию, Австрию, Словению и Хорватию
- Длина маршрута (Москва – Будва): 3 000 километров.
- Платные дороги: Польша, Чехия, Австрия, Словения, Хорватия.
- Ночевок на маршруте: минимум 2.
Данный маршрут также актуален для тех, кто соберется в Черногорию на автомобиле из Минска и еще более актуален для путешественников, решивших поехать в Черногорию их Санкт-Петербурга. По нему лично я ездил не полностью, а лишь частично, поэтому будет больше сухих деталей, без подробного описания. Если захотите поделиться своим опытом о любом из описываемых в маршруте участков дороги, милости прошу в комментарии.
Россия и Беларусь (Москва — Берестовица), день 1
- Расстояние: 1 000 километров + 50 километров до польского Белостока.
- Время в пути: 11- 12 часов.
- Платные дороги: нет.
Начало второго маршрута из России в Черногорию отчасти совпадает с первым, поэтому про дороги в России и Беларуси повторяться не буду. После Барановичей уходим с трассы М-1 к польской границе. Наша цель КПП Берестовица – Бобровники.
Если в дороге не было особых пробок, до Барановичей вы доедете быстро, а онлайн-камера покажет, что на границе нет больших очередей, советую ночевать в польском Белостоке. В обратном случае заночуйте в Барановичах или каком-то другом населенном пункте ближе к границе с Польшей.
От границы до Белостока ехать 50 километров и около 40 минут.
Отели в Белостоке (привел только те, где можно заселиться даже ночью, так как в Польше распространенное явление, когда после 10 или 11 вечера гостей уже не заселяют). Также во всех отелях есть бесплатная парковка на территории.
Willa Marcella De Lux — оценка «Превосходно». Бюджетный, но очень приличный отель как раз для тех, кому нужно провести ночь в комфортных условиях. Завтрак включен в стоимость номера. Сутки на двоих человек стоят в пределах 30-40 евро. Отзывы отличные.
Hotel Leśny — оценка «Превосходно». Отель на окраине Белостока с включенным в стоимость завтраком, который высоко оценили гости. Постояльцы отмечают удобное расположение отеля и работу персонала. Стоимость стандартного номера на двоих взрослых — от 40 до 55 евро за ночь.
Hotel Royal & Spa — оценка «Превосходно». Спа-отель 4 звезды в самом центре города. Пешком можно дойти до всех основных достопримечательностей. Улучшенный двухместный номер на двоих за ночь обойдется от 50 до 70 евро в зависимости от сезона и акций. В стоимость включен завтрак.
Польша (Белосток – граница с Чехией), день 2
- Расстояние: 580 километров.
- Время в пути: 5,5 – 6 часов.
- Платные дороги: есть.
Скоростные магистрали перемежаются с обычными дорогами, на которых то и дело будут попадаться городки, деревни и села, поэтому запаситесь терпением. В Польше платные участки дорог оплачиваются в зависимости от пройденного расстояния, то есть никаких виньеток покупать не нужно.
Чехия (граница с Польшей – граница с Австрией), день 2
- Расстояние: 230 километров.
- Время в пути: 2 часа.
- Платные дороги: есть.
Перед началом движения по дорогам Чехии не забудьте приобрести виньетку: на границе с Польшей или на любой первой попавшейся АЗС. Виньетка на 10 дней стоит 310 чешских крон (12 евро), на месяц – 440 крон (17 евро). Виньетку необходимо наклеить на лобовое стекло автомобиля.
Важно! При покупке на границе обратите внимание, не берут ли с вас комиссию, так как этим грешат некоторые продавцы. Оптимальный вариант: приобрести виньетку на заправке и расплатиться банковской картой.
Австрия (граница с Австрией – граница со Словенией), день 2
- Расстояние: 315 километров.
- Время в пути: 3 часа.
- Платные дороги: есть.
Аналогичная история с виньетками: на 10 дней – 9 евро, на 2 месяца – 26,2 евро (на месяц, увы, виньетки нет). Приобрести виньетку можно как на АЗС, так и в интернете (с 2018 года).
Одно неудобное но: начало срока действия виньетки при покупке онлайн можно выбрать не ранее, чем через 18 дней. То есть если вы будете проезжать Австрию 18 июня, купить электронную виньетку можно будет до 1 июня, после уже нет.
Инструкция по прикреплению виньетки (если вы приобрели обычную, а не электронную) нанесена прямо на ней.
Словения (граница со Словенией – Загреб), день 2
- Расстояние: 130 километров.
- Время в пути: 1,5 часа.
- Платные дороги: есть.
Участок пути через Словению по дороге в Черногорию очень короткий (около 60 километров) и проходит через платные дороги. Виньетка на 7 дней стоит 15 евро, на месяц – 30 евро. Платить наверняка захочет не каждый. Платные дороги можно исключить из маршрута. Правда, вместо 40 минут по Словении ехать придется 80.
Сразу после пересечения границы с Хорватией (обладателям шенгенской визы для поездки в Хорватии больше ничего оформлять не нужно) начинается платная дорога А2 Macelj – Zagreb. За проезд легковому авто нужно заплатить 48 хорватских кун (6,5 евро). Принимаются евро, но сдачу дадут в местной валюте. Также можно оплатить банковской картой.
Вторую ночевку вашего путешествия в Черногорию на машине предлагаю провести в столице Хорватии – Загребе. Город очень колоритный и незаслуженно обделен вниманием.
Вот несколько отелей с бесплатной парковкой и недалеко от центра, чтобы вы могли хотя бы несколько часов прогуляться по хорватской столице.
Marulic Square Garden — оценка «Великолепно». Шикарные апартаменты в самом центре хорватской столицы. В данном варианте за парковку необходимо будет заплатить отдельно.
Apartman Roda — оценка «Великолепно». Апартаменты находятся в 10 минутах ходьба от главного собора Загреба. Максимальное число гостей — 4 человека. Стоимость одной ночи для двоих человек — от 45 евро и выше.
Best Western Premier Hotel Astoria — отель «Превосходно». Отель в самом центре Загреба с завтраком. Работает круглосуточная стойка регистрации, есть ресторан и бар, во всех номерах есть кофеварка. Постояльцы особо отмечают работу персонала и месторасположение гостиницы.
Хорватия и Черногория (Загреб — Будва), день 3
- Расстояние: 680 километров.
- Время в пути: 8 – 8,5 часов.
- Платные дороги: есть + паромная переправа.
Последний день путешествия в Черногорию на машине из Москвы. Проедемся вдоль всего побережья Хорватии, мимо таких курортов, как Задар, Шибеник, Сплит, Макарска, Дубровник. Хотя есть второй вариант – часть пути проехать по Хорватии, часть по Боснии. В этом случае минуете паромную переправу в Боко-Которской бухте и спуститесь с гор в районе Котора. Если ваша цель Херцег-Нови, то однозначно едем по Хорватии, если все, что южнее, то выбирайте на свой вкус.
Я проехался по всему хорватскому побережью, останавливаясь на ночь или две во всех вышеперечисленных хорватских городах. Поэтому рекомендую именно этот вариант маршрута. Одно но: если захотите проехать быстро, то придется платить. Платный участок трассы Загреб – Сплит – Дубровник обойдется для легкового автомобиля в 232 куны (31 евро).
Хорватско-черногорскую границу пройдете быстро. Теперь останется проехать до паромной переправы (тариф для легковушки 4,5 евро), и через Тиват добраться до Будвы.
Маршрут на карте
Маршрут разделен на три части, соответствующие дням путешествия: Москва — Белосток, Белосток — Загреб и Загреб — Будва.
Вы можете использовать оба маршрута. Например, поехать в Черногорию первым, а в Россию вернуться вторым. Заодно выберете лучший для себя и в будущем будете знать, как удобнее и быстрее доехать в Черногорию на машине.
Статья вышла большая. Возможно, во время написания мог упустить какие-то нюансы, поэтому не стесняйтесь задавать в комментариях вопросы по маршрутам. Постараюсь ответить оперативно. Желаю ровных дорог, попутного ветра и отличного отдыха в солнечной Черногории.
Влюбленный в Черногорию, Игорь Озин.
Присоединяйтесь к моему Ютуб-каналу Двое в тачке, не считая собачки 🤪.
Ищите отель или апартаменты? Тысячи вариантов на RoomGuru.
Не забудьте про страховку для путешественника. Выбрать полис.
Добавить комментарий Отменить ответ
Спасибо большое, очень полезно. Подскажите, если поехать через ХОрватию не по платной дороге — на сколько дольше будет путь? Выбираем между двумя маршрутами из Черногории в Будапешт, и пока никак не можем определиться
Озин Игорь автор
Ольга, путь будет больше примерно в полтора раза. Например, по платной дороге Будапешт — Сплит ехать 7 часов, по бесплатной — 11,5 часов. Данные с Google Maps.
Здравствуйте. Спасибо за интересную, содержательную статью. Собираемся в августе по вашему маршруту в Черногорию из Москвы. Первую ночевку планируем в Бресте, вторую — в Будапеште. Подскажите, какую визу лучше оформлять и почему? Заранее спасибо
Добрый день. Спасибо за очень подробную статью.
Спасибо большое запознавател ную статью 💡 так как сами собираемся ехать в июле из Питера в Будву. Собираем так сказать честный опыт бывалых. Спасибо.
Озин Игорь автор
Отличного вам путешествия!
Игорь, здорово , Вы все рассказали ,если Вы не против , дам инфу ,что после Дзержинска ждем поворот на право , это 150 км приблизительно , «СЛОНИМ» ,далее по указателям , и ,о чудо граница ! Внимание ! Запрвка «Газпромнефть » , далее переход границы через 500 метров , проходим 2 граници за 1 час макс, но не забываем о том , что между границами есть «Dute Free» ,Вас туда отправит инстинкт , господа Поляки знают об этом , по этому половина того , что Вы купили , остается как бы у них ( см.норм провоза табака и алко на территор шенгена) , ура ! Мы когда «честно» или нас избавили от вредных привычек ( алко, табак, бутерброды еще в мск сделанные) в’ехали на территорию «панов поляков » , мой совет , не нарушать скоростной режим, после границы их очень много , далее до 2 круга «Grobovniki » на право по главной дороге до светофора , на светофоре налево , 50 метров на право ,»Warsawa,» нам туда ! Перед окружной Варшавы , главное не проскочить с’езд на право , я его проскочил месяц назад , ехал через город , оч.утомительно! Сильно все перестроили , не был там 3 года , еще немножко ,еще чуть чуть , наша цель » Piotorkow Ttrybunalski» , где то там ищем ночлег , а лучше заранее забронировать, с точным адресом в навигаторе, просто с дороги, можно запросто проскочить, обычно отели имеют заезд со скоростной дороги , задолго ответвление на право , бывает , что ты видишь куда , но приходиться ехать дальше, до разворота . Ночлег без посиделок, лучше не пить ни чего спиртного, утром Вас лекго могут остановить и продуть, особенно любят авто с «rus» , в чехии полиция передвигается на скрытых авто с тонированными стеклами , на скоростной дороге догоняет ,равняется по скорости , смотрит , есть ли у Вас виньетка, все норм , проходит дальше , если нет , то остановка, продувка , выписка штрафа и тд и тп . Штраф за без виньетки большой , но можно оплатить картой , будут скидки , причем значительные , от оплаты наличными, карту принимают прямо в багажнике их авто , там стоит валидатор . Совет , купите виньетку сразу после пересечения границы Польши и Чехии , первая заправка через 3-5 км , оплата лучше картой .Всем хорошей дороги ! Есть вопросы , пишите , 3 недели назад вернулся из MNE в МСК
Озин Игорь автор
Спасибо за комментарий!
Игорь , добрый вечер ! Я так понял , что Вы не использовали маршрут по автобану , сразу через Боснию (Мостар) и дальше на Дубровник ?
Озин Игорь автор
Юрий, добрый день! Проезжал Боснию только где Неум, через Мостар не ездил.
Игорь, добрый день!
Собираемся семьёй в путешествие в Черногорию. Хотелось бы узнать какую визу лучше оформлять.
Огромное спасибо , за информацию . Вопрос, кто ни будь ездил по дороге из МNE—HR, которая выходит через BH минуя Дубровник и эту нудную дорогу вдоль побережья, на скоростной автобан в направлении SLO, говорят ,что там есть выход , но качество дороги ( 150-200км ) не очень хорошее , мягко говоря , кто ездил , ответьте пожалуйста , в сентябре еду из Будвы , местные , как всегда не в теме… Спрашиваю, потому , что всегда езжу по длинной но быстрой дороге , москва- польша -чехия -австрия -словения- хорватия -босния-хорватия-черногория , время в пути 2 дня , раскладываю по 1600 км в день , есть у кого другие варианты ? Всем спасибо .
Татьяне!
Если вы едете в МNE, то Вам, нужно сделать мультиВизу , так как вы будете пересекать 2 раза Шенген ( хорватия босния хорватия ) и не важно , что граница в расстоянии 2 км , только мульти ,Вам поможет не испортить отдых, хотя может быть у вас другой маршрут , все зависит от того как быстро Вы хотите быть в MNE
Ольге и Татьяне ! Вы едете не смотреть однообразную дорогу , Вы уже видете себя и своих детей на пляже , о чем речь ? Еще одна (3) ночевка ? Зачем . Собрались и поехали , меньше курим , пьем кофе , туалет сокращаем , и Вы в 23-24 часа стоите на пароме в Тиват , 15 мин и Вы в Тивате , еще 30 мин и Вы в Будве. Ура . , но у Вас вечером ощущение , что Вы как бы в Черногории , а утром что Вы как бы приехали в Крым , и вот не совсем понятно , до Крыма 1300, ,а до Черногории 3000 и в чем разница ? Выбирайте свой отдых сами , в Черногории есть очень хорошие места и побережья , читайте отзывы ,хорошего Всем отдыха ! Мульти дают быстро французы , мин на 6 мес
Игорь, добрый вечер! К сожалению или к счастью ,опять предстоит ехать на машине из мск в мne, как обычно в сомнениях , Вы через Венгрию ездили ? Если ,да , напишите пожалуйста , сколько времени в пути , как дорога ? Спасибо огромное !
Игорь, добрый вечер! Перечитал ваш маршрут через венгрию , реально его пройти за два дня , с учетом дорог ? Вы понимаете о чем ,я ? Я тоже не однократно ездил в черногрию, и при этом 2 дня в пути ,выехал в 5 утра , прошел 1600 км , переночевал и далее до Столива , в 23-24 уже там , но дорога позволяет так ехать, до с’езда с платной дороги на Дубровник , ну ,а потом немножко утомительно ,но тем не менее 1 ночевка! Через венгрию , так получится ?
Озин Игорь автор
Юрий, добрый вечер! В Венгрии с автобанами все ок — едешь быстро. Но вот по Польше ехать долго в сторону Словакии. Или вы имеете ввиду в Венгрию после Австрии свернуть? Я 10 дней назад ездил Будапешт — Белград — Бар. Но не торопясь, останавливался в Белграде, потом в нацпарке Тара, поэтому по скорости не смогу сориентировать.
Черногория за 7 дней: идеи для автопутешествий
Как сделать отдых в Черногории насыщенным и запоминающимся, имея в запасе всего одну отпускную неделю? Воспользоваться готовым планом с графиком посещений лучших достопримечательностей, пеших и автомобильных маршрутов. Подробный и понятный чек-лист поможет быстро сориентироваться на месте, увидеть все самое интересное и не тратить попусту драгоценное время короткого отдыха.
День 1: Прилет и размещение
Регулярные и чартерные рейсы в аэропорт Тивата прилетают в течение всего светового дня, но даже относительно недолгий 3,5-часовой перелет способен утомить. Поэтому первый день пребывания в Черногории предназначен для решения некоторых организационных вопросов и отдыха. После заселения в отель Бечичи стоит немного осмотреться, посетить ближайший пляж, а вечер провести за ужином в одном из прибрежных ресторанчиков. Сразу после прилета необходимо решить вопрос со связью. Роуминг от домашнего оператора — не самый выгодный и удобный вариант, поэтому большинство путешественников приобретают сим-карту местной компании, которая обеспечивает стабильную и недорогую связь и устойчивое интернет-покрытие 4G. Например, стартовый пакет от Telenor за 5 евро включает 5 дней разговоров внутри страны и 10 Гб скоростного интернета (работает даже в горах). Купить сим-карту можно прямо в аэропорту или в любом местном магазине.
День 2: Осмотр окрестностей
Утренняя прогулка по набережной Будвы с завтраком в прибрежном кафе станет лучшим началом первого полноценного дня отдыха. За вкусным завтраком и чашкой крепкого турецкого кофе, любуясь яркой синевой моря, хорошо подумать о планах на предстоящий день.
Сразу после завтрака отправляйтесь в старую часть Будвы. Старые города в Будве, Которе, Баре, Ульцине и других курортных местечек легко перенесут вас с средневековое прошлое, подарят настоящее эстетическое наслаждение и наполнят атмосферой удивительной умиротворенности и тихой радости.
Прогулявшись по узким каменистым улочкам и вдоволь налюбовавшись венецианской архитектурой, отправляйтесь на пляж. В Будве это — популярные Могрен 1 и Могрен 2 (лучше сразу идти на самый край к скалам — там самая чистая вода), Славянский пляж, Ричардова глава. В Которе езжайте на галечные и бетонные пляжи Доброты. Если остановились в Герцег-Нови — идите на центральный городской пляж, к яхт-клубу или на пляж Жало. Во второй половине дня можно отправиться на катере к одному из ближайших островов Которского залива. Например, от набережной Будвы курсирует катер на остров Святого Николая (местные Гавайи), а из Тивата можно добраться до острова Цветов или острова Святого Марка. Вернувшись в отель, возьмите в аренду автомобиль на 5 дней — без него здесь не обойтись. Бронировать машину лучше заранее — еще до вылета в Черногорию. Местные прокатные компании принимают заявки в режиме онлайн и предоставляют выбранную модель к назначенному месту и времени (можно прямо в аэропорт). Услуга недорогая и пользуется огромной популярностью у туристов, поэтому в разгар курортного сезона найти хороший авто за приемлемые деньги уже не так легко. Несколько полезных советов:
- выбирайте местные прокатные компании — они выигрывают у сетевых операторов ценой и качеством услуг, а также предоставляют бесплатные “плюшки” (навигатор, детское кресло, страховка Green Card и прочие);
- берите авто сразу на несколько дней — суточная цена выходит дешевле, чем при бронировании на 1-2 дня;
- при оформлении заявки указывайте наличие Green Card — услуга у местных операторов бесплатна и дает возможность свободно выезжать в соседние государства.
День 3: поездка вдоль Боко-Которского залива
Маршрут рассчитан на весь день, поэтому выезжать нужно прямо с утра.
Первый пункт путешествия — Котор. Машину можно оставить на парковке у стен Старого города. Утренняя прогулка по его средневековым улочкам наполнит вдохновением и настроит на дальнейшие открытия.
После 2-часовой экскурсии отправляйтесь в Пераст — город миллионеров и моряков. Там возьмите морскую прогулку к острову Святого Георгия и острову Богородицы на Рифе — яркие впечатления гарантированы.
Вернувшись, пообедайте в одном из ресторанчиков на набережной Пераста (местные заведения считаются одними из лучших в Черногории), а после езжайте в древний Рисан — знакомиться с достопримечательностями.
На прогулку по небольшому Рисану стоит выделить час, и уже в 14:00 отправляйтесь в сторону Герцег-Нови. По пути обязательно посетите величественный и удивительно красивый монастырь Савина XIV века и русское кладбище.
Герцег-Нови — самый зеленый город в стране. Здесь собраны сотни видов экзотических растений со всего мира, которые растут во дворах местных жителей и прямо на улицах. А еще его называют городом тысячи ступенек. Обзорную пешую прогулку стоит продолжить морской — возьмите экскурсию в Голубую пещеру и форт Арза.
В невероятно красивом Герцег-Нови хочется задержаться подольше, но время не ждет, поэтому уже в 18:00 выезжайте из города в сторону небольшой рыбацкой деревушки Каменари. Паром переправит вас на другую сторону залива — в поселок Лепетане. Там поверните налево. Узкая улочка рыбацких поселений приведет в курортный поселок Муо. Вдоволь полюбовавшись неописуемой красоты закатами, возвращайтесь назад.
День 4: Ульцинь, Ада-Бояна, Скадарское озеро, Вирпазар
Насыщенная программа также рассчитана на весь день. Новое путешествие начинается в солнечном Баре. Добраться сюда из любого курортного городка можно за 1,5- 2 часа. Дорога проходит вдоль побережья Адриатики, которым можно любоваться бесконечно. Выезжать нужно пораньше — в 8:00, чтобы уже к 10:00 оказаться на месте.
Интерес в небольшом городке вызывают: монументальный Старый город, порт и маленькие брендовые магазинчики (последнее — на любителя).
Далее — выезжайте в Ульцинь — старый пиратский город. Часовой прогулки будет достаточно, чтобы проникнуться его очарованием и не очень устать. Отдохнуть можно на самом большом песчаном пляже в Черногории — Велика Плажа. Позвольте себе понежится на теплом песке и искупаться в теплом море — с 12:00 до 13:00.
После небольшого отдыха отправляйтесь к знаменитому острову Ада Бояна. Самые смелые могут искупаться вместе с нудистами. Вкусный рыбный обед в одном из колоритных ресторанов на воде дополнит впечатления о здешних местах.
В 16:00 с новыми силами выезжайте по направлению к Скадарскому озеру. Завораживающие панорамы, удивительная флора и фауна, старинные церкви и аутентичные деревушки по берегам крупнейшего на Балканах пресноводного водоема — все это непременно стоит увидеть.
В 18:00 постарайтесь оказаться в Вирпазаре — небольшой рыбацкой деревушке. Здесь можно поужинать и немного отдохнуть перед обратной дорогой. Если время позволяет, можно даже доехать до живописного поселка Риека Црноевича — в историческое сердце Черногории.
День 5: Природный заповедник Дурмитор, Жабляк (2-дневный маршрут)
С жаркого побережья на север страны выезжать нужно рано утром. С Адриатического шоссе поверните в сторону Вирпазара, в 9:00 утра выпейте кофе на открытой террасе местного ресторана и отправляйтесь в путь.
Живописная дорога ведет мимо знаменитого водопада Ниагара. Полюбовавшись прекрасными видами, езжайте в Подгорицу. Современная столица страны богата достопримечательностями. За 2 часа здесь можно посмотреть Старый город и знаменитый мост Миллениум, а также пообедать.
Далее отправляйтесь к каньону реки Мртвица — одному из красивейших в Черногории, а затем посетите горный монастырь Морача — вдохновляющее и очень умиротворенное место.
Следующая остановка — Биоградское озеро. Задержитесь здесь на часок, наполнитесь силой первозданной природы, полюбуйтесь ее красотой. Дальше дорога ведет вдоль каньона реки Тара — второго по глубине в мире после знаменитого Колорадо. У моста Джурджевича можно остановиться, чтобы сделать фото в самом глубоком месте каньона и испытать силу духа, прокатившись на Зиплайне.
К 18:00 окажетесь в Жабляке. Здесь нужно остановиться на ночевку. Подходящие апартаменты можно найти на Booking или уже на месте (за 25-40 евро получите отличный 2-местный номер).
День 6: Жабляк, Боботов Кук, Пивское озеро, монастырь Острог
Ранним утром отправляйтесь к Черному озеру. В это время еще нет шумных туристов и можно сполна насладиться звенящей тишиной уникального водоема, прогуляться вдоль его берегов и покататься на лодочке по его водам.
Отсюда начинаются многочисленные маршруты по наиболее интересным местам заповедника, в том числе один из самых увлекательных — восхождение на Боботов Кук (высшую точку Черногории). Рассчитывайте на 3-часовую прогулку в сопровождении опытного инструктора .
В 13:00 уж выезжайте к Пивскому озеру и Пивскому монастырю, а затем через Никшич — к монастырю Острог.
В 16:00 отправляйтесь в обратный путь — по дороге через Даниловград и Подгорицу. Обязательно прогуляйтесь по улочкам древнего Цетинье — бывшей столицы и духовного центра Черногории. Оттуда через Котор возвращайтесь на побережье.
День 7: Природный парк Ловчен, Негуши
В последний день короткого отпуска прокатитесь по знаменитому Ловченскому серпантину.
Начните поездку с посещения крепости Космач. К 10:00 утра отправляйтесь в Цетинье. Здесь стоит посетить Цетиньский монастырь, история которого неразрывно связана с историей страны, а затем отправиться к мавзолею самого почитаемого правителя Черногории Петра II Негоша.
В родовом селе митрополитов и правителей Негуши обязательно попробуйте знаменитый пршут, козий сыр и вино, а после обеда отправляйтесь в захватывающее турне по горному серпантину Ловчен. По дороге можно заглянуть в старую австрийскую крепость Гораджа.
Путешествие заканчивается в Которе. Остаток дня можно провести на пляжах или отправиться в отель.
День 8: прощание с Черногорией, аэропорт
Если вылет назначен на вторую половину дня, можно еще заглянуть на ближайший пляж. Автомобиль удобнее вернуть на парковке у аэропорта Тивата, а после регистрации еще останется время выпить чашку кофе в открытом ресторанчике на пляже Колардово, любуясь белоснежными яхтами в Тиватском заливе.
В Черногорию — на машине
Портал Kolesa.Ru всегда рад общению со своими читателями. Особенно, когда им есть чем поделиться с другими автолюбителями. Поэтому, когда в редакцию пришло письмо с предложением опубликовать отчет о поездке из Санкт-Петербурга в Черногорию (и обратно) на автомобиле, автор-путешественник получил утвердительный ответ.
Откуда: Россия, г. Санкт-Петербург.
Куда: Черногория, г. Будва.
Расстояние: 3 300 км.
Маршрут по странам: Россия, Белоруссия, Польша, Словакия, Венгрия, Сербия, Босния и Герцеговина, Черногория.
Автомобиль: Peugeot 308 1.6 MT Premium.
Экипаж: 3 человека.
Планируемое время: 8 дней на дорогу (туда и обратно), 10 дней — отдых в Черногории.
На машине в Черногорию. Подготовка
Шенгенскую транзитную визу (25 евро) оформляли в посольстве Польши, т.к. из всех стран только Польша, Словакия и Венгрия входят в Шенгенскую зону (в остальные страны для граждан России виза не нужна). В Польском посольстве Вас попросят написать «сочинение» (на русском языке), почему Вы едете именно через Польшу и маршрут поездки по странам.
Также необходимо иметь документ, подтверждающий наличие забронированного жилья в Черногории. В нашем случае это был ваучер на бронь 2-х комнатных апартаментов в г. Будва. Нашли и забронировали через Интернет (искать лучше на профильных форумах). За 2-х комнатные апартаменты в 10 минутах пешком от моря мы заплатили 25000 рублей на троих. После оплаты, ваучер присылают по электронной почте.
Промежуточные ночёвки были исключительно спонтанными. Нигде заранее ничего не бронировалось.
В любой страховой необходимо будет оформить «Зеленую карту» — страховку (аналог нашего полиса ОСАГО) для свободного проезда по всем странам следования.
Про деньги
Держите хороший запас денег на кредитных карточках, так как евро — официальная денежная валюта только в самой Черногории, в остальных странах деньги свои.
Наличные евро берите мелкими купюрами. Бумажку в 100 евро разменяете только в банке.
В Белоруссии на некоторых заправках (в частности заправках «Лукойл») принимаются российские рубли, но не везде.
Про навигацию
Нам указывали путь навигатор Tibo A1000 с дополнительно установленными картами Восточной Европы (кроме Сербии), две раскладных бумажных карты и атлас автомобильных дорог Европы.
Настоятельно рекомендуем закачать (или докупить) максимально подробные и «свежие» карты для навигатора. Это поможет сэкономить большое количество времени и нервов в пути.
Внимание! Строго соблюдайте скоростной режим! Даже если автомобили с местными номерами будут на него активно плевать, обязательно включайте ближний свет фар в любое время суток и не включайте противотуманные фары без надобности!
На машине в Черногорию. Поездка
День первый. 20 сентября
Старт в 10.00 из Санкт-Петербурга по Пулковскому шоссе через г. Псков на Белоруссию. В Псковской области дороги оставляют желать лучшего, будьте внимательны и строго соблюдайте правила дорожного движения. Сотрудники ДПС встречаются очень часто и в самых разных местах. Проезжаете г. Псков, г. Остров, и г. Опочка. Далее возможны две дороги: через г. Пустошка на г. Невель и, далее через границу в пос. Юховичи на г. Витебск, или через населённый пункт Себеж, далее через границу на г. Полоцк. Дорога во втором случае короче на 100 км, но необходимо будет оплатить проезд через Себежский заповедник (от 250 рублей, в зависимости от типа авто). Проезд через Российско-Белорусскую границу свободный.
Белоруссия. Братская республика отличается, прежде всего, ухоженными трассами. Дороги везде ровные, валяющегося по обочинам мусора вы не увидите нигде, регулярно встречаются уютные места для отдыха. Но есть два предостережения. Во-первых, въезжайте в Белоруссию с полным баком бензина. Заправочные станции по трассе будут встречаться нечасто, и стоимость бензина резко отличается от российского в большую сторону (цена за литр 95-го составляла около 35 российских рублей, а сейчас и того больше). Во-вторых, сотрудников ГИБДД по трассе практически нет (только на подъезде к крупным населенным пунктам), однако не теряйте бдительность: превышение скорости более чем на 20 км/ч — лишение прав! «Договориться» с местными представителями власти можно, но сложно.
Следующий город — столица Белоруссии, город Минск. Прекрасный город, излучающий теплоту и доброту. Если будет время, обязательно задержитесь в нём, погуляйте по Троицкому предместью или в парке Комсомольского озера.
После г. Минска дорога лежит на г. Брест, к Белорусско-Польской границе. Трасса «Минск-Брест» — по сути, платный автобан. Но плата мизерная, а дорога отличная. Именно на этом отрезке пути мы не смогли удержаться от соблазна и «завалили» спидометр нашей 308-ой.
С точки зрения отдыха, у нас было преимущество. В Витебской области у меня есть родственники, которые приютили нас на ночлег. Но в Витебске, Минске или Бресте найти недорогую гостиницу проблем не составит (в том числе и через Интернет), да и по трассе периодически встречаются придорожные мотели.
Расстояния (от Санкт-Петербурга):
До Витебска — 670 км.
До Минска — 800 км.
До Бреста — 1140 км.
День второй. 21 сентября
Старт из Витебской области в 9.00. Где-то в обед подъехали к Белорусско-Польской границе. Очередь машин в 20-25, простояли часа три, документы оформили минут за двадцать. В начале пятого въехали в Польшу.
После пересечения польской границы наша дорога вела через г. Люблин в г. Жешув, и далее к границе со Словакией. Дороги в Польше хорошие, но узкие. Трасс как таковых нет, через каждые 5-10 км обязательно встретиться деревушка. Везде всё чисто и аккуратно. Ехали достаточно долго, по правилам: в населённых пунктах — 50 км/ч, вне — 80-90 км/ч. Одной из особенностей дорог является их гладкость. В Польше исчез звук от шин, разговаривать в машине на скорости 90 км/ч можно было шепотом.
Польский — очень забавный язык, большое количество ласкательных суффиксов и звуков «ша» предают ему неповторимый оттенок. Русский язык все понимают, да и польский, в общем, понятен, поэтому с аборигенами мы общались без особых проблем.
Стоит обратить внимание, что в Польше всё работает до 19.00-20.00 часов. Позже всё «вымирает», работают только заправки. На протяжении всего пути в Польше регулярно встречались отели и мотели. Но ночевать было решено в Словакии, чтобы утро начать в новой стране — это было ошибкой!
День третий. 22 сентября. Полночь
Польско-Словацкая граница представляет собой. Fiat Uno 80-х годов выпуска, с двумя пограничниками и амбарной книгой. В неё нас записали и с Богом отправили дальше. Необходимо было подыскать место для ночлега. Это оказалось нелегко. Ночевать в Словакии негде: по дороге нет ни мотелей, ни отелей — только в крупных городах. Волей случая, в ближайшем после границы населенном пункте заговорили с молодым человеком лет 20-ти, который предложил переночевать у него за 30 евро. Делать нечего — согласились! Около 2-х часов ночи подъехали к симпатичному двухэтажному дому. Дверь открыла заспанная мама гостеприимного незнакомца. Парень объяснил ей кто мы и зачем пришли. Женщина проводила нас в гостевую комнату, сонный папа принёс нам подушки и одеяла, показали, где ванная и туалет. В общем, (не за дорого) оказали радушный приём совершенно незнакомым людям. Вот оно — славянское братство! Русский язык понимают, но очень плохо, объяснялись с применением английского и «пальцев».
День третий. 22 сентября. 8 часов утра
Двинулись в сторону Венгрии через г. Прешов и г. Кошице. Словакия, мягко говоря, страна небогатая. Смотреть по дороге особо не на что. Почти всю дорогу кукурузные поля. Дороги в Словакии неплохие, но регулярно встречались и разбитые участки асфальта. Машин встречалось мало, поэтому уже к 13.00 мы подъезжали к Словацко-Венгерской границе.
Расстояние:
от Бреста до Кошице — 550 км.
День третий. 22 сентября. 13 часов
Границы между Словакией и Венгрией нет вообще, только брошенный таможенный терминал, который никто не охраняет. То, что Венгрия — страна с более развитой чем Словакия экономикой, видно сразу. Хорошие широкие дороги с асфальтированными обочинами, в большинстве своём ровные. Регулярно встречаются современные заправочные станции, в которых есть даже душевая комната! Трассы достаточно загруженные, но местные водители едут по ним потоком, со скоростью 120-140 км/ч. Движение в таком режиме позволило нам проехать Венгрию очень быстро, без боязни попасться полиции. Благо, что местные водители предупреждают о засадах так же, как и в России. Стоит обратить внимание на особенности обгона в Венгрии. Водитель автомобиля, который решил совершить обгон, включает «аварийку» и смело выезжает на встречную полосу. Автомобиль, который двигается по встречной полосе, перестраивается на обочину, пропуская обгоняющего.
Маршрут по Венгрии выглядел следующим образом: через г. Мишкольц на г. Будапешт, далее по трассе «Е-75» через г. Кечкемет на г. Сегед, и затем, через Сербскую границу в г. Суботица.
В Будапеште хотели задержаться чуть подольше. Проехали через центр города, но ничего особо интересного не увидели, а искать времени не было. Венгры ни на английском, ни на франзуском, ни тем более на русском языке не говорят. Общались «на пальцах»
Расстояние:
от Кошице до Субботицы — 480 км.
На всём протяжении пути через Польшу, Словакию и Венгрию регулярно встречаются указатели. Ориентироваться на трассе просто. В городах и населённых пунктах очень выручает навигатор, подсказывая нужный поворот или съезд.
Однако в наш электронный путеводитель по непонятным причинам не установилась карта Сербии. И, надо сказать, что именно дорога по Сербии оставила у нас больше всего впечатлений, причем, как и позитивных так и негативных.
Про бензин
Бензин в Восточной Европе дорогой. Разброс цен (в пересчете) от 1,35 до 1,55 евро за литр 95-го. Некоторые заправочные станции сбивали нас с толку от количества видов топлива: одного 95-го встречалось по 4 вида.
День третий. 22 сентября. 19 часов
Венгерско-Сербская граница представляет собой стандартный таможенный терминал. На границе свободно. Посмотрели ваучер и водительское удостоверение, поставили штампы в паспорта и пропустили. Дорога в Сербии продолжала радовать нас своим качеством: ровная и свободная. После г. Суботица шоссе вело нас к населенному пункту Нови-Сад. Далее есть возможность поехать двумя путями. Первый: не сворачивая с трассы «Е-75» ехать прямо до Белграда, и далее по шоссе «Е-763» до границы с Черногорией. Второй путь более сложный, через Боснию и Герцеговину: от г. Нови-Сад съехать на дорогу №21, пересечь шоссе «Е-70» и двигаться на г. Шабац. Дальше необходимо попасть на дорогу №19 и ехать на запад, через населённые пункты Дуваниште, Лешница, Баня-Ковиляча, и далее вдоль реки Дрины до пограничного переезда через мост в г. Зворнике. В России нам советовали ехать через Боснию и Герциговину. Но, посмотрев на сложность маршрута, и, польстившись качеством шоссе до г. Нови-Сад, мы решили ехать через Белград — это была вторая ошибка! Дело в том, что дорога после Белграда до самого побережья Адриатического моря — это дорога через горы, в то время как путь через Боснию и Герцеговину — в объезд. Но об этом далее.
Сам Белград до сих пор представляет собой большую стройку, видны следы военных событий 1999 года, на улицах много мусора, указателей в городе практически нет (напомню, что карта Сербии в нашем навигаторе отсутствовала). Зато дороги везде идеально ровные. Кое-как мы нашли выезд из города на нужное шоссе Е-763. Темнело. Следующим ориентиром служил г. Чачак. По пути в этот населённый пункт у нас случилась первая встреча с полицией. Нас оштрафовали за включенные противотуманные фары (в пересчете) на 40 евро. Сначала полицейский брать штраф в евро отказывался, но, поняв, что других денег у нас просто нет — отвёл в сторонку, положил деньги в карман и, улыбнувшись, отпустил. Когда стемнело совсем, мы начали въезжать в горный район. Стало закладывать уши. Указатель забортной температуры с +23 опустился до +3 градусов Цельсия.
После г. Чачак дорога лежит в г. Ужице и далее в пос. Приеполе к Сербско-Черногорской границе. Отъехав от Сербской столицы 150 км, мы поняли, что в горах ночевать будет негде. Встречавшиеся горные поселения представляли собой плачевное зрелище. Именно в этот момент, нашим экипажем было принято мужественное решение ехать до конечного пункта назначения без остановок!
По горному серпантину мы ехали впервые. Испытали всю гамму чувств от дороги. Прежде всего, от красоты и монументальности скал и обрывов в лунном освещении. Отбойники над обрывами встречались раз в сто метров, на каждом третьем повороте лежали венки и цветы. От впрыснутого в кровь адреналина сон прошёл сам собой, концентрация стопроцентная. При скорости 60 км/ч в закрытых поворотах нас ещё умудрялись обгонять туристические автобусы! На границу с Черногорией приехали поздно ночью.
Расстояние:
От Суботицы до границы с Черногорией — около 550 км.
День четвёртый. 23 сентября, 01.15 ночи
На границе с Черногорией, кроме стандартных паспортных процедур, нас попросили оплатить экологический сбор (15 евро) за проезд по заповеднику. Выдали наклейку, которую необходимо было наклеить на лобовое стекло. Горная дорога Черногории ничем особо не отличалась от сербской — всё тот же серпантин, только уже направленный на спуск. На подъезде к г. Подгорица дорога начала выпрямляться. Бензин в Черногории самый дешевый из всех восточноевропейских стран — 1,22 евро за литр 95-го. На рассвете, около 6 часов утра мы проехали г. Цетине — последний ориентир перед конечной точкой маршрута. А когда солнце полностью поднялось из-за горизонта, мы увидели лазурное побережье Адриатического моря и основной центр туристической жизни Черногории — город-крепость Будва.
Расстояние:
От Сербско-Черногорской границы до г. Будва — около 550 км.
Для описания достопримечательностей Черногории потребуется отдельная статья, так что оставим это на будущее. Скажу лишь, что эта страна заслуживает того, чтобы в ней хоть раз побывать.
. про обратный путь
Обратим Ваше внимание на одном дне из путешествия в обратном направлении. Мы решили ехать через Боснию и Герцеговину. Возвращались также, до г. Подгорица, только потом следует ехать на г. Никшич и, далее через пос. Плужине к границе по шоссе «Е-762». Никаких проблем на границе не возникло, все документы оформлялись быстро и чётко. Решено было посетить столицу — г. Сараево.
Центр этого города немного напоминает архитектурой родной Санкт-Петербург, особенно в районе набережной реки Миляцки. После посещения столицы нам необходимо было попасть на Боснийско-Сербскую границу в районе г. Зворник. Дорога туда лежит через населённый пункт Власеница и, далее на северо-восток к реке Дрине. До пограничного моста дорога проходит вдоль этой реки, ну а дальше, переехав мост, вы возвращаетесь в Сербию. Сравнив два маршрута на собственном опыте, мы однозначно решили, что более длинный путь через Боснию и Герцеговину оправдан. Горных дорог значительно меньше, крутизна серпантинов более плавная, а значит и средняя скорость выше. Также упал средний расход топлива, который в горах достигал 13 литров на сотню из-за постоянного включения пониженных передач, вплоть до первой.
В Боснии и Герцеговине, на шоссе посреди леса нас второй раз остановила полиция за превышение скорости на 20 км/ч. В пересчёте с местной валюты на евро штраф составил 20 «европейских единиц». Брать в евро также отказались и отпустили так.
. А вот проезжая Польшу на обратном пути, мы превысили скорость аж на 60 км/ч, не заметив знака «Населённый пункт». После 15-ти минутного разговора в машине, отделались «неофициальным штрафом» в 100 евро (официальный был 200 евро). Так что не только наши стражи закона не гнушаются дополнительным заработком.
На машине в Черногорию: итоги
Туда и обратно — 7 126 км за 8 дней. Поездка дала массу впечатлений. Но, обратим Ваше внимание на то, что целью был именно отдых в Черногории, поэтому в большинстве интересных мест по пути следования останавливаться мы не стали, чтобы не терять времени. Водительская и физическая подготовка должна быть на хорошем уровне. Затраты на топливо составили около 1300 евро на троих. Никаких криминальных происшествий за всю дорогу не было. За свою жизнь, здоровье и имущество ни разу волноваться не пришлось.
С точки зрения экономической целесообразности, разницы между путёвкой с билетом на самолет и самостоятельной поездкой на машине нет. Но если вы готовы к приключениям, хотите своими глазами увидеть, как живут люди в других странах, обогатить своё мировоззрение — смело отправляйтесь в путь. Это очень интересно!
Источник https://montegora.ru/v-chernogoriyu-na-mashine.html
Источник https://sitngo.me/guides/marshruty/chernogoriya-za-7-dnej-idei-dlya-avtoputeshestvij/
Источник https://www.kolesa.ru/article/v-chernogoriyu-na-mashine-1-2011-06-18